Как показывает практика, мы очень вольно обращаемся с оценкой. Проводятся работы различной степени сложности, а оцениваются одинаково по пятибалльной шкале. Не может учитель сказать, что эта работа очень проста и поэтому высшая оценка за нее "3", а низшая "1". но бывают работы высокого уровня сложности, за которые недостаточно поставит "5".
При выставлении итоговой оценки невозможно соблюсти объективность, тат как я уже говорила, текущие оценки имеют различную значимость.
Оценка – сложная психологическая ситуация не только для учащегося, но и для учителя; уровней знаний в классе у разных учеников по одному и тому же программному вопросу чрезвычайно много, поэтому и оценок должно быть столько же. А у нас их всего пять. Оперируя даже не пятью, а фактически четырьмя, а то и тремя оценками, очень трудно дифференцированно оценивать уровень знаний учащихся и принять во внимание массу индивидуальных особенностей каждого из них.
Учитывая мой более чем 10 летний опыт по данному вопросу я считаю , что данную систему оценки знаний учащихся целесообразнее применять в 10-11 классах. Это связано с тем, что у старшеклассников уже осознана мотивация учения. Основная масса их уже определила свой выбор, а те кто пришел получить троечный аттестат будут вынуждены его честно ''заработать''. Сама рейтинговая система подразумевает изменение всего процесса обучения. Все темы учебной программы изучаются, отрабатываются и контролируются по следующей схеме; лекция - рабочий урок – семинар - зачет.
Лекционный материал дается блоком в виде эвристической беседы с учащимися. Для получения новых знаний у них постоянно идет востребованность предыдущих. При этом происходит в сознании учащегося наращивание теоретических знаний. На лекции необходимо останавливать внимание учащихся на основных узловых вопросах темы, показать их взаимосвязь, вскрыть причинно-следственные связи, актуализировать знания школьников, полученные на уроках других дисциплин, используя различные средства обучения и воспитания. Необходимо учитывать разный темп восприятия материала учащимися, а к наиболее важным и трудным вопросам возвращаться в ходе лекции несколько раз. И когда у учащихся создается целостное представление о теме, более частые вопросы в дальнейшем разбираются на семинарах трех типов. На последующих рабочих уроках происходит практическое использование и приложение знаний, полученных на уроках, к конкретным объектам (веществам, задачам). На данных уроках происходит отработка навыков и умений т.е. делается конкретная иллюстрация полученным знаниям.
Уроки-семинары призваны закрепить знания учащихся. На них учащимся ставятся проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, для решения которых необходимо востребовать весь свой полученный запас знаний. А решив созданную проблему, они самостоятельно выстраивают логическую цепь об использовании полученных знаний на конкретных объектах.
Уроки - зачеты проводятся с целью оценки знаний и умений полученных каждым учащимся при изучении конкретной учебной темы. Важно, чтобы учащимся были заранее известны типы задач и заданий, включаемых в зачет или контрольную работу. Это психологически подготавливает учащихся, повышает их ответственность за результаты работы, приучает планировать свою работу.
Устная проверка знаний учащихся может проводиться на всех этапах урока. Это чаще всего предварительный контроль за степенью усвоения ранее изученного материала, который проводится в начале урока и может быть сопряжен с проверкой домашнего задания, и текущий контроль – за ходом усвоения материала. В зависимости от способа организации это может быть индивидуальная, групповая или фронтальная работа.
Благоприятные возможности для этого создают нетрадиционные способы оценивания результатов учебной деятельности. Рейтинг - количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой. Для педагогов результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или “удельный вес” того или иного задания в контрольной работе, на зачете, при работе во время урока, а итоговая отметка возникает как сумма баллов (долей баллов), “заработанных” за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания.
При подготовке к проведению работы (зачет, контрольная работа, выступление на семинаре) выстраивается система заданий и вычленяются отдельные операции и действия, необходимые для их выполнения. Отдельному заданию в целом, либо его частям присваивается определенный балльный вес. Каждый учащийся набирает определенное количество баллов. Предлагаемая система оценки знаний учащихся не отменяет традиционной 5-бальной системы.
Принципиальное отличие рейтинговой системы оценки знаний от традиционной заключается в том, что оценка за полугодие выводится не как средняя от всех полученных в ходе уроков, а исходя из суммы всех заработанных в течение полугодия баллов.
Основным нормативом, соотносящим рейтинговую систему с традиционной является: С5 - сумма баллов, которую должен заработать за полугодие учащихся, претендующий на оценку “5”.
