По следам Робинзона

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Эколого-натуралистическое мероприятие “По следам Робинзона”, рассчитано на обучающихся 1-4 классов, и является посвящением в юные натуралисты.

Цель: развитие интереса к изучению природы.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся об окружающем мире;
  • продолжить развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе;
  • продолжить формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Оборудование: растения Зимнего сада, животные Зооцентра, обитатели Аквацентра; открытки с изображением растений; бинт, вата, йод, микроскоп; игрушки из глины, слоенного теста, вышивка, картины, деревянные ложки, подносы, кружки, туесок из шпона с инструментами: пяльце, веретено, крючок, молоток, спицы, плоскогубцы, отвертка; поднос с хлебом и солью; сухие дрова, береста, спички, сухие палочки, стаканы, лотки, канат, мешочек с шишками, 2 рюкзака, утюг, журналы, тапочки, вилка, пузырек с солью, кастрюля, самовар, листы ватмана с набором букв, муляжи грибов, карта с указанием места клада.

Действующие лица: Ведущий, Берендей, Лесовичок, Тина Болотная, Марья-Искусница, доктор Айболит, Робинзон.

Сценарий

Ведущий: Здравствуйте, ребята! На Станцию юных натуралистов пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней!

Ведущий открывает посылку, достает бутылку, рассматривает ее с детьми и обнаруживает в ней записку.

Ведущий: Ребята! Это послание: “Найдите, спасите, помогите!!! Мой корабль потерпел крушение, я на необитаемом острове. Найти меня вам помогут: Берендей, Тина Болотная, доктор Айболит, Марья-Искусница, Лесовичок. Ваш Робинзон Крузо.”

Ведущий: Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон Крузо? Это известный путешественник. О нем вы подробнее можете узнать, прочитав книгу Даниеля Дефо “Робинзон Крузо”.

Ведущий проводит игру “Летает – не летает” для того, чтобы детей разделить на две команды. В каждой команде выбирается капитан, которому дается карта маршрута.

Карты маршрутов

I команда:

I этап “Берендей” —> II этап “Лесовичок” —> III этап “Айболит” —> VI этап “Робинзон”

II команда:

I этап “Марья - Искусница” —> II этап “Тина Болотная” —> III этап “Айболит” —> VI этап “Робинзон”

Ведущий: Для того, чтобы попасть в какое-либо царство, нужно отгадать загадку-ключ.

I этап – царство Берендея

Ключ: Птица, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье. (Аист)

Берендей: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мое царство.

Берендей водит детей по своему царству, знакомя с его обитателями: птицами, зверями и с волшебным деревом, которое цветет круглый год.

Берендей: А кто вы такие, ребята? И зачем пожаловали в мое царство?

Дети: Мы путешественники, ищем остров Робинзона Крузо.

Берендей: Я покажу вам дорогу на необитаемый остров, но вы должны пройти ряд испытаний.

Первое задание – конкурс загадок:

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (Снегири)

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
Ходят... (Черепахи)

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но все же называются они… (Морские свинки)

Качается стрелка туда и сюда -
Укажет нам север и юг без труда.
Его не забудьте, готовясь к походу:
Он выведет к цели в любую погоду. (Компас)

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец. (Птенец)

Все слова он за тобой
Повторит как заводной.
Кто же это, угадай!
Ну, конечно, …(Попугай)

Второе задание – “Собери пословицу”.

В конверте лежат 6 пословиц, разрезанных на 2 части так, чтобы получилось целая пословица:

1. Как волка не корми, он все в лес глядит.

2. Запел соловьем, да кончил петухом.

3. В вороне попал – по воронье каркает.

4. Знай, сверчок, свой шесток.

5. Ворон ворону глаза не выклюет.

6. Всякая лисица свой хвост хвалит.

