Проекты в дополнительном образовании (исследования)

Разделы: Внеклассная работа


Этап 1. Мотивация проектно-исследовательской работы

Приобщение к проектно - исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах и в ходе итоговой аттестации (9 класс) до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз. Мотивационной основой успешного исследования является творческая активность участников исследования, проявляющаяся в их стремлении к новым объектам, целям, гипотезам, методам, результатам, не укладывающимся в рамки прежних утилитарно-практических и познавательных схем, к выходу за ограничения, наложенные на любой из компонентов деятельности.

Этап 2. Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией руководителя и учащихся. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

На данном этапе отправной точкой работы может стать:

  • Рассмотрение ситуации.
  • Событие, имеющее широкий общественный резонанс.
  • Графическое изображение.
  • Использование нескольких понятий или терминов.
  • Произведение художественной литературы.
  • Ролевая игра.
  • Документ.
  • Афоризм.
  • Видео сюжет.
  • Неординарная ситуация.
  • Неоконченное предложение.

Рассмотрим на примерах, какими видят отправную точку своих исследований участники творческих групп.

Коршунова Настя, 11 класс, автор исследования “Степень свободы СМИ в России и Сахалинской области”

“В России пресса изначально находилась под тотальным контролем государства, первоначально царского, а затем и советского; о свободе слова, свободе выражения общественного мнения, да и о самом мнении масс, о существовании самостоятельного, гражданского общества говорить не приходилось. В связи с так называемой перестройкой, преобразованиями 1988 года, объявлением гласности, имевшей большой общественный резонанс, можно было бы сделать выводы о появлении полной свободы СМИ в России, с 1988 года по настоящий момент”

Проект “Социологический опрос”

“Реформа российской школы предполагает введение профильного и предпрофильного обучения. В 10 классе мы выбрали элективный курс по социологии, так как в нашей современной жизни все большую роль играют социологические опросы. Социологические опросы стали неотъемлемой частью нашей жизни. На улицах нашего города можно все чаще видеть людей, которые останавливают прохожих с просьбой ответить на их вопросы. Ответы на вопросы о науке “социология” дает спецкурс “Введение в социологию”.

Проект “История улицы Емельянова”

“2010 год – особенный год в истории нашего образовательного учреждения – гимназии № 1 им. А.С. Пушкина гор. Южно-Сахалинска. Двадцатилетний юбилей школы позволяет нам подвести итоги развития нашей гимназии, наметить перспективы развития. Мы знаем много удивительных мест в нашем родном городе, каждое из которых имеет свою историю, свою культуру и уникальную атмосферу, более того, каждого из нас с ними связывают свои воспоминания. За годы обучения в гимназии улица Емельянова стала для нас не просто городским объектом, но и частью нашей жизни. Главным принципом нашей работы стала мысль о том, что историю делают люди”

Проект “Судьба человека в истории Сахалина”

“Одной из особенностей последнего десятилетия является повышенное внимание к истории страны именно уходящего столетия. Происходит переоценка ценностей. Вековые события рассматриваются сейчас с других позиций, нежели 15 лет назад, им дается иная интерпретация, основанная на новых, выявленных в последние годы, документов. Обилие учебников истории, где авторы далеко не единодушны в представлении событий века, поток различной информации из других источников ставят нас, учащихся, в затруднительное положение. Чему и кому верить? Какой оценке придерживаться? Как же было на самом деле? Вот те вопросы, которые побудили группу учащихся 10 класса заниматься исследовательской работой в рамках данного проекта”

Этап 3. Постановка проблемы. Определение потребностей. Постановка цели, выдвижение гипотезы.

Данный этап требует оценки ситуации. Члены творческой группы находят неординарную ситуацию, которая выводит их на проблему. Учащиеся аргументируют актуальность проблемы, доказывают необходимость скорейшего её разрешения. Приводятся доказательства, что проблема касается широкого круга людей, в который входят, например:

  • Социум микрорайона (бывшие и потенциальные родители, и ученики, жители микрорайона);
  • работники и служащие Департамента образования гор. Южно-Сахалинска и Областного Департамента образования;
  • учащиеся гимназии;
  • родительская общественность.

Таким образом, постановка проблемы дает уверенность:

- проблема действительно существенна;

- её необходимо решать, т.к. она не разрешится сама собой.

