Цель: изучить нашествие хана Батыя.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся анализировать историческую карту, получать представления о военном деле на Руси; познакомятся с героическими страницами истории Отечества.
Оборудование: интерактивная доска/экран, презентация, учебники.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности
– Перед вами картина Ильи Сергеевича
Глазунова (слайд 1), посвященная
событиям, с которыми мы сегодня познакомимся.
Рассмотрите ее и предположите тему нашего урока.
– Чтобы проверить ваши предположения предлагаю
вам разгадать кроссворд (слайды 2-16).
- Создатель «Повести временных лет»? – НЕСТОР
- Кто вел записи важнейших событий? – МОНАХИ
- Одно из фантастических существ, которое почиталось древними славянами. – ЛЕШИЙ
- Как на Руси называли укрепленный центр города? – КРЕМЛЬ
- Как назывались заостренные палочки для письма? – ПИСАЛА
- Что служило материалом для первых книг на Руси? – БЕРЕСТА
- Как называлось собрание всех горожан? – ВЕЧЕ
- От какого имени произошло название славянской азбуки? – КИРИЛЛ
- Кто совершал набеги на Древнюю Русь? – КОЧЕВНИКИ
- Что брали для сооружения частокола? – БРЕВНА
- Писчий материал из телячьей кожи? – ПЕРГАМЕНТ
- Запись важнейших событий. – ЛЕТОПИСЬ
- Как называли добрых молодцев, служивших на заставах? – БОГАТЫРИ
- Кто были советниками и помощниками князя? – БОЯРЕ
– Теперь в клетках по горизонтали вы можете прочитать тему урока («Нашествие Батыя») (слайд 17). Сегодня мы начнем знакомиться с героическими страницами истории Отечества и тема нашего урока «Нашествие Батыя».
III. Работа над новой темой
В XIII веке на Русь обрушились тяжелые
испытания. С юга пришло монголо-татарское войско (слайд
18). Сначала выясним, кто такие
монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места
на место) монгольские племена (слайды 19-21).
Они занимались разведением скота: лошадей,
верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища,
поэтому монголы переходили с места на место в
поисках новых пастбищ.
Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и
войлока (слайды 22-23). При переездах юрты
разбирали и грузили в повозки. Монголы были
неприхотливым и очень терпеливым народом. Они
могли не есть по два-три дня и легко переносили
холод. Даже между собой они редко жили в мире и
согласии, а уж с другими племенами и народами и
подавно постоянно враждовали. О них ходила молва
как о жестоких и свирепых людях (слайд 24).
Племена монголов были сильны своей
многочисленностью и военной организацией. ПО
словам древнего историка, они имели «мужество
львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала
из каждого монгола искусного наездника и умелого
воина. Мужчины много времени проводили на охоте,
упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех
лет начинали ездить верхом на лошади и учиться
стрелять без промаха. Женщины тоже были
прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели
обращаться с оружием, которое всегда было при них
(слайды 25-28).
– Рассмотрите рисунок воинов: русских и
монгольских. Сравните их (слайды 29-30). (Русские
войны одеты в кольчуги, состоящие из
металлических колец. Из оружия у них: копье и
булава. Монгольский воин нарисован на коне, у
него много различного оружия: сабля, лук и стрелы,
копье; Монгольский воин имеет лучшее снаряжение).
IV. Физкультминутка (слайд 31)
– Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской «Разоряя города, шла монгольская орда». Когда услышите слова, связанные с татаро-монголами, присядьте один раз.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя — внука Чингис-хана,
Своё соседство с ним кляня.
«Баты-ы-ый!» — пронзающие стрелы,
«Бату!» — как палицы удар.
Его ослушаться не смела
Орда монголов и татар.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Из-под копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
V. Продолжение работы по теме урока
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана
Батый привел к русским границам огромное войско (слайд
32). На его пути лежало Рязанское княжество (слайд
33). У жителей Рязани не было сил, чтобы дать
отпор такому сильному врагу. Рязанский князь
Юрий Игоревич обратился за помощью к
владимирскому и черниговскому князьям, но те не
откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней
держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители
погибли.