Мною, исходя из опыта работы по данной системе, величина С5 =150 баллов.
С5- определяется преподавателем самостоятельно. Для определения С5 следует исходить из специфики предмета, привычной для учителя интенсивности опроса, количества учебных часов отводимых программой. С5 сообщается учащимся в начале полугодия и не подлежит изменению до его завершения.
; .
Если при определении С3 и С4 получаются дробные числа, она округляется до целого числа в направлении уменьшении.
Балы зарабатываются учащимися тремя основными способами:
а) Текущая работа на уроках
полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос) | 6 баллов |
за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями | 5 баллов |
за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной- двумя существенными | 4 балла |
за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики | 3 балла |
- за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса | 2 балла |
за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса | 1 балл |
оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса | 1-2 балла |
- отказ от ответа | 0 баллов |
б) Cдача зачетов или написание контрольных работ, по темам изученным в течение полугодия.
Таким способом учащиеся должны иметь возможность заработать.
в) Отработка задолженности
На зачетной неделе в конце полугодия учащиеся могут отработать свою задолженность (т.е. исправить отказы от ответов, пропуск занятий- независимо от их причины), зафиксированную преподавателем в журнале.
(В отдельных случаях учитель может принять отработку задолженности в течение полугодия, исходя из своего свободного времени)
Задолженность сдается исходя их суммы оценки не более .
Если у учащегося в течение всего полугодия не было ни одного отказа или пропуска, он может получить автоматически, без сдачи какого-либо материала.
Если у учащегося долг всего по одному уроку, он сдает задолженность по этому уроку исходя из . Если у учащегося по десяти урокам, он сдает материал всех этих уроков, но из тех же . Текущая успеваемость учащихся фиксируется в журнале.
Отказ от ответа или заведомо и полностью неправильный ответ отмечается в журнале “0” и отрабатывается в конце полугодия. Пропуск “н”. Все “0” и “н” отрабатываются вместе. По завершении полугодия преподаватель вписывает в журнал суммы заработанных каждым учащимся баллом, после чего на основании этих сумм каждому выставляется оценка за полугодие.
Рейтинговая система оценки знаний обладает целым рядом явных преимуществ перед традиционной:
а) ориентирует учащихся на активную работу на уроках;
б) стимулирует из стремление приобретать возможно более обширные знания по предмету;
в) нацеливает на систематическую работу по предмету;
г) позволяет включить в учебный процесс целую систему позитивных стимулов при серьезном ужесточении контроля (и самоконтроля);
д) рейтинговая система позволяет полностью отказаться от неудовлетворительных оценок текущей работы, а “0” и “н” не являются оценками и лишь указывают на материал, который придется сдавать на отработочном зачете.
Данная система очень полезна умеющим активно работать на уроках учащимся - их ответы не теряются. Для тех, кто всегда хорошо отвечает на зачетах система не освобождает от необходимости участвовать в текущей работе- ведь даже сдав идеально все зачеты, учащийся получает лишь половину требуемых для отличной оценки баллов.
Благодаря гибкой системе стимулирования учебного труда появляется возможность включить в работу тех учащихся, которые обычно отмалчиваются; для этого возможно разжечь азарт вопросами повышенной трудности, оцениваемыми в 15-20 баллов.
Уроки проходят намного активнее: получая по “труду” сильные и средние учащиеся больше трудятся, а у слабых появляется высокий стимул готовиться к урокам в системе и не прогуливать.
Существенно расширяются возможности дифференцированного и индивидуального подхода. Зачеты, на которых можно заработать много баллов, стали желанными для учащихся.
Учащиеся заинтересованы в выполнении большего объема работы и в более качественном ее выполнении.
Каждый учащийся и его родители четко видят ту ситуацию, которая складывается с оценкой в любой момент полугодия. Для этого им достаточно лишь соотнести сумму с нормативом.
Перемещение объекта контроля с формальных моментов на содержательные не только расширяет возможности для выставления подлинно объективной оценки за полугодие, учитывающей и знания учащихся , и его активность, и систему в его работе, но и дает рычаг для расширения всей учебно-воспитательной работы в целом.
Пример применения рейтинговой системы оценки знаний учащихся на уроке-зачете по теме “Спирты и фенолы” в форме игры-расследования
Цель урока: проверить усвоение учащимися знаний о свойствах углеводородов, спиртов, фенолов. Проверить умение осуществлять превращениях давать, названия органическим веществам, распознавать органические вещества основываясь на их химических свойствах. Развивать навыки совместной деятельности, уметь распределять обязанности, планировать свои действия и реальный доход.