Объективные подтверждения мнения в отношении существования, важности, злободневности проблемы могут быть сделаны на основе:

- экспертного опроса;

- интервью и обсуждений с целевой аудиторией;

- наличия общественной поддержки наших планов;

- события, нашедшего отражение в прессе и т.д.

Вернемся к практике:

Проект “История улицы Емельянова”

“Наша школа, гимназия № 1 им. А.С. Пушкина находится на улице Емельянова, но знают ли гимназисты об истории этой улицы, в честь кого она названа, первых домах и их жителях, о её застройке? Для того чтобы выявить проблему, мы провели опрос среди школьников среднего и старшего звена нашей школы.

Опросник по краеведению:

  1. Знаете ли вы на какой улице находится наша школа, гимназия им. А.С. Пушкина? Если да, то - на какой?
  2. Живете ли вы или кто-либо из ваших родственников или знакомых на этой улице?
  3. Знаете ли вы, в честь кого названа эта улица?
  4. Знаете ли вы, чем прославился этот человек?
  5. В каком году был построен первый дом?
  6. В каком году была построена наша школа?

Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что большинство школьников не знают историю строительства нашей школы, историю строительства и застройки самой улицы Емельянова. Данный опрос показал необходимость затронуть тему культурного воспитания современного поколения и привлечь их к истории родного края, тем самым, позволив открыть им для себя уникальность этого места. Мы выдвинули гипотезу, заключающуюся в том, что каждый городской объект - существо историческое, в том смысле, что он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития, включён в историю. Если люди, жизнь или период жизни которых связан с этим объектом, осознают свою сопричастность к истории родного уголка, то в жизни они станут истинными патриотами, посвятят свою деятельность задаче процветания родного края”.

Проект “День памяти” (3 апреля)

Учащиеся отталкиваются от публикаций в сахалинской прессе (уголовное дело об экстремизме), отслеживают события, происходящие в Сахалинской области.

“Нас, учащихся 11-х классов, заинтересовал вопрос: Почему именно Сахалин был избран местом проведения столь важной и представительной конференции, ведь на территории нашего региона не было фашистских агрессоров, концентрационных лагерей? Почему по прошествии стольких лет тема фашизма остается актуальной? Исследуя эту проблему, мы нашли факты, объясняющие ситуацию:

1. В СМИ мы нашли информацию о том, что впервые в сахалинской правовой практике перед судом предстали обвиняемые в экстремизме.[1] 17 января 2009 следственным отделом по г. Южно-Сахалинску возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью1 статьи 280 и частью1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды). По мнению следствия, шесть южносахалинцев в 2005 году создали "организованную устойчивую группу лиц "Славянский союз" и на интернет-сайте и в листовках пропагандировали идеи национал-социализма и силовых акций в отношении лиц неславянской внешности. Необычность дела еще и в том, что организаторы скинхедов - два бывших сотрудника милиции. Сахалинцы и курильчане абсолютно терпимы к другой вере, к другому национальному укладу. И, тем не менее факт: группа молодых людей, старшему из которых 30 лет, а младшему 24 года, активно готовились к силовым акциям - раз в месяц на заброшенной стройке проводили тренировки по борьбе, стрельбе, штурму зданий, "зачистке" территорий.

2. Учитель истории поделилась ситуацией, когда при мотивации учащихся 5-8-х классов к участию в городском конкурсе рисунков, посвященном узникам концентрационных лагерей, выяснилось, что ребята не знают ничего об этой страшной странице истории XX века.

3. Уход из жизни поколений, переживших войну, повлек ослабление исторической памяти народов – участников Второй мировой войны, рецидивы фашистской идеологии на уровне обыденного сознания и официальной пропаганды; упрощение отношения к трактовке исторических событий.