Третье задание – игра “Кто живет в лесу?”:

Если животное живет в лесу, то в знак согласия дети хлопают в ладоши, а если не живет, то “ушки на макушке”:

гадюка тигр кенгуру белый медведь
медведь заяц ящерица пингвин
лось соловей ежик страус
олень жираф кабан бегемот
рысь свинья корова крокодил

Берендей благодарит детей и объясняет дорогу в царство Лесовичка.

II этап – царство Лесовичка.

Ключ: Трава, об которую можно обжечься? (Крапива)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я старичок-Лесовичок! Приглашаю вас в свое заповедное царство. Лес хранит в себе много загадок и чудес, которые он открывает только людям любопытным и любящим его и его обитателей.

Первое задание – игра “Что растет в лесу?”.

Лесовичок перечисляет названия ягод, если ягоды растут в лесу, то дети хлопают в ладоши:

ежевика калина малина костяника
земляника голубика боярышник рябина
морошка черника клюква крыжовник
шиповник виктория черемуха смородина

Второе задание - “Четвертое лишнее”.

В конверте набор рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по какому-либо общему признаку. А четвертое будет лишним:

береза, клен, тополь, малина;

абрикос, вишня, слива, арбуз;

волк, медведь, лиса, заяц;

воробей, синичка, клест, ястреб.

Третье задание игра - “Что растет на клумбе”.

Нужно найти название цветов, выросших на клумбе:

МАКНТРОЗАДФИКТЕВАСТРАМБРОМАШКАТВЮЩКОЛОКОЛЬЧИКВИПИОНЛ ФРВАСИЛЕКЯНИГЛАДИОЛУСРПБИКНАРЦИССКТЮЛЬПАНАПТГВОЗДИКАД

Лесовичок прощается с детьми.

III этап – доктор Айболит

Ключ: Сладкой бываю,
Горькой бываю,
Ойкают дети,
Меня запивая. (Таблетка)

Айболит: Здравствуйте, дети! Скажите мне, кто вы такие? Путешественники?! Как вы считаете, должны ли путешественники знать о своем здоровье? Что может случиться во время похода?

Ответы детей: укусит змея, можно поранить ногу или руку, заболит живот и т.д.

Первое задание - конкурс “Доктор Айболит”.

На столе лежат бинты, растение алоэ, картофель, подорожник, календула, зверобой. Необходимо выбрать, что можно использовать:

  • при порезе;
  • при солнечных ожогах;
  • как облегчить боль, если товарищ натер ногу в пути.

Второе задание - “Собери лукошко”.

На столе лежат муляжи грибов, дети должны выбрать только съедобные грибы.

Третье задание - “Нужно ли мыть руки перед едой?”.

Под микроскопом рассматривается “смыв воды” с рук ребенка. С детьми делаются выводы о чистоте рук.

Доктор Айболит напоминает “путешественникам” о гигиене и прощается с ними.

IV этап -  непроходимые болота – царство Тины Болотной

Ключ: Не вода, не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)

Тина Болотная: Здравствуйте, детки! Добро пожаловать в мое царство. Соскучилась я без людей, кругом одни пиявки да лягушки и поговорить не с кем. Куда направляетесь?

Ребята отвечают, что ищут Робинзона Крузо.

Тина Болотная: Я вам загадаю загадки, если вы их не отгадаете, то останетесь у меня, будете пиявок считать, да лягушек пасти.

Первое задание - игра “Кто живет в море?”

Нужно найти название животных, обитающих в морях и океанах:

СГЩИТЗКИТНДИЮФРЕДЕЛЬФИНСЗАКУЛАБТВДМЩСКАТОГРЕКАШАЛОТЛ ЖЯИАТЮЛЕНЬЯУГРЬАТЮДОКУНЬАРСМЛЛКАМБАЛАРШМУРЕНАРАКАРА

Второе задание - “Угадай, кто это?”.

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает по 2 открытки с изображением: крокодила, лягушки, кита и комара. За минуту команде нужно составить рассказ о животном, не называя его, а другая команда должна угадать о ком, рассказ.

Третье задание - “Эстафета из букв”.

