Образ птицы-веснянки в детском творчестве "На крыльях весны"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: продолжать знакомство детей с историей народной культуры, воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям, побуждать стремление изучать творчество талантливых предков нашего края, развивать творческое воображение и фантазию.

Задачи:

познавательные: познакомить учащихся с историей народной культуры,

обучающие: научиться создавать образ птицы-веснянки из соленого теста, художественно оформить и декорировать первый символ весны.

развивающие: развивать творческое воображение и фантазию.

воспитывающие: воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям,

Методы, используемые на уроке:

словесный: рассказ о птицах-символах, объяснение последовательности работы, беседа с детьми;

наглядный (показ картин, способов и приемов работы);

практический (выполнение творческого задания).

Оборудование урока.

1. Мультимедийный проектор.

2. Презентация.

3. Набор для выполнения творческого задания:

а) материал для лепки (тесто, стеки, скалки).

б) бумага для эскиза, карандаши, гуашь, баночки для воды.

4. “Сказочное дерево” с жаворонками из теста.

5. Музыкальный диск “Соловьиная роща”.

6. Подставки-фон для выставки работ.

Этапы урока.

1. Создание эмоционального настроя.

“Птицы - символы”. (Cлайд №3-4)

2. Экскурс в историю славянской мифологии. (Cлайд №6, 7, 8)

3. Галерея картин о птицах в творчестве русских художников.

4. Мастер класс: “Способы лепки из теста вестника-весны, жаворонка”

5. Творческая мастерская: “Создание образа птицы-веснянки”

6. Заключение: выставка работ, анализ образов птиц, подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия.

1) Вводная беседа:

Птица-образ, знакомый нам с детства.

  • Самая первая песенка, которую пела мама, ведя своим пальцем по ладошке малыша, имела такие слова: “Сорока-Ворона кашу варила…..”
  • Птица - первый признак весны.

Птица являлась неоднозначным символом и связана с важными аспектами жизни человека.

* Аист - рождение новой жизни;

* Голубь - человеческая душа;

*Лебедь - верность;

* Сова - мудрость

*С какой птицей мы сравниваем человека, если он обладает красивым голосом? Мы говорим: “Поет как …..”.

*А если человек излишне разговорчив, то ему приклеивается ярлык птицы в черно-белом оперении.

2. Славянская мифология.

Много сказаний было сложено нашими далекими предками- славянами,

героями, которых были птицы, порой мифические, объединившие в своем облике черты реальных птиц.

Птицей счастья считалась у славян прекрасная птица-Сирин. Ее пение разгоняло тоску и печаль.

Птица-Гамаюн обладала пророческим даром, кому она являлась, открывались великие тайны.

3. Издревле художники обращались в творчестве к образу птицы, первые их изображения относятся к палеолиту.

*Русские художники делали птиц героями своих картин.

*Народные мастера не оставляли без внимания представителей этого вида фауны. Это и деревянные утицы хохломских мастеров, вышитые птицы на рушниках и, конечно же, глиняные игрушки-свистульки.

В нашем районе живет замечательный художник и удивительный человек, восстановивший технологию обработки глины в нашем районе. Это Соловьев Владимир Петрович. Работая в детской школе искусств, он щедро делится опытом изготовления глиняных игрушек-свистулек с подрастающим поколением. (Слайд №16)

22 марта. Сегодняшний день наши далекие предки называли “Сороки или жаворонки”. Этот день особенный потому, что день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить…

А еще наши предки верили в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них…жаворонок… (Слайд №10)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички:

Жаворонки прилетите
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зама нам надоела,
Весь хлеб у нас поела

4. Мастер-класс “Способы лепки из теста жаворонка”. Сейчас, я покажу вам способ лепки жаворонка, которому научила меня моя бабушка. Вы научитесь у меня,и передадите свой опыт следующему поколению, очень хочется, чтобы эта добрая народная традиция продолжалась на нашей земле. Итак, смотрите внимательно!

1) Шарик теста раскатать в толстую лепешку.

2) В лепешке делается 4 надреза на равном расстоянии друг от друга.Надрезы не должны доходить до центра.

3) Берется 1/4 часть лепешки, из которой вытягивается головка, оттягивается клюв.

4) С другого конца напротив головы находится хвост. Его мы выделяем несколькими коротенькими надрезам.

5) Теперь формируем крылья. Одно крыло поднимаем и укладываем поверх другого, крест накрест.

4) Затем оба крылышка надрезать более короткими разрезами.

5. Творческая мастерская.

Сегодня вам предстоит выполнение такой творческой работы - создание образа птицы- веснянки. Птицы, которая на своих крыльях несет солнце, свет, пробуждение природы, любовь. Такой птицы не существует в природе. Ее образ будет результатом вашего творческого воображения. В работе используем следующий материал: соленое тесто разного цвета, бусы, пуговицы, бисер.

Инструменты: фигурные ножницы, стеки, палочки.

Во время творческой работы звучит музыка “Соловьиная роща”.

6. Выставка работ.

Подведение итогов занятия.