Цель: продолжать знакомство детей с историей народной культуры, воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям, побуждать стремление изучать творчество талантливых предков нашего края, развивать творческое воображение и фантазию.
Задачи:
познавательные: познакомить учащихся с историей народной культуры,
обучающие: научиться создавать образ птицы-веснянки из соленого теста, художественно оформить и декорировать первый символ весны.
развивающие: развивать творческое воображение и фантазию.
воспитывающие: воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям,
Методы, используемые на уроке:
словесный: рассказ о птицах-символах, объяснение последовательности работы, беседа с детьми;
наглядный (показ картин, способов и приемов работы);
практический (выполнение творческого задания).
Оборудование урока.
1. Мультимедийный проектор.
2. Презентация.
3. Набор для выполнения творческого задания:
а) материал для лепки (тесто, стеки, скалки).
б) бумага для эскиза, карандаши, гуашь, баночки для воды.
4. “Сказочное дерево” с жаворонками из теста.
5. Музыкальный диск “Соловьиная роща”.
6. Подставки-фон для выставки работ.
Этапы урока.
1. Создание эмоционального настроя.
“Птицы - символы”. (Cлайд №3-4)
2. Экскурс в историю славянской мифологии. (Cлайд №6, 7, 8)
3. Галерея картин о птицах в творчестве русских художников.
4. Мастер класс: “Способы лепки из теста вестника-весны, жаворонка”
5. Творческая мастерская: “Создание образа птицы-веснянки”
6. Заключение: выставка работ, анализ образов птиц, подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы занятия.
1) Вводная беседа:
Птица-образ, знакомый нам с детства.
- Самая первая песенка, которую пела мама, ведя своим пальцем по ладошке малыша, имела такие слова: “Сорока-Ворона кашу варила…..”
- Птица - первый признак весны.
Птица являлась неоднозначным символом и связана с важными аспектами жизни человека.
* Аист - рождение новой жизни;
* Голубь - человеческая душа;
*Лебедь - верность;
* Сова - мудрость
*С какой птицей мы сравниваем человека, если он обладает красивым голосом? Мы говорим: “Поет как …..”.
*А если человек излишне разговорчив, то ему приклеивается ярлык птицы в черно-белом оперении.
2. Славянская мифология.
Много сказаний было сложено нашими далекими предками- славянами,
героями, которых были птицы, порой мифические, объединившие в своем облике черты реальных птиц.
Птицей счастья считалась у славян прекрасная птица-Сирин. Ее пение разгоняло тоску и печаль.
Птица-Гамаюн обладала пророческим даром, кому она являлась, открывались великие тайны.
3. Издревле художники обращались в творчестве к образу птицы, первые их изображения относятся к палеолиту.
*Русские художники делали птиц героями своих картин.
*Народные мастера не оставляли без внимания представителей этого вида фауны. Это и деревянные утицы хохломских мастеров, вышитые птицы на рушниках и, конечно же, глиняные игрушки-свистульки.
В нашем районе живет замечательный художник и удивительный человек, восстановивший технологию обработки глины в нашем районе. Это Соловьев Владимир Петрович. Работая в детской школе искусств, он щедро делится опытом изготовления глиняных игрушек-свистулек с подрастающим поколением. (Слайд №16)
22 марта. Сегодняшний день наши далекие предки называли “Сороки или жаворонки”. Этот день особенный потому, что день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить…
А еще наши предки верили в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них…жаворонок… (Слайд №10)
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички:
Жаворонки прилетите
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зама нам надоела,
Весь хлеб у нас поела
4. Мастер-класс “Способы лепки из теста жаворонка”. Сейчас, я покажу вам способ лепки жаворонка, которому научила меня моя бабушка. Вы научитесь у меня,и передадите свой опыт следующему поколению, очень хочется, чтобы эта добрая народная традиция продолжалась на нашей земле. Итак, смотрите внимательно!
1) Шарик теста раскатать в толстую лепешку.
2) В лепешке делается 4 надреза на равном расстоянии друг от друга.Надрезы не должны доходить до центра.
3) Берется 1/4 часть лепешки, из которой вытягивается головка, оттягивается клюв.
4) С другого конца напротив головы находится хвост. Его мы выделяем несколькими коротенькими надрезам.
5) Теперь формируем крылья. Одно крыло поднимаем и укладываем поверх другого, крест накрест.
4) Затем оба крылышка надрезать более короткими разрезами.
5. Творческая мастерская.
Сегодня вам предстоит выполнение такой творческой работы - создание образа птицы- веснянки. Птицы, которая на своих крыльях несет солнце, свет, пробуждение природы, любовь. Такой птицы не существует в природе. Ее образ будет результатом вашего творческого воображения. В работе используем следующий материал: соленое тесто разного цвета, бусы, пуговицы, бисер.
Инструменты: фигурные ножницы, стеки, палочки.
Во время творческой работы звучит музыка “Соловьиная роща”.
6. Выставка работ.
Подведение итогов занятия.