Концептуальная цель. Воспитание ответственного гражданина, любящего свою родину, имеющего представления об истории своего села и его традициях, понимающего свою личную ответственность за будущее села.
Стратегическая цель. Вызвать детей на размышление о значении каждого человека в истории села, Родины.
Задачи.
1. Углубить представление детей о истории села Неволино.
2. Воспитывать чувство любви, уважения, бережное отношение к родному селу, чувство личной ответственности за будущее села.
3. Совершенствовать навыки работы в группах, умение видеть, слышать и чувствовать партнера по общению.
4. Развивать ясность, выразительность речи, умение донести до аудитории свою точку зрения.
5. Закреплять умение работать в диалоговом режиме.
Проблема. В истории России было много трагичных страниц, людям приходилось переезжать с места на место. В селах и деревнях почти не осталось коренных жителей. А те, кто приезжали в село, не знали его историю, его традиции, а потому неуважительно относились к тому месту, где жили.
Проблемные вопросы. Знаю ли я село, в котором живу? Чем можно гордиться в моем селе? Какую пользу я могу принести своему селу?
Тезис: “Родной край - сердцу рай”, “Человек без Родины, что соловей без песни”.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети рассаживаются за столики группами по 6 человек.
II. Вызов и целеполагание.
Ведущий:
Добрый день, дорогие гости! Здравствуйте ребята! Сегодняшнюю встречу мы решили посвятить нашему селу. Мы будем опираться на материалы документального фильма, который называется “Я здесь живу: Неволино”. Так же будет называться наша сегодняшняя встреча. (Отрывок из фильма)
- В истории России было много трагичных страниц, людям приходилось переезжать с места на место. В селах и деревнях почти не осталось коренных жителей. А те, кто приезжали в село, не знали его историю, его традиции, а потому неуважительно относились к тому месту, где жили.
- В конце этого мероприятия мы постараемся ответить на следующие вопросы. Знаю ли я село, в котором живу? Чем можно гордиться в моем селе? Какую пользу я могу принести своему селу?
(Слайд 2)
Мы встретимся с интересными людьми, живущими среди нас, их немало. Всех этих людей объединяет любовь к нашему селу.
III. Исследовательская работа
1) Работа с летописью (групповая).
- Для начала, выясним, откуда у нашего села такое название. Для этого вы поработаете с отрывками из летописи нашего села. Работать будем в группах: 2 группы с одной версией возникновения названия, 2 группы- с другой. Задание: прочитать текст. Руководитель группы озвучивает версию. На работу вам – 3 минуты.
Дети читают, представляют свою версию.
- Теперь послушаем, что о названии села говорится в фильме. (Отрывок)
2) Работа с видеоматериалами “Неволинский могильник”.
- Ребята, сейчас вы увидите отрывок из фильма. Задание: внимательно смотреть и слушать. После просмотра каждая группа расскажет, что нового узнали из отрывка.
(Просмотр, фронтальный опрос)
3) Представление итогов проекта “Живая Русь”.
- В съемках фильма, в исследовании истории нашего села принимали участие и некоторые из вас. Интересно посмотреть, что из этого вышло?
(Отрывок про войну с Пугачевым)
- Интересно ли вам было участвовать в этом проекте?
4)
- Следующие кадры фильма посвящены тоже войне, Великой Отечественной войне. Задание: внимательно смотреть и слушать.
(Просмотр. Беседа)
- Сколько человек ушло на фронт из Неволинского поселения? (186)
- Из нашего села? (34)
- Сколько вернулось? (14)
- Ребята, а в ваших семьях прадеды, прабабушки воевали?
- Герой Советского Союза - это очень почетное звание, которое получали только очень героические, смелые люди. И в нашем селе есть улица в честь одного из таких героев. Кто из вас живет на этой улице?
5) Результаты исследовательской работы по проекту “Мои корни”.
Просмотр отрывка.
- Есть ли среди нас коренные жители Неволино? Ребята, вы провели исследования, откуда идут ваши корни, откуда родом ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, где родились вы сами. У нас получились очень интересные результаты. Оказывается, коренных жителей Неволино среди нас очень мало.
(Слайд диаграмма)
- Но, большинство из вас родились уже здесь в нашем селе, а значит, оно для вас – родное. И потому нужно знать его историю и традиции.
IV. Встречи с интересными людьми
1) Рассказ А.Е.Комаровой -жительницы с.Неволино
- Сегодня в гости к нам пришла бабушка Макара Падерина- Комарова Александра Егоровна. Она расскажет нам, как жили люди в те времена, чем занимались, как трудились и отдыхали.
(Общение с А.Е.Комаровой)
2) Просмотр видео
- Ребята, в нашем поселении есть бабушка, которой 101 год. Сама она к нам прийти не может, но мы услышим ее рассказ в отрывке из фильма.
(Просмотр)
-Х ранительница старинных традиций в нашем селе – Лидия Юрьевна Корягина. И сегодня она пришла к нам.
3) Выступление детей (ансамбль народных инструментов)
4) Знакомство с современными традициями
- Все это было когда-то, в прошлом. А сейчас, настоящее нашего села - это мы с вами! И у нас тоже есть свои традиции.
(Слайд-фильм )
5) Мастер-класс по квилингу Пономарева Н.А.
- Ребята, вы, наверное, уже поняли, что главное богатство нашего села- это люди. И сегодня к нам пришла мама Данила и Вадика Пономаревых – Наталья Александровна. Это очень творческий, интересный человек. О себе она расскажет сама.
(Рассказ Н.А., мастер-класс- объяснение задания)
- Сейчас вы будете работать самостоятельно, выполнять декоративное панно “Рябинка”, а чтобы вы лучше представили образ рябины, прозвучит песня нашего земляка поэта и композитора Ф.Н.Липатова в исполнении Бабикова А.А. - нашего односельчанина.
6) Самостоятельная работа детей.
(Отрывок)
Итог работы - демонстрация панно.
- Вот, какая красивая рябинка у вас сегодня получилась.
- А у нас снова гости – это ребята из детского.
7) Выступление детей из детского сада со стихами про профессии.
- Спасибо! Вы нам рассказали о том, как много профессий есть на свете.
- Ребята, в рамках проекта “Будущее моего села” вы писали сочинения-рассуждения на тему “Каким будет мое село через 10 лет? Чем я буду полезен моему селу?”. Заслушаем некоторые сочинения.
8) Представление результатов проекта, выступления детей.
V. Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и подошла к концу наша встреча. Внимательно посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопросы.
- Знаю ли я село, в котором живу?
- Чем можно гордиться в моем селе?
- Какую пользу я могу принести своему селу?
- Ребята, сегодня мы опирались на материалы фильма “Я здесь живу: Неволино”. Мы смотрели только небольшие отрывки. У кого-то из вас появилось желание посмотреть его целиком?
- В заключении, нам хотелось бы сказать слова благодарности создателям этого фильма и всем жителям нашего поселения, которые приняли участие в съемках. Посмотрите на экран, сколько их, может быть в титрах есть и ваша фамилия.
(Финальный отрывок)
Приложение 2. Технологическая карта занятия