Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


В 2012-2013 учебном году наша школа участвовала в апробации учебника по    русскому языку для 5 класса (Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с.). Специфика школ района – обучение на родном татарском языке. Учебник соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает достижение предметных, метапредметных  и личностных результатов учащихся, для которых русский язык не является родным.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока:

  • научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных;
  • развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных;
  • поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • Максим Михайлов.Среди долины ровныя. mp3;
  • презентация в программе «PowerPoint».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задачи этапа – психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности.

II. Разминка

Задача – включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Назвать 4-е лишнее: СЛАЙД 1 (Приложение 1)

светло-зелёный, зеленоватый, зеленеть, зелёненький,высокий, высота, высок, высокий-превысокий

Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова ЗЕЛЕНЕТЬ  и  ВЫСОТА? (Это не прилагательные).

– Как же вы узнали, что остальные слова – имена прилагательные?
– Назвать морфологические признаки прилагательного. (СЛАЙД 2)
– Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
– То, что знаем, будем применять на практике.

III. Словарный диктант

Класс пишет под диктовку; затем записи проверяются в парах, сверяются со слайдом 3. Попутно повторяются сведения по словообразованию и разряды прилагательных.

Великолепным певцом, русским пейзажем, к одинокому дубу, на безграничных просторах, могучего дерева, на шишкинской  картине, к очаровательному цветку, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик.

Цель этапа – выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.

– Какие правила позволили нам вспомнить диктант?

СЛАЙДЫ 4-7

Стоит как __________несокрушимый
Держись за _______________, он в землю глубок.

– Какие слова пропущены? Итак, мы сегодня поговорим о …дубе и прилагательном.

Проверка домашнего задания.

– Какие интересные факты вы нашли о дубе?
– А вот что меня удивило! СЛАЙДЫ 8-9.
– Считается, что если во время сна около больного ребёнка положить к ногам дубовое бревно, то он может или выздороветь, или значительно поправится (в смысле, здоровьем). Так как  через ноги к нему придёт сила бревна.
Есть такое старое, грубоватое выражение о мертвых: «дал дуба». А пошло оно из предания о том, что души мёртвых именно по стволу дуба поднимаются вверх, будто бы по небесной лестнице – в царство бессмертных.
До сих пор у многих людей в квартирах стоят именно дубовые стулья и вообще дубовая мебель, а так же дубовые полы, потому что такая обстановка позволяет быстро восстановить потраченные за день силы.
Дуб живет в среднем 1000 лет. Диаметр ствола может превышать 2 м. Чем больше возраст дерева, тем выше качество его древесины.
Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев — вода в них не "цвела", была студеной и чистой.

– Кто выписал описание зимнего дуба из рассказа Ю.Нагибина?

«Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках».  Нагибин) (Слайд 10)

– Так вот он, зимний дуб!
– Что помогает представить  на дуб?

IV. Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

Цель – определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса. Слайд 11.

– Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
– Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
– Почему нет?
– Зачем же они нужны в речи?
– В каком стиле употребляются?
– Послушайте песню композитора Степана Давыдова на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя», давно ставшую народной. (Приложение 2).

СЛАЙД 12.

– Какую картину вы представляете слушая эту песню?

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко,
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка, –
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки вкруг него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

– Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
– Это стихотворение только лишь о дубе? (Нет, о человеческом одиночестве). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
– Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

(Проверка по СЛАЙДУ 13)

Работа в парах.  Морфологический  разбор прилагательного

Физкультминутка (Слайд 14)

ДУБ

На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились.

Потягивания – руки вверх.


Потягивания – руки в стороны.
Ходьба на месте.

V. Творческое задание. Культурологический аспект урока

Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.И.Шишкина «Среди равнины ровныя». Слайд 15.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным  в 1882 году через год после внезапной смерти любимой жены художника. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась картина, которую художник назвал строчками из русской народной песни.

Работа в группах

– Рассмотрите картину и введите в предложенный текст  прилагательные. Объясните свой выбор.

___________дорога вьется среди ___________ полей и теряется вдали. По обочинам ее ___________ цветы: белеют ___________лепестки ромашки,  низко наклонились ____________стебельки метелочек. ____________ цветы подчеркивают силу и величие ___________ дуба___________    __________________  тишина царит в природе. ___________тени от туч побежали по равнине _____________  волнами. Приближается ____________гроза. Но неподвижна _____________зелень великана. ____________ствол никогда не согнется под ударами ветра. Он как ______________богатырь ожидает поединка с __________________ природой.

СЛАЙД 16 – эталон.

Проселочная дорога вьется среди бескрайних полей и теряется вдали. По обочинам ее полевые цветы – белеют нежные лепестки ромашки,  низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие цветы подчеркивают силу и величие могучего дуба. Глубокая предгрозовая  тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными  волнами. Приближается страшная гроза. Но неподвижна кудрявая зелень великана. Мощный ствол никогда не согнется под ударами ветра. Он как гордый богатырь ожидает поединка с разбушевавшейся природой

– По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

VI. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

– Закончить хочется словами М. Джалиля (Слайд 17):

Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.

VII. Домашнее задание (Слайд 18)

1) написать сочинение-миниатюру (описание дерева), используя в нём прилагательные.
2) упр.488 (выписать словосочетания «прилагательное + существительное»
3) нарисовать любимое дерево и объяснить свой выбор.

Физкультминутка. http://rud.exdat.com/docs/index-802032.html?page=7