Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать правильный ответ. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется дать краткий ответ словами. Внимательно читай текст заданий.
В работе будут задания, ответ на которые необходимо дать в максимально развёрнутом и полном виде.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь его использовать, чтобы ещё раз обдумать те задания, которые вызвали у тебя затруднения или заставили сомневаться в правильности выбора ответа.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то обведи его и напиши свою новую версию.
____________________________________.
Желаем успеха!
№ зада- ния |
Задача/задание | Само- оценка |
Оценка учителя |
1 | С каким событием в истории Руси
связано начало династии Рюриковичей? 1) походом
князя Олега на Киев |
||
2 | С кем воевал князь Святослав
Игоревич (942–972)? 1) с татаро-монголами |
||
3 | Определи фактические
последствия принятия Русью христианства? 1)
установление уроков и погостов |
||
4 | Исследователи, изучая историю
Древнерусского государства, обращают наше
внимание, что в его становлении сыграли большую
роль русские князья, их черты личности.
Прочитайте отрывок из труда современного
историка: “Вокруг его имени вращаются почти все
важные события русской истории конца XI - начала XII
века... Он выделялся блестящими способностями
государственного деятеля, умением
противопоставить узким, корыстным интересам
нужды своего государства... В период его
правления была составлена древнейшая из
известных летописей — "Повесть временных
лет". Сам он написал "Поучение детям",
которое показывает, что этот князь обладал
литературным талантом. В этом произведении он
отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных
походов против половцев, а мелких - и не упомнить.
В более поздние времена появилась легенда о том,
что византийский император - его родной дед -
прислал ему знаки царского достоинства”. Какие черты князя выделяет автор? Укажи не менее двух черт личности князя. |
||
5 | Схема 1 Напиши, какой цифрой на карте обозначен главный город Новгородской земли |
||
6 | Схема 2 Напиши термин, обозначающий название периода отечественной истории, события которого изображены на карте. Для этого прочитай карту, определи её особенности и соотнеси с историческим периодом |
||
7 | Прочти отрывок из исторического
источника и изложи свою точку зрения, используя
текст, по предложенным вопросам. Из работы историка В.В. Каргалова. “Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств..., чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями. Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северо¬западной и западной окраинах, не подвергшиеся разгрому, выступали против признания зависимости от ордынских ханов. Северо-Западной Руси, которая выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Существование двух группировок - северо-западной, выступавшей против признания зависимости от ханов, и ростовской, склонявшейся к установлению мирных отношений с завоевателями, - во многом определяло политику великого Владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание зависимости от золотоордынских ханов... С другой стороны, существование сильной оппозиции ордынской власти в Северо-Западной Руси могло пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям завоевателей”. 1. Какая важная для Руси проблема рассматривается историком? 2. На основе текста и знаний по истории укажи, как относились к ней представители отдельных русских земель (укажи не менее двух позиций). |
||
8 | Прав ли был Александр Невский,
который проводил политику соглашения с Ордой? 1. Да, он тем самым не допустил союза монголов и Запада против Руси, уберёг от окончательного разорения и выиграл время для её укрепления; 2. Нет, он действовал в своих корыстных интересах; 3. Я думаю, у него не было выбора. |
||
9 | К чему привело установление
зависимости Руси от Золотой Орды? 1. К Золотой Орде отошли земли Великого Новгорода; 2. Русь начала платить дань Золотой Орде; 3. Прекратились набеги и карательные походы татаро-монгол на Русь; 4. К Золотой Орде отошли земли Галицко-Волынского княжества. |
||
10 | Выдвини версию, кто из
перечисленных персонажей считается основателем
Великого княжества Литовского. Дай краткое
пояснение. 1. Ягайло. 2. Тамерлан. 3. Дмитрий Боброк Волынский. 4. Миндовг. |
||
11 | Прочти отрывок из сочинения
историка В.О.Ключевского и укажи имя князя, о
котором идёт речь. “Поручение собирать
ордынскую дань со многих, если только не со всех
князей и доставлять её в Орду (он) получил…, когда
стал великим князем владимирским. Это полномочие
послужило в руках великого князя могучим орудием
политического объединения удельной Руси. Не
охотник и не мастер бить свою братию мечом,
московский князь получил возможность бить её
рублём”. 1. Даниил Александрович. 2. Иван Калита. 3. Иван III. 4. Иван IV. |
||
12 | Прочти отрывок из сочинения
современного историка и укажи, как назывались
произведения, в которых действовали описанные
герои. “Необычайны и подчас фантастичны силы героев – палицы у богатырей по 100 пудов, скачут они на конях…чуть ниже облака ходячего… Но и враги, выходившие на богатырей, были чудовищно могучи. Войска вражьего, растянувшегося в степях, серому волку в три дня не обрыскать, чёрному ворону не облететь”. 1. Летописи. 2. Былины. 3. Жития. 4. Хождения. |
||
13 | Рассмотри изображение и выполни
задание.
Какой из нижеприведённых памятников архитектуры был построен в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запиши цифру, под которой он указан. |
||
14 | Прочти отрывок из “Жития Сергия
Радонежского” и напиши, о каком сражении идёт
речь. Назови год, когда произошло это событие. “…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал”. Ответ:________________________ ______________________________ |
||
15 | Ниже указаны две точки зрения на
Московское государство конца XV—начала XVI вв.
Какая из точек зрения представляется тебе более
предпочтительной? Используя исторические
знания, приведи два аргумента, подтверждающих
избранную тобой точку зрения. 1) Московское государство конца XV — начала XVI вв. можно назвать централизованным. 2) Московское государство конца XV — начала XVI вв. нельзя назвать централизованным. |