“Понять литературу, не зная мест, где
она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором
она выражена”.
Д.Лихачев
Согласно новым ФГОС, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Одним из видов внеурочной деятельности является музейная педагогика, которая органично вошла в практику работы современной школы. Школьные музеи создаются в целях гражданско-патриотического воспитания обучающихся, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Музейная педагогика направлена на развитие таких человеческих, ценностей, как красота, гармония, эстетическое развитие, художественное творчество. Содержательная часть программы внеурочной деятельности направлена на реализацию ФГОС с учетом методических разработок и опыта реализации воспитательной работы школы, основной целью которой является духовно-нравственное воспитание детей через различные формы работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей с использованием нетрадиционных методов работы. Музейная педагогика работает на разностороннее развитие личности учащихся, где основной подход – деятельностный.
Это ставит перед образованием новые задачи:
- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
- гармонизация развития творческой личности,
- формирование национальной идеологии,
- сохранение традиций, возвращение к духовным ценностям;
- создание новой музейной аудитории, расширение пространства влияния музея.
Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентирован-ному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся.
В нашей школе есть возможности для осуществления идей, развития методик и технологий музейной педагогики. Инновационная структура внутренней среды школы – музейно-образовательный комплекс “Малая родина”. Комплекс состоит из 7 музеев: Музей Космонавтики имени Павла Ивановича Беляева, музей “Русская изба. XIX век”, музей русского костюма “Светлица”, музей “Вологда литературная”, музей Ольги Фокиной, музей Николая Рубцова, музей сказок “Жили-были”.
С 2009 года школа является городской инновационной площадкой, работающей по теме “Музейная педагогика в становлении гражданствен-ности обучающихся”. В настоящее время программа проектно-исследова-тельской деятельности реализована. Школьный музейно-образовательный комплекс “Малая родина” зарегистрирован в Министерстве образования и науки РФ, Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения. Музейный комплекс ориентирован на духовно-нравственное воспитание, в процессе которого происходит актуализация и социализация личности школьника, формирование гражданского сознания и патриотических чувств.
Опытом работы по музейной педагогике коллектив школы постоянно делится, проводя областные и городские семинары (“Формирование имиджа образовательного учреждения” для директоров школ Вологодского района, “Интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса на базе школьных музеев” для учителей русского языка и литературы города Вологды и др.), дни открытых дверей музеев, экскурсии для учащихся школ, воспитанников детских садов, городского Совета ветеранов, жителей микрорайона.
Через литературное краеведение мы решаем следующие задачи:
- развитие потребности учеников в изучении своих корней;
- воспитание патриотизма, гражданской позиции;
- воспитание уважения к памяти прошлого и традициям своего народа;
- воспитание уважения к творчеству писателей и поэтов, подаривших нам уникальную возможность, читая их произведения, проникаться особым духом любви к своей малой родине, к России и преданности им;
- интеллектуальное и духовное развитие личности;
- формирование правильного восприятия литературного наследия;
- получение знаний об основных видах и жанрах литературы, умение отличать литературное произведение от народного творчества.
Литературные краеведческие музеи вызывают интерес учащихся к выдающейся личности писателя, его творческому наследию, расширяют представление о литературной и общественной деятельности, активизируют работу учащихся по изучению биографии и творчества писателей.
С 2003 года мы поддерживаем тесные отношения с вологодской поэтессой Ольгой Александровной Фокиной. Традиционны ежегодные встречи с ней учащихся и педагогов школы. 12 марта 2007 года в школе открыт музей имени Ольги Фокиной.
В музее оформлена фотовыставка о жизни и творчестве О.А. Фокиной, собраны поэтические сборники, хранятся копии документов, личные вещи, подаренные поэтессой.
Направления деятельности музея:
- поисково-собирательское;
- экспозиционное (оформительское);
- экскурсионное;
- культурно-массовые мероприятия.
Деятельность школьного музея органично вписывается в образовательный процесс. В музее проходят встречи с писателями, конкурсы чтецов, литературные вечера, часы поэзии, уроки внеклассного чтения, экскурсии. Ежегодно все новые учащиеся принимают участие в работе музея, имея уникальную возможность напрямую прикоснуться к живой поэзии при подготовке и проведении творческих встреч с ярким представителем современной литературы Вологодчины.
План работы музея-клуба любителей поэзии О.А. Фокиной на 20013-2014 г.