Детям раздаются наборы букв, каждый ребенок получает по 1 букве. Тина Болотная загадывает загадки, а дети должны составить слово и встать так, чтобы можно было прочитать ответ:

Он похож на мягкий таз,
Зоркий блеск огромных глаз,
Восемь длинных гибких ног,
Под названием ... (Осьминог)

В воде живет, без клюва, а клюет. (Рыба)

Кто-то проплакал
Всю ночь на лугу.
Столько слезинок -
Счесть не могу! (Роса)

V этап - царство Марьи-Искусницы.

Ключ: Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)

Марья-Искусница: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы и красны девицы! Отгадали мою загадку? Правильно, это часы. Откуда и куда путь держите? Путь к Робинзону Крузо лежит через мое царство - государство! Я покажу вам путь - дорожку, если вы отгадаете три загадки.

Первая: С чем встречали раньше гостей в доме и сейчас, например, молодых на свадьбе?

Ребята отвечают, что раньше гостей встречали хлебом с солью.

Марья Искусница показывает поднос, накрытый салфеткой, на подносе лежит хлеб с солью.

Марья - Искусница: Вторая загадка кроется в этом волшебном туеске. Назовите инструменты, которые я вам буду показывать.

Ответы детей.

Марья-Искусница: Молодцы, ребята! Знаете, что у меня было в туеске. Но еще лучше было бы, если вы научились ими работать.

Третья моя загадка: Найдите в убранстве моего дома изделия Гжели: белые, голубые, синие краски; Хохломы: деревянная посуда, расписанная красными, желтыми, черными красками; Дымкова: глиняная игрушка, богато убранная яркими красками символами солнца, воды, земли и др.

Ответы детей.

Марья-Искусница провожает детей, желая им доброго пути.

VI этап - Остров Робинзона Крузо.

Робинзон Крузо встречает детей, они знакомятся.

Робинзон: А кто знает, как меня зовут? А я вам подскажу. Если у названий предметов, которые я покажу, убрать по одной букве, а из оставшихся частей слов сложить слово, то вы узнаете мое имя.

РОТ – БИНТ – ЗОНТ

Робинзон: Правильно, Робинзон!

Робинзон рассказывает о своей одинокой жизни на необитаемом острове. Он спрашивает ребят, а смогли бы они выжить на необитаемом острове, если бы их корабль потерпел крушение.

Ответы детей.

Робинзон предлагает ребятам проверить это.

Первое задание - “Сигнальный огонь”:

Капитаны двух команд должны сложить костер из подручного материала: палочек, бересты, дров, и затем поджечь его, используя для этого по 2 спички.

Второе задание - “Меткий глаз”:

Команды выстраиваются в колонну по одному друг за другом, нужно забросить шишку в лоток, бросивший встает в конце колоны.

Третье задание - “Собрать рюкзак в поход”:

Ребятам предлагается набор предметов, из них нужно выбрать те, которые необходимы в походе. Команды собирают рюкзаки. После того, как рюкзаки будут собраны, подсчитать количество нужных в походе предметов.

Четвертое задание - “На ловкость, быстроту, аккуратность”:

Перед вами “болото”, через которое перекинут мостик. Нужно зачерпнуть ложкой воду из лотка и перебраться по мостику через болото, не проливая воды, вылить ее в стакан. Каждый участник команды бежит несколько раз. Побеждает та команда, которая раньше заполнит водой стакан.

Последнее задание - “Конкурс силачей”:

От каждой команды по 3 человека. Побеждает та команда, которая перетянет канат.

В конце соревнований Робинзон, Марья-Искусница, Старичок-Лесовичок, Тина-Болотная, Доктор Айболит и Берендей подсчитывают количество очков и объявляют команду – победителей.

Робинзон: Дети, а я вам сейчас открою “Страшную тайну”: на острове пираты зарыли клад! Чтобы его найти, нужно следовать указателям на карте.

Дети находят по карте клад.

Робинзон: Ребята, желаю вам быть такими же дружными, смелыми и находчивыми. До свидания! До новых встреч!