Формирование УУД на уроках физики согласно ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание 

1. Введение

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

2.1. Личностные УУД

2.2. Регулятивные УУД

2.3. Познавательные УУД

2.4. Коммуникативные УУД

3. Формирование универсальных учебных действий во внеурочное время

4. Заключение

5.Список литературы

1. Введение.

Новые задачи образования меняют структуру и содержание стандарта.

Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Для реализации стандартов второго поколения необходимо формирование универсальных учебных действий.

“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).

В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.

Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.

Функции универсальных учебных действий включают: 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 

Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики. 

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.

Личностные УУД способствуют формированию:

• жизненного, личностного, профессионального самоопределения;

• способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;

• готовности к жизненному и личностному самоопределению;

• знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме  и межличностных отношениях.

Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.

Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. 

Регулятивные универсальные учебные действия -действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:

• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. 

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

 2.3. Познавательные универсальные учебные действия. 

Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.

1) Общеучебные УУД включают в себя: 

• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; 
•  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 
• действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании  приобретенной информации с помощью формул.

2)Универсальные логические действия. 

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). 

Совокупность логических действий представляет собой: 

• сравнение конкретно-чувственных и иных данных, определения общих признаков и составление классификации; 
• анализ - выделение элементов, расчленение целого на части; 
• синтез - составление целого из частей; 
• сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; 
• классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; 
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 
• доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 
• установление аналогий. 

Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами,  подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В состав коммуникативных действий входят:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи. 

Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской  и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.

Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. 

Ежегодно в нашей школе проводится общешкольная научная конференция. Конференция, являясь  межпредметной, выходит далеко за пределы учебников  и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.

3. Формирование УУД во внеурочное время.

В нашей школе преподаётся пропедевтический спецкурс по физике в 5-6- ых классах “Мир знаний: физика”. Ребята учатся наблюдать простейшие физические явления, проводить эксперименты, объяснять их.

Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны. Учителя нашего методического объединения уделяют данному виду деятельности большое значение. Очень интересны и разнообразны мероприятия, проводимые на предметной неделе физики. Рассмотрим лишь одни из них, которые проводились учителями нашего методического объединения в прошлом учебном году.

Открыли неделю пятые классы физическим концертом и интеллектуальной игрой “Круговой сектор”. Для 7-х классов проводилась игра “Физический бой”. В ходе игры было продолжено формирование интереса к предмету, как науке о природе, о её гуманистической сущности, помогающей человеку решать глобальные проблемы.

Целью игры в 6-х классах “Первые шаги в физику” было развить их любознательность, показать им огромные возможности физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом. Учащиеся 11-го класса подготовили для пятиклассников открытый урок “Магическая физика”, на котором использовались задачи и загадки на сообразительность и память, старшеклассники демонстрировали несложные физические явления, с помощью которых можно проводить различные фокусы.

Учащиеся 8-го класса совершили интеллектуальное путешествие на “Физических соревнованиях”, проявив свою смекалку и любознательность.

Увлекательно и весело проходило мероприятие в 9-10-х классах “Физика на сцене”. Выступающие на сцене жестами показывали различные физические явления, зрители их отгадывали.

Учащиеся 5-11-х классов представляли свои проекты на классных часах, классных конференциях. В течение всей недели ребята готовили интересные выступления, презентации, создавали творческие работы и стенные газеты, принимали участие в различных соревнованиях и викторинах. Всё это дало возможность лучше и глубже узнать предметы, найти в них для себя что-то новое и неожиданное.

4. Заключение.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. 

Структура современных уроков  должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.

5. Литература. 

1  Стандарты  второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова -  М., 2008.

3. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики”  http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html

4.Борисова Л.А. “Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ” Научно-методическая газета “Физика”№20/ 2010 Издательский дом “Первое сентября” 2010г.

5. Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики 
http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_
dejatelnost_na_urokakh_fiziki/1-1-0-15

6. Лебедева Н.А. “Метод проектов на уроке физики” http://schools.keldysh.ru/

7. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.