Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы "Что мы знаем о лесе?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.

Задачи.

  1. Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
  2. Воспитывать экологическую культуру детей.
  3. Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
  4. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.

Ход мероприятия

Дети рассказывают стихотворение.

Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.

А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.

А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.

Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?

- В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

- Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.

- А какие животные обитают на каждом лесном этаже?

- Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).

Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”

Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.

1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.

2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.

Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.

Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.

Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.

1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.

2-ая пчела: И на ладони свои усадил.

Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.

- Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.

Вопросы к детям.

  1. Деревья похожи на людей?
  2. У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол)
  3. У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
  4. У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)
  5. У человека есть ноги А что у дерева? (Корни)
  6. Для чего человеку туловище? Для чего дереву ствол?
  7. Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
  8. Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
  9. Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?

Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.

“Назови одним словом”

Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).

Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).

Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).

Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).

Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).

Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).

Физкультминутка “В лесу”

Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо – невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок.
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)

Жемчужный колокольчик
Пришёл в лесу весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш)

Очень дружные ребята,
У пенька живут… (Опята)

Под осиной гриб тот, дети,
В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)

Самолётик не стальной
С носом – тоненькой иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар)

Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка:
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал! (Комар)

Летом знойным зацветёт -
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Жёлтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто это дерево узнал? (Липа)

Прямо в небо рвутся, ввысь:
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки.
Нет листочков, есть хвоинки (Ели)

Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Сядет где- то на суку
И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)

Я на пне её застала,
Думала, она устала.
Я поймать её хотела.
Но в ладошку поглядела –
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица)

“Угадай, чей голосок”

- Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)

1. Кар – кар – кар! (Ворона)

2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)

3. Синь – синь – синь! (Синица)

4. Свир – свир – свир! (Свиристель)

Вопросы к детям.

Какие деревья растут в наших лесах?

Что общего у всех этих деревьев?

Чем деревья отличаются друг от друга?

Каких насекомых можно встретить в лесу?

Какие птицы там обитают?

Зачем люди ходят в лес?

Какой лесной зверь любит малину?

Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?

Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?

Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?

- Почему она так называется? (Ответы детей).

- Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.

Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.

Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

Нельзя разводить в лесу костёр.

Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.

Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.

Не разоряйте муравейники!

На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.

Итог мероприятия.

- Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.

Ребёнок рассказывает стихотворение.

Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!