Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

Разделы: Начальная школа


Учебно-методический комплекс:

  1. Литературное чтение 2 класс, Москва, “Просвещение”, 2012 год. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина.
  2. Окружающий мир 2 класс, Москва, “Просвещение”, 2012 год, Автор: А.А.Плешаков.

Класс: 2 класс.

Предметы: литературное чтение, окружающий мир.

Используемые учебники и учебные пособия:

Литературное чтение 2 класс, Москва “Просвещение”, 2012 год. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина.

Окружающий мир 2 класс, Москва, “Просвещение”, 2012 год. Автор: А.А.Плешаков.

Оборудование: проектор, презентация, куклы для спектакля, конверты с заданиями, сигнальные карточки, научно-познавательные тексты, проекты, детские рисунки.

Главная идея урока:

- формирование всесторонне развитой личности, направленной на доброе отношение к природе, людям, к жизни,

- интерес к уроку чтения, окружающего мира через нестандартные формы урока,

- дать возможность детям поговорить на достаточно сложную тему, тему дружбы,

- подумать над вопросом, как такой дружбы добиться, как ещё больше укрепить дружбу, как найти друга.

Актуальность выбранной темы: дружба детей расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Данная тема актуальна в начальной школе.

Сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-игра.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, сравнение, связь с жизнью учащегося, межпредметная связь.

Вид урока: урок нравственности.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока.

Цели учителя:

образовательные

- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение,

- формирование внимания к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков,

- работа над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения,

- закрепить понятие о бескорыстной настоящей дружбе,

- углубить знания детей о животных;

развивающие

- развивать коммуникативные возможности учащихся,

- способствовать развитию познавательного интереса, логического и образного мышления;

воспитательные

- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями,

- раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании, умении работать в группе, сообща выполнять задания,

- воспитывать любовь к животным, ответственность за них.

Задачи для учащихся:

- умение работать сообща в малых группах,

- отвечать на вопросы с опорой на текст,

- аргументировать свою точку зрения и принимать решения.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к данным предметам,

- активность учащихся на уроке,

- желание вступать в диалог, дискуссию,

- повышать интерес к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день.

- Здравствуйте, ребята.

- Я приветствую вас в нашем классе, где состоится интересный урок.

- Урок литературного чтения с элементами окружающего мира под девизом.

- Девиз урока. (Приложение 1, слайд 1)

“Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание “ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!”.

(Столы в классе расставлены. Дети разделены на команды.)

II. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

- Урок пройдет в форме деловой игры.

- Знакомьтесь Миша Андреев и его два друга - Олег и Денис.

- Они вам расскажут и покажут историю.

- Посмотрев сюжет, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ребята показывают кукольный спектакль. Тема “Три друга” В спектакле встаёт проблема выбора друга. Эту проблемную ситуацию учитель предлагает рассмотреть классу. После просмотра идёт обсуждение. (Приложение 2).

- Вот такая история случилась с ребятами.

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Как вы думаете, какого друга должен выбрать Миша?

- Кто из них будет настоящим другом?

(Ребята высказывают своё мнение)

- Мы обобщим знания по изученному разделу, вспомним какие произведения читали, о чём говорили, уточним какие качества характеризуют настоящую дружбу?

- В конце урока предстоит дать ответ на вопросы. (Приложение 1, слайд 2)

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Что такое настоящая дружба?

- Как стать настоящим другом?

III. Работа по теме урока.

- Итак, начинаем игру.

- Вы будете выполнять задания в каждом гейме. Их будет несколько.

- А что такое гейм?

(Ответ даёт заранее подготовленный ученик и говорит, какой справочной литературой воспользовался.)

(Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего-либо).

Гейм 1.

(Представители команд выходят и берут конверты с заданиями.)

Достав из конверта карточку №1, дети определяют, есть ли ошибка в названии произведения. На обсуждение команде даётся 30 секунд. В командах идёт обсуждение. Представитель команды даёт ответ.

Конверт содержит два задания.)

Конверт 1.

Карточка №1

“Анна, не скучай”

“Волшебное дело”

Конверт 2

Карточка 1.

“Хорошие”

“Я и Витька”

Конверт 3

Карточка 1

“Волшебство слова”

“Алла, не грусти”

Конверт 4

Карточка 1.

“Я ушла в сою обиду”

“Перед игрой”

(Команды достают из конверта карточку 2)

- Соедините произведение и его автора.

Конверт 1.

Карточка 2

“Анна, не грусти”

В. Лунин

Н. Булгаков

Конверт 2.

Карточка 2

“Я и Вовка”

В. Лунин

Ю. Ермолаев

Конверт 3.

Карточка 2

“Два пирожных”

В. Осеева

Ю. Ермолаев

Конверт 4.

Карточка 2

“За игрой”

В. Берестов

В. Осеева

(Подведение итогов 1 гейма с помощью сигнальных карточек)

Гейм 2. “Заморочки из бочки”

Работа по учебнику.

(Представители команд достают из бочки карточку, в которой напечатан отрывок из произведения. Надо определить автора, найти в учебнике данный отрывок и выразительно прочитать).

Карточка 1.

