Основной задачей, стоящей перед современным образованием в контексте внедрения ФГОС II поколения является повышение качества образования. В связи с этим особую актуальность приобретает применение новых педагогических и информационных технологий в системе образования.
Под технологией обучения понимается “совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющая реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы”. [1]
Педагогические технологии делятся на:
- Когнитивно-коммуникативные – ориентированы на развитие учебно-познавательных компетенций.
- Сотрудничающие – ориентированы на создание условий активной совместной деятельности обучающихся в коллективе для решения разных учебных задач.
- Контролирующие – направлены на контроль уровня обученности учащихся, диагностирование затруднений, систематизацию учебного материала и развитие умений и навыков самоконтроля.
- Мультимедийные – направлены на развитие коммуникативной компетенции путем подключения различных каналов запоминания с помощью технических средств обучения.
- Здоровьесберегающие – направлены на снятие утомляемости, профилактику перегруженности учебного процесса, на создание благоприятной обстановки для обучения. [2]
К категории “сотрудничающие” относится технология “Обучение в сотрудничестве”. Данная технология подразумевает деление учащихся на малые группы, например, два, три, четыре человека и выполнение определенного задания в группах. При этом каждый ученик в группе вносит свою лепту в выполнение общего задания. Оценивается результат, и все учащиеся группы, как правило, получают одинаковую оценку в зависимости от результата выполнения задания.
Данная технология может быть интегрирована в урок самыми разнообразными способами: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала (например, учащимся может быть предложено самим сформулировать правило), при подготовке к контрольной работе или к тесту, и конечно же при выполнении различного рода творческих заданий, проектов.
Рассмотрим возможности применения принципов технологии обучения в сотрудничестве при исправлении ошибок учащихся.
Каждый педагог знает, что ошибки, которые допускают учащиеся, показывают, что они еще не овладели необходимыми умениями. Следовательно, учащиеся нуждаются в дополнительной практике в том объеме, которые позволит им сформировать умение в достаточной степени. И здесь встает вопрос об эффективности данной практики.
В процессе изучения иностранного языка (английского языка) учащиеся допускают ошибки при выполнении письменных заданий и в устной речи. В целях исправления и проработки допущенных ошибок считаю целесообразным организовать работу учащихся таким образом, чтобы они могли помогать друг другу осмыслить и исправить допущенные ошибки. Например, выполнение письменного задания на уроке может быть организовано по принципу обучения в сотрудничестве, когда учащиеся, работая в парах, проверяют друг у друга задание, выявляют допущенные ошибки и под контролем учителя объясняют, как они могут и должны быть исправлены.
При устных ответах учащихся необходимо сначала дать отвечающему возможность высказаться, а потом совместно проанализировать ошибки и исправить их. При этом другие учащиеся дают правильный речевой образец взамен того, в котором была допущена ошибка. В зависимости от актуальности ошибки, можно попросить учащихся помочь друг другу найти соответствующий материал в УМК, который может помочь исправить ошибку.
Считаю также необходимым отметить, что при выполнении такого рода работы на уроке, учителю необходимо следить за соблюдением взаимоуважения и доброжелательной атмосферы в классе, чтобы процесс анализа и работы над ошибками не сопровождался негативными эмоциями для учащихся.
Список литературы
- Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” М.: “Академия”, 2008.
- К.С. Махмурян “Современные технологии обучения иностранным языкам” презентация МИОО, 2013.