Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.
Задачи.
- Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
- Воспитывать экологическую культуру детей.
- Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
- Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.
Ход мероприятия
Дети рассказывают стихотворение.
Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.
А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.
А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.
Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?
- В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.
- Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?
Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.
- А какие животные обитают на каждом лесном этаже?
- Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).
Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”
Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.
1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.
2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.
Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.
Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.
Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.
1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.
2-ая пчела: И на ладони свои усадил.
Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.
- Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.
Вопросы к детям.
Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.
“Назови одним словом”
Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).
Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).
Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).
Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).
Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).
Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).
Физкультминутка “В лесу”
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо – невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок.
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Жемчужный колокольчик
Пришёл в лесу весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш)
Очень дружные ребята,
У пенька живут… (Опята)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)
Самолётик не стальной
С носом – тоненькой иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар)
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка:
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал! (Комар)
Летом знойным зацветёт -
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Жёлтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто это дерево узнал? (Липа)
Прямо в небо рвутся, ввысь:
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки.
Нет листочков, есть хвоинки (Ели)
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Сядет где- то на суку
И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)
Я на пне её застала,
Думала, она устала.
Я поймать её хотела.
Но в ладошку поглядела –
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица)
“Угадай, чей голосок”
- Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)
1. Кар – кар – кар! (Ворона)
2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)
3. Синь – синь – синь! (Синица)
4. Свир – свир – свир! (Свиристель)
Вопросы к детям.
Какие деревья растут в наших лесах?
Что общего у всех этих деревьев?
Чем деревья отличаются друг от друга?
Каких насекомых можно встретить в лесу?
Какие птицы там обитают?
Зачем люди ходят в лес?
Какой лесной зверь любит малину?
Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?
Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?
- Почему она так называется? (Ответы детей).
- Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.
Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.
Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
Нельзя разводить в лесу костёр.
Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.
Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.
Не разоряйте муравейники!
На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
Итог мероприятия.
- Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.
Ребёнок рассказывает стихотворение.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!