Месяц | Заседание актива |
Собрание клуба | Коллективное творческое дело | Поисковая работа |
Сентябрь | Обсуждение плана работы по подготовке к юбилею О. Фокиной. | Обсуждение плана работы, выбор актива. | Оформление витрин с экспонатами. Подарок своими руками. |
Изучение биографии О. Фокиной, подготовка экскурсии “Детство поэта”. |
Октябрь | Изучение биобиблиографиче-ского
материала; организация сбора книг поэтессы, фото-
и видеоматериалов. Участие в презентации нового
поэтического сборника О. Фокиной “Маятник”. |
Литературная викторина.
Знакомство с лирикой поэта. Рефераты, иллюстрации к сборникам стихов. |
Поиск и сбор книг поэта. | |
Ноябрь | Обсуждение материалов для экскурсии, новых публикаций стихов. | Знакомство с новой книгой поэта, с новыми публикациями (журнал “Лад”). | Составление сборника стихотворений О. Фокиной о маме. | Биография поэта, составленная учащимися школы №35 |
Декабрь | Сбор фонотеки (песни на стихи О. Фокиной). | Коррек- тировка плана на второе полугодие. |
Изучение лирики поэта, отбор стихотворений по темам. | Рисунки и фотографии к стихо- творениям поэта. |
Январь | Обсуждение материалов для экскурсии. | Подготовка экскурсии “В литинституте”. | Подбор музыки, стих-й, песен к теме экскурсии. | |
Февраль | Обсуждение предстоящей встречи с О. Фокиной в школе. | Мать и дочь. О. Фокина и Инга Чурбанова. | Изучение биографии поэта. Сбор
фото- материалов, статей, газет. |
|
Март | Подготовка к встрече с поэтессой. | Подбор музыки, выбор
стихотворений для чтения наизусть. Иллюстрации
к стихо- |
Сбор материалов для беседы “Два художника” (Фокина и Тутунджан). | |
Апрель | Подготовка к Параду кружков. | Встреча с поэтом Ольгой Фокиной в школе. | ||
Май | Подведение итогов работы за год. | Что получилось и над чем предстоит поработать в следующем учебном году. | Литературная гостиная (за чашечкой чая чтение любимых стихов О. Фокиной). | Составление списка заповедей О. Фокиной. |
Музей Ольги Фокиной. Темы экскурсий
Темы планируемых экскурсий | Классы | Сроки |
Обзорная (знакомство с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами). | 1-11 | В течение года |
“Мой край родной, мой Север милый” (детство и годы учебы). | 1-9 | В течение года |
“Знаки кровного родства” (поэзия О. Фокиной о родной деревне, родном крае, земляках). | 1-11 | В течение года |
Образ матери в творчестве О. Фокиной. | 1-11 | Ноябрь |
Ольга Фокина и Николай Рубцов. Общие мотивы поэзии. | 9-11 | Январь |
“Быть России, которая народ”. | 6-11 | Февраль |
Вологда в жизни и творчестве Фокиной. | 1-11 | В течение года |
Песни на стихи О. Фокиной. | 1-11 | В течение года |
Стихи последних лет. Знакомство со сборником стихотворений “Маятник”. | 9-11 | Октябрь-декабрь |
1 экскурсовод:
Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в нашем литературном музее Ольги Александровны Фокиной. На первом стенде вы видите фотографии и иллюстрации, имеющие отношение к детству и отрочеству будущей поэтессы.
Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района в многодетной крестьянской семье.
Родители – Александр Иванович и Клавдия Андреевна – крестьяне-колхозники. Отец до войны работал бригадиром колхоза “Новый Север”. Осенью 1941 года ушел на фронт и осенью же 1943 был отпущен домой из казанского госпиталя и через месяц умер “в связи с пребыванием на фронте”, как указывалось в справке. Маленькой Оле шел четвертый год. На пятерых детей выдели пособие за отца – 6 руб. 50 копеек. Девочка запечатлела образ отца и всю жизнь вспоминает его.
Мой отец... он давно не с нами,
Но, когда поют петухи,
Под босыми его ногами
Тихо-тихо вздыхают мхи...
У него для природы милой
Лишь одно было имя – Мать…
И его ли вина, что рано
Отшумели ему леса,
Что война причинила раны
И закрыла навек глаза...
Отцу посвящено стихотворение “Черемуха” (зачитывается фрагмент со стенда).
2 экскурсовод:
Об этом времени было написано в стихотворении “Я помню соседей по тем временам”:
Идти по деревне куски собирать
Мы сами решили – страшно умирать.
И мать, наклоняясь над грудным малышом,
Сказала спокойно: “И то хорошо”.