Ход урока: Класс делится на 4 группы.
Учитель готовит к игре подсказки в виде задач разного уровня сложности. “Банк заданий” - примерно 30 расчетных и качественных задач, ответы на все задания из ''БАНКА'', жетоны, которые будут выполнять роль денег, с указанной на них ценностью (10, 20, 30, 40, 50), всего понадобится жетонов на сумму 200 х 4.
Задание: разведки России, Англии, США, Франции получили спецзадание:
“Узнать, какое вещество получают на секретном производстве, его структурную формулу, название промежуточных продуктов и его применение в народном хозяйстве страны. Узнать принципиальную схему производства, записать все уравнения химических реакций”.
Лаборатории располагают только следующими данными:
На производство в больших количествах доставляют вещество А, которое в первом цехе превращают в вещество В под действием реагента 1. Во втором цехе из вещества В получают вещество С с помощью реагента 2. В третьем цехе из С получают вещество Х под действием реагента 3. Вещество Х вывозят на склад.”
На доске:
На заводе есть человек- ИНФОРМАТОР (преподаватель), он продает информацию всем желающим разведкам. Чем информативнее подсказка, тем она дороже. Для выполнения заданий каждой лаборатории выдано по 100 химонов. Лаборатории могут зарабатывать химоны, взяв задание в ''БАНКЕ ЗАДАНИЙ'', решив его и сдав решение на ''БИРЖУ'' за цену, указанную на задании. Чем сложнее задание, тем дороже за его решение заплатят на ''БИРЖЕ''.
Лаборатории могут покупать подсказки друг у друга по спекулятивным ценам.
За 5 минут до конца урока разведки должны написать все, что они успели узнать о секретном производстве на листе ''ОТВЕТ''.
ПОДСКАЗКИ ИНФОРМАТОРА:
А(10). Три жидких углеводорода с одинаковым числом атомов углерода в цепи устойчивы к окислению, в определенных условиях вступают в реакции с галогенами и азотной кислотой.
Е имеет линейное строение, углеводороды К и А – циклические. При помощи реакций гидрирования и дегидрирования можно осуществить следующее превращение:
Е => К => А
А(20). При сжигании 0,2 моль А выделилось 26,88 л углекислого газа.
При этом было израсходовано 168 литров воздуха.
А(30). Ацетилен => А
РЕАГЕНТ-1-20. Р1 – простое вещество, образованное элементом 7 группы, имеющим 45 нейтронов в ядре атома. Он действует на А в присутствии галогенида железа (Ш).
Р-1-30. Р-1 представляет собой жидкий неметалл, который действует на А в присутствии собственной соли железа (Ш).
В-30. Если на В подействовать гидроксидом натрия, то кроме органического вещества получится и неорганическое вещество М, дающее желтоватый осадок с раствором нитрата серебра.
В-40. В + этилат натрия ? этилфениловый эфир + галогенид натрия.
В-50. М(В)=157 г моль, в его состав входят бензольное кольцо и один атом галогена
Р-2-20. Р-2 это раствор высшего гидроксида элемента, имеющего 4 энергетических уровня, один валентный электрон и 20 нейтронов в ядре атома.
Р-2-40. Р-2 это раствор щелочи.
С-60. Массовые доли элементов в веществе С соответственно равны: углерода - 76,7% , водорода – 6,38% , кислорода – 17,02%, молярная масса С около 100 г моль.
С-70. Вещество С органическое, вступает в реакции замещения со щелочными металлами, галогеноводородами, бромом, проявляет слабые кислотные свойства, восстанавливается водородом, окрашивает соли железа (Ш) в фиолетовый цвет.
Р-3-50. Реагент-3 - нитрующая смесь.
Х-60. Молекулярная масса Х не меньше 200 и не больше 250, массовые доли элементов в Х составляют: углерод –31,44% , водород – 1,31% , кислород – 48,91%, азот – 18,34%.
Х-90. формула взрывчатого вещества Х - 2,4,6-тринитрофенол
Х-100.В состав молекулы Х входят : одно бензольное кольцо, одна гидроксильная группа и три нитрогруппы.
В ''БАНКЕ ЗАДАНИЙ'' имеется более 30 заданий разного уровня сложности.
В конце урока лаборатории-разведки сдают ответы и подсчитывают заработанные деньги. Учитель проверяет ответы, оценивает работы лабораторий и раскрывает секрет:
Вещество Х – 2,4,6-тринитрофенол или пикриновая кислота, используется как взрывчатое вещество.
