Цель урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
Задачи:
образовательные: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы;
воспитательные: формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.
Новые знания: митоз, спорообразование, почкование, вегетативное размножение.
Опорные знания: вирусы
Форма проведения: урок
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: рисунки, таблицы, интернет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
- Ребята у нас сегодня необычный урок. Прежде чем начать урок ответим на некоторые вопросы:
- Назовите главные свойства живого? Обмен веществ, дыхание, питание, размножение.
- Да, благодаря размножению организмы количественно увеличиваются и распространяются на планете Земля.
- Вспомните, что называется размножением и какие формы размножения вы знаете? Размножение – это воспроизведение себе подобного.
- Правильно, размножение – это одно из фундаментальных свойств живого. В основе которого лежит деление и рост клеток.
- Формы размножения, как вы отметили, это бесполое и половое.
Вспомните определение бесполого и полового размножения. Размножение при котором участвует только одна родительская особь, называется бесполым размножением. При половом размножении участвуют две родительские особи.
Бесполое размножение.
Половое размножение .
- Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях? На этот вопрос мы получим ответ после изучения новой темы.
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Ребята, посмотрите пожалуйста на рисунки. Что на них изображено? Органы размножения растений.
- Правильно! А для какого вида размножения свойственны эти органы? (Бесполое размножение)
- Молодцы! Как вы уже наверно поняли тема нашего сегодняшнего урока “Бесполое размножение.
Бесполое размножение – это способ размножения организмов, при котором начало новым особям дает одна или несколько соматических клеток материнского организма . Бесполое размножение в ходе эволюции возникло очень рано. В основе его лежит деление клетки путем митоза. Благодаря митозу поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние клетки получают такую же генетическую информацию, которая содержится в ядре материнской клетки.
В природе существуют одноклеточные и многоклеточные организмы. Многие из них размножаются бесполым путем. (Бактерия, инфузория туфелька, гидра, грибы, папоротник)
- Подумайте, какими способами размножаются эти организмы? Бактерия - делением клетки, грибы и папоротники – спорами, гидра - почкованием и половым путем, растения – вегетативным и половым путем.
- Правильно. Таким образом, бесполое размножение имеет много способов: деление клетки, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.
- Рассмотрим более подробно процесс бесполого размножения у различных организмов.
Работая с текстом учебника и таблицей, вам нужно привести примеры организмов и записать их в таблицу
Таблица 1
Способы бесполого размножения
Способ размножения | Особенности размножения | Примеры организмов |
1. Деление клетки на двое | Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две части, каждый из которых дает начало новым полноценным клеткам | Одноклеточные организмы бактерии, амеба |
2. Множественное деление клетки | Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждое из которых становится новой клеткой. | Одноклеточные организмы малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада |
3. Почкование | На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется. | Дрожжи, гидра, сосущая инфузория |
4. Спорообразование | Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий | Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли |
5. Вегетативное размножение: | Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения | Растения |
а) у растений | Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей | Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника |
б) у животных | Упорядоченное и неупорядоченное деление | Кишечнополостные (гидра, полипы), морские звезды, плоские и кольчатые черви |
Вначале идет совместное заполнение таблицы, затем учащиеся переходят к самостоятельному ее заполнению, используя материал учебника. Третья графа заполняется учащимися.
- Изучив и заполнив таблицу, к какому выводу вы пришли?
Вывод.
Способов бесполого размножения очень много и они разнообразны.
Бесполое размножение широко распространено в природе.
- Чем отличается вегетативное размножение от споро-образования, деления клеток, почкования? Вегетативное размножение – это размножение частями многоклеточного организма. Например, растения размножаются корнями, побегами.
- Эти способы бесполого размножения жизнь начинают из одной клетки, а вегетативное размножение из клеток частей тела многоклеточного организма.
IV. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний
- Продолжите перечисление способов вегетативного размножения в виде самостоятельной работы.
Таблица 2
Вегетативное размножение растений
Способы вегетативного размножения |
Примеры растений |
1. | Бриофуллум (калонхоэ) |
2. | Смородина |
3. | Сенполия (фиалка) |
4. | Картофель |
5. | Чеснок |
6. | Ирис, ландыш |
7. | Земляника, хлорофитум |
8. | Крыжовник |
Ответы: 1 - выводковые почки, 2 - черенок, 3 - лист, 4 – клубень, 5 – луковица, 6 – корневище, 7 – усы, 8 - отводки.
Значение бесполого размножения:
- быстрое и энергетически выгодное размножение;
- не зависит от окружающей среды, наличия партнера или насекомых-опылителей;
- полностью сохраняет набор генов и признаков, что бывает полезно в неизменных условиях среды;
- широко применяется в растениеводстве.
V. Подведение итогов урока
- Почему при всем разнообразии способов вегетативного размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнского организма?
- Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?
Вывод урока.
1. При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Т.о. их клетки получают ту же самую наследственную информацию, которая содержалась в клетках материнского организма.
2. Следовательно, новые организмы, возникшие бесполым путем, генетически являются точными копиями материнского.
VI. Домашнее задание
- Вашим домашнем заданием является составление кроссворда на тему “Бесполое размножение”.
Использованная литература.
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, С.И.Сонина /авт.-сост. Т.И.Чайка. - Волгоград: Учитель, 2006. -205 с.
- Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, М.С.Глаголев и др.; Под ред. А.О.Рувинского. -М.: Просвещение, 1993. -544 с.: ил.
- Учебник биологии для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.