Ольга Александровна вспоминает: “Просыпаюсь я ночью, грудной братик плачет, а у мамы молока нет, чтобы его покормить. Я и решила: утром пойду в соседнюю деревню, где меньше знают, и милостыню буду просить, чтобы маму накормить”. Война, голод, маленькая деревня… Люди подавали, кто что мог: картофелину, сухарь, горбушку хлеба.
В 1945 году Оля начинает учиться в школе (показывает портрет школьницы). В это время девочка начала писать первые стихи.
Детям войны посвятила поэтесса не одно стихотворение.
1 экскурсовод:
Почему же все-таки возникла мечта стать поэтом? Сама Ольга Александровна считает, что в этом заслуга матери: она пела колыбельные песни, рассказывала детям сказки, читала стихи Сурикова, Некрасова. Она была очень грамотна для деревни: закончила четыре класса церковноприходской школы, стихи очень любила. Трудолюбивая, выносливая, мудрая, Клавдия Андреевна понимала – выход в труде (Стихотворение “Собирала по грошику”).
В те послевоенные годы жили впроголодь, хорошей одежды и обуви не было, поэтому Оля часто болела, мало общалась со сверстниками, оставаясь одна дома. А когда человек один, он внимательнее к природе, к окружающему миру. Видишь каждый листочек, каждую росинку замечаешь… Может, от этой наблюдательности и появились стихи:
А ландыши расту на круче,
Где папоротники дремучи,
Где ели хмуры, бородаты,
Где заблудилась я когда-то.
И другой источник творчества и вдохновения – это северная природа с ее неброской стыдливой красой (строки стихотворения “Мои болота и болотца”).
В 1952-ом году Ольга на “отлично” окончила школу и поступила в Архангельское медицинское училище. Очень скучала по дому, маме, братьям. Районный центр Верхняя Тойма, где родилась Ольга Фокина, находится в 150 км от города Котласа и в 450 км от Архангельска. Село расположено на правом берегу величавой Северной Двины, впадающей в Белое море, а до деревни Артемьевской еще около 39 км.
Об этом она напишет в стихотворении “До родительского дома”.
2 экскурсовод:
Дарование юной поэтессы заметили, ее стихи были напечатаны в альманахе “Север”.
“Особенно хорошие стихи писались, – говорит Ольга Александровна, когда работала в медпункте. Бежишь по вызовам по лесным тропкам, устанешь, присядешь отдохнуть и записываешь строчки”. Лира О. Фокиной всегда жила и живет любовью к Северу, к простым крестьянам, к родной земле, к ее полям и лесам, прекрасной природе. И эта любовь осталась с нею на всю жизнь, стала стратегией ее творчества. (Читает стихотворение “Родник”).
На этом стенде вы видите графический цикл к сборнику “Разнобережье”, выполненный художниками Сюкиными. Перед вами деревенская изба, печь, (без которой не выжила бы ни одна крестьянская семья), колхозное поле, школа, рядом храм, река…
Сильнее не ведаю власти, чем власть материнской
земли.
Березы мне света не застят, не носят тоски
журавли.
Не верю, что вся современность в романтике
сверхскоростей!
Храню откровенную верность раздольности русских
полей...
1 экскурсовод:
Неудержимая тяга к поэтическому творчеству определила выбор дальнейшего жизненного пути. В августе 1957 года она становится студенткой Литературного института им. А.М.Горького.
Пять лет учебы в институте... Новые ощущения, новые знакомства. Изменил ли город будущую поэтессу? Скорее всего, разлука с домом еще больше вдохновляла ее на творчество: появляются новые стихи, которые в дальнейшем были положены на музыку…среди них – “Грустная песенка”, полная тоски, любви, надежды.
В 1962 году она заканчивает Литературный институт имени Горького. В 1963 году в издательстве “Молодая гвардия” выходит первый сборник стихов “Сыр-бор” с предисловием архангельского писателя Бориса Шергина: “Стихи Ольги Фокиной – это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного”, – писал он.
В 1964 году Фокина переезжает на постоянное место жительства в Вологду, где начинается ее плодотворная профессиональная творческая деятельность.
Еще в институте Фокина познакомилась и с Николаем Рубцовым, и с Василием Беловым, а в Вологде тесно общалась с ними. Рубцов сразу же понял и положительно воспринял фокинскую музу, увидел, что это поэтесса “со своей песней”. Ольга Александровна посвятила стихотворение своему собрату по перу: “А я нашла зеленые цветы”.