А – бензол, В - бромбензол, С - фенол.
Оценка работы разведок.
Члены команды вправе лишить своего сотрудника части баллов частично или полностью, если он отлынивал от работы.
В случае работы учителя по Рейтинговой системе оценки знаний учащихся эти баллы выставляются в журнал.
Если учитель работает по традиционной системе оценки знаний, то баллы переводятся в пятибалльную шкалу.
Если спецзадание выполнено и команда заработала |
Рейтинговая система оценки знаний |
Традиционная система оценки знаний |
+200 химонов | 25 баллов | 5 (отлично) |
+150 химонов | 20 баллов | 4 (хорошо) |
+100 химонов | 15 баллов | 3 (удовлетворительно) |
+ 50 химонов | 10 баллов | 3 (удовлетворительно) |
0 химонов | 5 баллов | 2 (неудовлетворительно) |
Спецзадание не выполнено | 0 баллов | 2 (неудовлетворительно) |
В результате применения рейтинга:
- произошло снижение психологического стресса, связанного с получением неудовлетворительной отметки;
- отсутствие негативной реакции у учащегося к оценке;
- повысился шанс иметь отличную оценку для любого учащегося;
- существенно возросла активность на уроке;
- домашние задания выполнялись в полном объеме;
- повысилось качество выполнения домашнего задания;
- повысилась заинтересованность учащихся в приобретении более полных и обширных знаний по предмету;
- повысилась заинтересованность учащихся ,включая и слабых, в систематической работе на уроке и дома, а не от случая к случаю;
- повысилось стремление быть первым элемент соревнования
- сократилось до минимума количество пропущенных уроков .
Поскольку оценивались все виды деятельности, более 90 процентов учащихся стремились к активной учебной деятельности. Каждый хотел ответить. Высказывания типа :''Ну когда же вы меня спросите'', ''Я уже два урока не отвечал у доски '',- стали обычным делом в классе. Большинство активно участвовало в рецензировании и анализе ответов товарищей. Слушать ответ одноклассников с карандашом в руках стало обычной практикой. Даже пропустив по той или иной причине урок, учащиеся стремились сдать пропущенную работу, выполнить тест, ответить устно во внеурочное время. Прорецензировать работу приятеля, проанализировать чей-то ответ стремятся наперегонки. Как взрослых, рынок заставил искать прибыльную работу, так новая система оценки побудила детей искать формы учебной деятельности, проявлять инициативу, пробовать новые способы самореализации. Исчез страх перед оценкой, исчезли молчуны, ибо неверный ответ, ошибочное решение больше не вызывает насмешек, за ним не следует наказание двойкой. Как результат; повысился интерес к учебе и предмету. За 5 лет работы по данной системе нет ни одного ученика имеющего итоговую оценку ''неуд''.
При всей наглядности положительных результатов применения рейтинговой системы оценки знаний данная система имеет существенный недостаток. Это увеличение объема работы самого преподавателя. Ведь на практике редко бывает, что весь класс учителем загружен работой. А при рейтинге учащиеся заинтересованы в выполнении большего количества и более высокого уровня заданий. Поэтому задача учителя состоит в подборе заданий не только обычного уровня сложности, но и заданий для решения которых требуются дополнительные знания по предмету. Эта повышенная нагрузка учителя при подготовке к уроку наблюдается только на первом этапе : когда у учителя нет достаточного объема необходимых заданий, не отработана с учащимися схема проведения семинаров и зачетов, учащиеся еще не осознали всех преимуществ новой системы. При работе в последующие годы такой перегрузки учителя уже нет. Работа идет в нормальном режиме и дает как положительные результаты, так и моральное удовлетворение работой учеников. Причем для учеников учитель - не сердобольная тетенька, которая не ставит двойки, а старший товарищ, который может им всегда помочь, понять, выслушать их точку зрения, но и дать истинную оценку их знаниям и умениям. А ради этого стоит работать.
Литература
- Абасов З. От оценки учителя - к оценке ученика. Ж. “Директор школы”, №2, 1999.
- Бирюков С.Н. На “лицевом счету” – только отличные и хорошие отметки. Ж. “Народное образование”, №3, 2000.
- Роптина Н., Криенович И. Рейтинг оценок. Ж., ''Директор школы'', №2, 1999.
- Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний // Нижегородский гос.пед.ин-т. – Спб., 1994. -Вып.V.
- В.В.Гузеев “Оценка, рейтинг, тест”.
- М.Железнова “Садись, пятьдесят”, “Учительская газета”. 26.11.2002.