Фальсификация истории войны и попытки ревизии её итогов путём обвинений СССР в равной ответственности в её развязывании, предпринимается силами, открыто провозглашающими стремление к политическому реваншу, возрождению идеологии национализма, переоценке антифашистских завоеваний человечества. Выступая на Пленарном заседании Международной конференции, губернатор Сахалинской области Хорошавин А.В. отметил, что “на Сахалине и Курилах нет такой семьи, которую не затронула Вторая мировая война и здесь совместно проживают и тесно сотрудничают между собой люди более ста национальностей… Попытки реанимировать фашистскую идеологию воспринимаются нами, как реальная угроза мирного сосуществования народов в нашей области… Уроки истории не должны быть забыты. Нельзя вычеркнуть из памяти фашистские зверства в концлагерях, следы японской военщины. И наша задача донести эти знания до нашего подрастающего поколения”.[2]

Объективные подтверждения в отношении существования, важности и злободневности проблемы сделаны нами на основе:

  • Анализа публикаций в прессе
  • Социологического опроса

Выдвинута гипотеза: если учащиеся гимназии будут знать сущность фашизма, к чему подобная идеология приводит, то в будущем мы сможем избежать распространения подобных взглядов, развязывания национальной вражды, в целом препятствовать распространению неофашизма.

Коршунова Настя, 11 класс, автор исследования “Степень свободы СМИ в России и Сахалинской области”

Исследование “Степень свободы СМИ в России и Сахалинской области”

“Поводом для моего исследования стали:

- образование Общественной палаты, как некоего символа нарождающегося гражданского общества в России, свидетельства существования демократии в нашем государстве,

- книга Елены Трегубовой “Байки кремлевского диггера” где ярко выражено мнение автора о несвободе СМИ от государства, об усилении давления государства на прессу при В.В. Путине, и проч.

Гипотеза: по свободе СМИ и их роли в обществе можно судить о завершенности процесса демократизации нашей страны, данный процесс в России не завершен.”

Проект ““Судьба человека в истории Сахалина”

Выводы о существовании, важности и злободневности проблемы были сделаны на основе социологического опроса учащихся нашей гимназии:

1. Знаете ли вы людей, которые внесли вклад в развитие нашей области.

2. Знаете ли вы учителей, которые внесли вклад в развитие нашей школы, области.

Анализируя ответы респондентов, мы увидели, что очень мало учеников знает о людях, которые принесли пользу нашей школе и нашему региону. Мы считаем, что это одна из важнейших проблем нашего времени и решить её невозможно без государственной поддержки, инициативная группа сосредоточилась на следующем аспекте: изменение ситуации внутри гимназического сообщества.

Выдвинута гипотеза: если учащиеся будут знать как можно больше о тех людях, которые находятся рядом и оказывают воздействие на их воспитание , то можно быть уверенными, что в будущем мы получим активных граждан нашей страны, патриотов родного края.

Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

Этап 4. Составление плана работы над проектом, исследованием. Фиксация и предварительная обработка данных

На этой стадии проводятся непосредственные действия, их результаты фиксируются. В условиях образовательного учреждения, у исследователя в запасе очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. Следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. Главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция руководителя на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: “Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..”

Вернемся к практике.

Работа над проектом “День памяти”

1.Формирование лекторской группы

2. Поиск исторической информации, подготовка выступлений, компьютерных презентаций.

3. Проведение “Дня памяти” (3 апреля 2009 г.)

4. Оформление стенда “По ком звонит колокол…”

5. Участие в городском митинге (4 апреля 2009 г.)

6. Просмотр кинофильма Э.Климова “Иди и смотри”

7. Опрос учащихся, рефлексия (в том числе и лекторской группы)

8. Работа корреспондентов, подготовка фоторепортажа, статьи в газету МИГ, информации на гимназический сайт.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно.

Этап 6. Оформление результатов работы

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются (Положения конкурсов, конференций, требования к ученическому реферату). Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача руководителя – отредактировать “детский текст”.

Этап 7. Представление исследовательской работы

Некоторые считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции. Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.

Приобретение в процессе ИП знаний о различных физических и социальных объектах и субъектах, а также приобретение знаний о деятельности с этими объектами и   субъектами может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом — то есть к эффекту развития. Субъект начинает осознавать, что исследовательские способности и активность — важное и ценное качество личности. Таким образом, субъект развивается в целом, что внешне проявляется в его способности ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, все более сложных сферах.

Рефлексия.

Учащиеся заполняют “Лист самооценки”, который позволяет ученику оценить свою работу на всех этапах разработки и реализации проекта, поисковой работы.

Содержание опросника:

  1. Каков твой личный вклад в работу группы?
  2. Что ты узнал нового, интересного? Чему научился?
  3. Какой этап работы тебя больше заинтересовал?
  4. Оцени свое умение
    1. распределять время;
    2. слушать других;
    3. выступать перед аудиторией;
  5. Что, на твой взгляд, даёт участие в поисковой работе? Нужна ли она?
  6. Какие моменты проектной деятельности, на твой взгляд, были наиболее “удачными”, что не удалось?