- И сразу я,

- И сразу я

Воскликнул: “Конечно!

Ведь мы друзья!”

Карточка 2.

… Открываю я глаза

… А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

Карточка 3.

… И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: “Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?”…

Карточка 4.

… Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.

- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила сестра, - я путешествую сейчас в долине реки Конго.

Физминутка.

Гейм 3. Докажи.

(Представитель команд выбирают карточки, в которых написаны утверждения. Каждая команда анализирует данное утверждение и доказывает согласны ли они с ним или нет и почему.)

Гейм. 3

Карточка 1.

В рассказе “Хорошее” повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой?

Гейм. 3

Карточка 2.

В рассказе “Анна не грусти” Аня грустит из-за того, что попала в больницу?

Гейм. 3

Карточка 3.

“Я и Вовка” это рассказ Лунина о лучших друзьях?

Гейм. 3

Карточка 4.

К рассказу “Почему” подходит пословица “ Не мил и свет, когда друга нет”?

Гейм 4. Соберём пословицу

(Одна команда начинает пословицу, а другая должна закончить её. Первой отвечает та команда, которая поднимет карточку с зелёным сигналом.)

Гейм. 4

Карточка 1

Нет друга – ищи, а… (нашёл береги)

Карточка 2

Дружбу помни, а… . (зло забывай)

Карточка 3

Не мил и свет, когда … . (друга нет)

Карточка 4

Лучше хорошо поступить, чем … . (чем хорошо говорить)

- Вы хорошо справились со всеми заданиями, внимательно прочитали произведения из данного раздела.

- В ваших командах царили доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, взаимовыручка.

- А сейчас послушайте рассказ о Дамоне и Пифее. (Приложение 3; Приложение 1, слайд 3)

- Прослушав историю, выберите те качества дружбы, которыми обладали эти герои.

(У каждой команды листок с напечатанными качествами) (Приложение 4; Приложение 1, слайд 4)

- Чьё отношение к дружбе вам наиболее близко и понятно.

(Учитель предлагает прослушать три варианта отношения к дружбе)

  1. (Дамон) У меня есть друг, в котором я уверен, - он всегда придёт мне на помощь, если будет нужно.
  2. (Пифей) Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.
  3. (Другое мнение) Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Дамон и царь Дианиссий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мой друг часто меня подводит. И я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.

- Так как же стать настоящим другом?

(Дети высказывают своё мнение, на доске появляется запись) (Приложение 1, слайд 5)

Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других.

- Ребята, вы очень хорошо рассуждаете, доказываете, как найти себе друга, что для этого надо делать.

- Как вы думаете, дружба возможна только между людьми?

- А возможна ли дружба межу животными? (Ребята высказывают своё мнение)

- Когда говорят о дружбе, имеют ввиду отношение между людьми.

- Дружат между собой не только люди, но и животные.

Дружба между животными – это когда они не нападают друг на друга, живут в мире и согласии, не обижаются и не спорят между собою. Даже совершенно разные животные бывают хорошими друзьями. Мы поговорим о том, какие бывают животные и как они дружат.

(После выполнения заданий по командам, дети отвечают на вопросы)

(Приложение 1, слайд 6)

1. Почему животные дружат?

2. Чему может научить дружба животных - человека?

Гейм 5. Разбей животных на группы

(Представители команд берут конверты с изображением животных. Разбивают животных на группы. Рассказывают по какому принципу они образовали группы)

Гейм 6. Работа с научно-познавательными текстами

(Представители команд берут конверты с текстами. Прочитав текст они определяют о каком животном идёт речь, по каким признакам определили и что нового узнали.

Название животного во всём тексте обозначено точками).

(Приложение 5).

- Вы показали хорошие умения работать с научно-познавательными текстами, умение выбирать нужную информацию.

- Предлагаю вашему вниманию посмотреть слайды о дружбе животных.

- Что же объединяет всех этих животных.

- Чему может научить дружба животных - человека?

(Приложение 1, слайд 7)

Дикий олень прибегает каждое утро к кошке Лизи, чтобы узнать, как у неё прошёл вчерашний день и начался новый.

(Приложение 1, слайд 8)

Слонёнок Темба после смерти матери нашёл себе друга в лице ягнёнка Альберта.

(Приложение 1, слайд 9)

Макака Бонлуа в драке с собаками потеряла обе ноги и одну руку.

Кое-как добравшись до монастыря, она получила помощь и осталась жить в одной клетке с кроликом.

(Приложение 1, слайд10)

Дружба между животными всегда поражает искренностью. Если они дружат, то дружат по настоящему. Оказывается возможна дружба кошки и собаки.

(Приложение 1, слайд 11)

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что такое дружба?

- Кого можно назвать другом?

- В чём ценность дружбы в жизни?

- Ребята у вас на партах лежат картинки с изображением эмоций. (Радость, грусть, восторг, восхищение, эврика, разочарование и.т.д.)

- Какое настроение у вас вызвал этот урок. Покажите с помощью картинок.

(Урок заканчивается песней о дружбе гр. Барбарики)

V. Домашнее задание.

Проект на тему дружбы или сделать книжку-малышку о друзьях.