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну,
Москву, Тверь, Владимир (слайд 34).
Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные
русские города. Маленький город Козельск враги
штурмовали 7 недель. 4000 вражеских воинов легли
под стенами Козельска, но и защитники города
погибли (слайд 35). Врагам достались одни
развалины, но и их хан Батый приказал стереть с
лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен
Киев.
– Почему же Русь покорилась
монголо-татарам? (Потому что не было мира и
согласия между русскими князьями) (Слайд
36)
– Верно. Они соперничали друг с другом, так как
каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни
было сильно каждое княжество в отдельности – его
военная сила не шла ни в какое сравнение с
необъятной силой монголов. Двести лет
хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет
понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и
прогнать врага со своей земли.
Батый в 40-х годах XIII века основал огромное и
пестрое по составу государство – Золотую Орду.
Центром Золотой Орды стал город Сарай (около
современной Астрахани). Хотя коренные русские
земли территориально не входили в Золотую Орду,
они находились в полной зависимости от нее:
подчинялись приказам ханов, платили огромную
дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы
назначали князей по своему усмотрению.
Однако с течением времени Золотую Орду стали
раздирать внутренние противоречия.
Многочисленные потомки Чингисхана боролись за
власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда
распалась на несколько отдельных княжеств.
Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и
Крымское царства. Зависимость Руси от
татаро-монгольских ханов постепенно слабела, и в
1480 году русский народ окончательно освободился
от чужеземного ига. Это произошло при великом
московском князе Иване III, который перестал
повиноваться власти ханов и создал сильное
русское государство (слайд 37). А при
внуке Ивана III – царе Иване Грозном – было
покончено с Казанским и Астраханским ханствами.
Дольше всех держалось Крымское ханство. В
течении столетий оно угрожало безопасности
России. С ним удалось справиться только в XVIII
веке – в царствование Екатерины II. После
успешной Русско – турецкой войны 1768 – 1774 годов
правительство Екатерины II принудило
крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 году
Крым присоединился к России.
Работа по учебнику
– По карте на странице 61 учебника проследите нашествие Батыя на Русь (слайд 38). Назовите какие еще города оказали упорное сопротивление войскам монгольских ханов. (Киев, Переяславль, Чернигов, Владимир – Волынский, Галич, Торжок) (слайд 39).
VI. Закрепление изученного
– А чтобы проверить внимательны ли вы были на уроке, я вам предлагаю ответить на вопросы (слайды 40-53).
- Кто напал на Русь в XIII? (Монголо-татары)
- Кто возглавил поход на Русь? (Батый)
- Какой первый город был на их пути? (Рязань)
- Сколько дней оборонялись жители Рязани? (Пять)
- Какой город оказал Батыю самое серьезное сопротивление? (Козельск)
- Какой город был разграблен и разрушен в 1240 году? (Киев)
- Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)
- Как называются жилища монголо-татар из жердей и войлока? (Юрта).
- Какой город был центром Золотой Орды? (Сарай)
- Кто назначал князей на Руси в период зависимости от Золотой орды? (Хан)
- При каком князе Русь освободилась от чужеземного ига? (При Иване III)
- Какое ханство продержалось дольше всех? (Крымское)
- Чье правительство принудило последнего хана сложить с себя власть? (Екатерины II)
VII. Подведение итогов
– Какое испытание обрушилось на Русь в
начале 13 века? (Нашествие татаро-монгольских
кочевников под предводительством хана Батыя) (Слайд
54)
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об
уроке, используя такие слова… (слайд 55)
Сегодня на уроке я…
– научился…
– было интересно…
– больше всего понравилось…
– понял, что…
– мне захотелось…
VIII. Домашнее задание: стр.59-63 пересказ. Ответы на вопросы на стр.64
Литература:
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
- Наталья Кончаловская «Наша древняя столица».
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Школа России).