Из рефлексии участников проекта “Судьба человека в истории Сахалина”

“В результате работы над проектом мы узнавали о том, что может служить историческими источниками, на которых и будет строиться работа. Это устные свидетельства, домашний и общественные архивы, дневники, воспоминания, статьи и т.д. Научились работать с этими документами, описывать, определять ценность, выяснять обстоятельства создания, степень причастности человека к событиям, о которых рассказывает документ, вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей. Учились правильно оформлять свои работы, познакомились с требованиями к оформлению исследовательской работы и расположению в нем собранных документов”.

“Работа над проектом позволила нам лучше узнать историю нашего края, узнавая о жизни конкретных людей, соприкасаясь с их чувствами, чаяниями, радостями и страданиями мы осознали свою причастность к истории, поняли, что наш родной Сахалин является частичкой огромной России”

Проект “История улицы Емельянова”

“Проделанная работа помогла нам узнать об истории нашего города, дала возможность познакомиться с поэтапными шагами его развития. Данный вид исследовательской деятельности научил нас поиску информации в различных источниках, работе в архиве, анализу полученной информации. Мы впервые познакомились с рядом теоретических и имперических методов исследования (опрос школьников, работа с историческими документами и материалами в архиве, беседы с жильцами улицы Емельянова).

Главный смысл проделанной работы заключался в том, чтобы самостоятельно прикоснуться к истории родного края, исследовать пути и этапы его развития.

Нами были получены важные результаты (информация об улице Емельянова, история её застройки, объекты, расположенные на данной улице, информация о человеке, в честь которого названа улица, Емельянове А.О. и о его вкладе в историю Сахалинской области). Планируется участие в юбилейных мероприятиях школы, работа с учащимися младшего звена, подготовка стенда об истории улицы Емельянова, выпуск буклетов.

Все это даст нам возможность заинтересовать школьников в истории, в краеведении”.

Исследование “Степень свободы СМИ в России и Сахалинской области”

“Приходится признать грустную истину - В России процесс становления демократии не завершен. Однако следует учитывать и тот факт, что российской демократии на формирование был отведен гораздо меньший срок, чем демократиям западных стран. Невозможно за двадцать лет пройти путь, на который ведущими демократическими державами мира затратили столетия. Именно поэтому надежда на создание полноценной свободы слова, свободы СМИ и демократии в нашей стране вполне реальна”.

Проект “День памяти”

“Ощущение стыда за эту печальную страничку истории человечества. Поразила воля узников концлагерей, которые все-таки не падали духом и предпринимали попытки освобождения”. “Меня поразило то, какими жестокими были ученые, проводившие опыты над пленными и то, что они остались безнаказанными”. “Ощущение ужаса, что такое возможно, и торжество победы над фашистами”. “Митинг был посвящён дню памяти концентрационных лагерей. Прибывая там, я видела множество людей, ставших жертвами этих лагерей. Тяжело было слушать их речи и понимать, насколько сложно им было в те времена”. “Многие плакали, смотря фильм. В зале стояла тишина. Наверное, только в такие моменты понимаешь, какие сложности испытывали эти люди. Думаю, что этот фильм изменил полностью моё представление о концентрационных лагерях и вообще о тех тяжёлых временах”.

“Я считаю, что такие мероприятия, как митинги, посвящённые “памяти узникам концлагерей”, и классные часы необходимо проводить в наше время. Так как люди любого поколения должны помнить и знать об этих мучениках. Такие люди создают историю, и каждый из нас должен знать её, чтобы не повторять таких ошибок и хранить память об этих героях”. “Я тоже принимала участие в подготовке классного часа. Очень тяжело было рассказывать детям о таких ужасных подробностях. Каждый из сидящих в классе детей, сидел молча, задумавшись о числе погибших в те времена. Я думаю, у каждого должны быть хоть какие-то знания о тех временах, мы должны помнить и уважать этих героев”.

Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

Список источников

  1. Васильева О. Число зверя “Российская газета”-Федеральный выпуск 4856 от 26 февраля 2009 г.
  2. АИФ № 16 (1485) 15-24 апреля 2009 г.