В данной программе раскрыто значение психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Основной её целью является совершенствование развивающего и коррекционно-развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально-дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.
Предложен мониторинг и перспективный план по развитию и коррекции психомоторных функций детей, который включает в себя: дыхательные упражнения, телесные, растяжки, глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук, развитие коммуникативной и когнитивной сфер, различные виды ползания.
Программа предназначена педагогам ДОУ в качестве кружковой деятельности, родителям в качестве игровой деятельности по повышению психомоторных функций своего ребенка.
Содержание
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Литература
Пояснительная записка
Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.
Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности
Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы выбрали тему исследования: “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”
А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Цель программы: совершенствование развивающего и коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально - дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.
Задачи программы:
- исправлять недостатки, развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий;
- осваивать навыки правильного речевого дыхания;
- развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Программа разработана в соответствии с актуальностью проблемы. Материалы для кружка подбирались с учетом лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи всех видов детской деятельности.
Основные принципы программы/
1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
2. Принцип системности (проведение рационально спланированной, продуманной работы).
3. Принцип доступности (позволяет решать поставленные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и как итог - самостоятельной деятельности).
4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор форм и методов работы осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка).
5. Принцип единства диагностики и коррекции.
6. Деятельностный принцип коррекции.
7. Принцип комплексности коррекционного воздействия.
8. Принцип природосообразности.
9. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
Этапы и сроки реализации программы.
Программа дополнительной образовательной услуги расчитана на учебный год и предполагает реализацию трех последовательных этапов.
I. Организационно-диагностический этап (1-2 неделя сентября).
1. Стартовое обследование детей с целью точного определения состояния психомоторного развития.
2. Обобщение данных, полученных в ходе диагностики, формулировка объектоного заключения. Определение состава группы для занятий в рамках дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.
3. Корректировка содержания программы дополнительной образовательной услуги в части дифференцированной работы с детьми.
4. Совершенствование обогащенной предметно-развивающей среды.
5. Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях Психомоторного развития детей 5-6 лет, установление доверительных отношений сотрудничества.
II. Коррекционно-образовательный этап.
1. Развитие психики и моторики детей, обогащение их психомоторного развития.
2. Коррекция нарушений психомоторного развития.
III. Контрольно-диагностический этап (3-4 неделя мая).
1. Мониторинг результатов коррекционно-педагогического воздействия с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе психомоторного развития всех и каждого из воспитанников.
2. Подготовка и организация итогового открытого занятия кружка.
3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для воспитателей и родителей воспитанников по организации дальнейшей работы по обогащению психомоторного развития ребенка.
4. Составление отчета об итогах дополнительного образования детей старшей группы в рамках оказания дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.
Практический материал подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и выбран в соответствии с уровнем сформированности психологических и моторных функций ребенка, способностей и возможностей детей старшей группы.
Занятия кружка – это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники обучаются правильному выполнению упражнений различного характера, влияющих на развитие психомоторных функций.
Ожидаемые результаты.
1. Сформированные стойкие навыки выполнения дыхательных, глазодвигательных, телесных, коммуникативных и когнитивных упражнений.
2. Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.
3. Осознание своих проблем в виде телесных аналогов.
4. Развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
5. Социальная адаптированность детей.
Таким образом, благодаря специально подобранным играм и упражнениям, дошкольники приобретут навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.
Характеристика программы
Курс обучения: 1 учебный год.
Возрастной диапазон: пять-шесть лет.
Оптимальная наполняемость группы: 12 человек.
Место проведения: групповая комната, либо музыкальный зал.
Количество учебных часов: 30 – за курс обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 – в неделю.
Продолжительность учебного часа: 25 мин.
Методические рекомендации
Для успешной реализации программы необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1. Занятия проводятся с детьми одного возраста, в данном случае, старшего (5-6 лет).
2. Занятия строятся по единой схеме: введение в тему, создание эмоционального настроя на занятие, мероприятия по смягчению негативных проявлений психоэмоционального развития, выполнение заданий, эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность дальнейшей деятельности.
Занятие по психомоторному развитию и коррекции состоит из нескольких частей и имеет следующую структуру:
1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).
Игровая мотивация. Ритуал начала занятия. Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки (профилактика нарушений чтения, письма и счета). Упражнение на развитие произвольного внимания. Вводная ходьба.
2. Основная часть (обязательные упражнения).
- Блок дыхательных упражнений.
- Телесные упражнения.
- Блок упражнений растяжек.
- Глазодвигательные упражнения.
- Различные виды ползания.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сфер.
3. Игра. Стоп-упражнения.
4. Итог занятия (релаксационные упражнения, рефлексия, обсуждение занятия, комментированные оценки). Ритуал окончания занятия.
1. Коррекционно-развивающий процесс строится на двигательных методах, которые не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
2. Занятия организуются таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить себя.
3. В ходе занятия стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого настроения.
4. Так как программа предполагает работу с детьми, то педагог обязан постоянно следить за тем, чтобы дети были включены в работу, не уставали и не отвлекались.
5. При организации и проведении занятия необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Методы оценки эффективности использования программы.
Оценка эффективности использования программы представляет собой комплексное мониторинговое исследование, включающее в себя: диагностику состояния моторной и психической сферы воспитанников.
Литература
1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова – Санкт-Петербург, 1993.
2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В. Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 151 с. .
3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128 с.
4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.
5. Микляева, Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. - 44 с.
8. Семенович А.В. и др. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. - М., 2001.
9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: АРКТИ, 2008
10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.
11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186 с.