Поэтическая стихия переполняла душу молодого дарования. Год за годом выходят ее книги: “Реченька”, “А за лесом – что?” (1965), “Аленушка” (1967), “Островок”(1969), “Самый светлый день”, “Избранная лирика” (1971), “Камешник” (1973), “От имени серпа” (1976), “Буду стеблем”, “Полудница” (1979) и последующие сборники стихотворений. За книгу “Маков цвет” (1974 год) ей была присуждена Государственная премия РСФСР.
О своей родимой стороне поэтесса говорит проникновенно, тепло, ласково, былинно. Поэтесса ощущала себя вправе говорить “от имени серпа”:
Не стыжусь, что выступаю вновь от имени серпа:
Серп и колос – в крепком спае с теплым молотом
герба.
В то время, когда отношение к земле резко менялось, когда народ валом повалил из сел в города, из добротных обжитых домов в каменные квартиры-клетушки, Ольга Фокина самоотверженно писала:
Как же ты пахнешь, сырая земля!
Этот бы пласт, отвороченный плугом,
Взять в обе руки – и есть, не соля,
Не оснащая ни медом, ни луком.
В новых стихах поэтессы ее гражданская позиция приблизилась к гражданской позиции времен Пушкина – Некрасова. Стихи ее слышны как набат. И совсем по-некрасовски звучит ее стихотворение “Однажды в июньскую знойную пору”. Было время, когда О. Фокина писала: “Поэзия проблем не поднимает...”. Но вот настали времена, когда поэзия, настоящая, истинная, гражданская, вынуждена вмешиваться в ход событий: “Прозябаю: Прозой баю, А поэзия – бай-баю. Позабавились – и хватит: За поэзию – не платят”.
Очень хорошо отзывался о творчестве О. Фокиной ее земляк Федор Абрамов. Выступая на встрече с архангельской интеллигенцией в 1981 году, он сказал: “Ольгу Фокину я очень люблю. Я считаю, что из женщин, пишущих на русском языке, можно сказать, это самая талантливая поэтесса. (Показать снимок на стенде, О.А. Фокина рядом с Ф.А. Абрамовым).
2 экскурсовод:
Судьба подарила Ольге Александровне семью, любовь (показать на стенде).
Стихи о любви – особый пласт творчества Ольги Фокиной Она поразила нас своим златоустьем, спела свои сокровенные песни, но неуходящая боль какой-то огромной любви то тайком, то скороговоркой, а то и во весь голос прошла через всю ее поэзию, то исчезая на какой-то длительный период, то заявляя о себе вновь. Литературный критик Владимир Бондаренко как-то сказал: “Я бы даже составил один небольшой сокровенный сборник ее стихов о любви. Об одной любви...” В ее стихах – замечательная, земная женская любовь, многие из них переложены на музыку (исполняется песня “Насмотрись, зорька, в реченьку).
Поэтесса Ольга Фокина в течение всего своего творческого пути не была обделена вниманием читателей – любителей поэзии, она лауреат Государственной премии РФ, других премий, друзья-поэты к ней всегда относились очень благосклонно, сборники стихов ее выпускались в разных издательствах... Композиторы сочиняли песни на ее стихи. На стенде Вы видите Ольгу Фокину с певицей Людмилой Сенчиной.
Здесь же вы видите иллюстрации к стихотворениям О. Фокиной близкого, родного по духу человека, замечательного художника, к сожалению, недавно ушедшего от нас, – Джанны Тутунджан.
Вот у иконы сидит старушка – как иллюстрация к стихотворению “Сама и впустила” (чтение).
Поэтесса вновь и вновь обращается к своим корням, к своей родной деревне, вспоминает маму, братьев. Родную деревню Ольга Александровна посещает каждый год вместе с дочерью Ингой, также ставшей поэтессой. Сборник стихов брата Валентина – тоже поэта – был передан поэтессой в наш музей.
Снова хочется обратиться к словам литературного критика Владимира Бондаренко: “Из поколения детей 1937 года творчество Ольги Фокиной я бы назвал самым светлым. Она не давала себе скулить – ни в годы войны, когда собирала милостыню по дворам, ни в деревенском быту, ни в одиночестве, ни в литературной борьбе. Она не боялась никогда тяжелой поклажи... Сама она – ладная, стройная, улыбчивая. На таких женщинах издавна вся Русь стоит”.
В будущем году мы отметим юбилей – 50 лет жизни и творческой деятельности поэта на Вологодской земле.
О, как я жизнь люблю!
Мне утро рассказало
Губами облаков и голосами птиц,
Что радость так близка,
И счастья так немало,
И столько для пера нетронутых страниц!
Благодарим за внимание и ждем вас в нашем литературном музее.