Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантными формами поведения

Разделы: Классное руководство


Любить детей надо разных: и хороших, и плохих, с правильными детьми легче работать, а с «трудными» всегда находишься в поиске педагогических решений.

Кто же они эти «трудные» дети? "Группу риска" составляют дети и подростки, поведение которых обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела – это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервномышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение.

Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.

Половое созревание также влияет на поведение.  При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других – нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

«В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе». [1]

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний.

Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13- 15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества,  связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.

Молодежь – это наиболее мобильная социальная группа, которая «впитывает» в себя все новое и нестандартное. А как стереотипы для поведения выбираются далеко не лучшие примеры. От того, какие нормы и ценности усвоит подрастающее поколение, зависит во многом будущее страны.

«Подростки в большей степени, по сравнению с другими социальнодемографическими группами, демонстрирует различные формы девиантного поведения, что объясняется во многом несформированностью психики и недостаточной организации досуга ребят. Особенно остро стоит проблема наркотизма и токсикомании». [2]

«Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на снятие социального напряжения вокруг подростков, на заполнение досуга детей полезными и увлекательными делами, на заполнение окружающего пространства пониманием и любовью». [3]

В работе с детьми важнейшим является вопрос о всестороннем и гармоничном развитии личности, осуществлении на практике линии на утверждение здорового образа жизни. Особая роль в этом принадлежит педагогам, воспитателям, всем тем, кто непосредственно включен в учебно-воспитательный процесс с детьми на этапе их физического развития и становления личности.

В свою работу с детьми я включаю мероприятия по профилактике и предупреждению возникновения вредных привычек и отклоняющихся от нормы форм поведения. Воспитатели – это те люди, которые находятся в ближайшем окружении ребенка и оказывают на него максимальное воспитательное воздействие. Основными формами моей работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей являются:

– санитарно-просветительская;
– психогигиеническая и психопрофилактическая;
– организационно-управленческая форма, направленная на координацию специалистов разного профиля детского дома – школы.

Моя воспитательная работа направлена на формирование и утверждение здорового образа жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактику вредных привычек, школьного и дорожного травматизма. Это способствует информированию ребенка на всех этапах его развития (младшее звено, среднее звено, старшее звено) правильного представления о поведенческих рисках, опасных для здоровья, и формированию навыков здорового жизненного стиля. Для этого использую в своей работе тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций. С этой целью  привлекаю для работы с детьми специалистов различного профиля (врача, психолога, социального педагога).

В этой связи особое значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдению общепринятых норм поведения.

Все это позволяет получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию здорового жизненного стиля.

В работе с детьми я следую принципам индивидуального подхода к воспитанию. Ведь психическое развитие детей протекает неравномерно, и педагог должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его эмоционально-волевой сферы.

Нельзя быстро и без труда решить все проблемы подросткового возраста. И воспитателю, и подростку необходимо набраться терпения, и научиться разговаривать друг с другом, обходя острые углы.

В своей работе по психолого-педагогической профилактике, как системе мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей  применяю  следующие методы:

1. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

– создание ситуации личностной и групповой перспективы,
– коллективные игры, выработка коллективно-единых требований,
– коллективные соревнования.

2. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

– осуждение,
– педагогическая требовательность,
– педагогическое предостережение,
– сочувствие,
– убеждение,
– уважение, выход конфликтной ситуации

3. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

– ожидание радости,
– обращение к любви,
– состраданию,
– стыду,
– обращение к самолюбию,
– самоуважению,
– пример,
– требование,
– снятие напряжения.

Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, любви которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и оказания своевременной помощи.

Примерная тематика мероприятий:

  • Классный час: «Знакомство с Декларацией прав человека», «Детки в пивной клетке»
  • Клубный час: «Мое здоровье – в моих руках»
  • Конкурс рисунков: «Я в мире. Мир во мне», «Быть здоровым – это модно»
  • Анализ проблемных ситуаций: «Как избежать беды»,  «Пивка для рывка», «Что вредно и что полезно»
  • Дискуссия: «Будущее за нами»
  • Деловая игра: «Я выбираю жизнь»
  • Творческая игра: «Кристалл здоровья»
  • Проведение акции: «Антипиво»
  • Анкетирование: «Мое отношение к ПАВ»
  • Изучение рекламы вредных привычек в СМИ, на улицах города, при просмотре телепередач.

Литература

  1. Калинина, З.Н. Советы начинающему вожатому. /З.Н. Калинина. М.А. Селиванова. – Тула: ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2003.
  2. Лях, В.П. Девиантное поведение: лекция по социологии (Тема 11). /В.П. Лях. – Тула: ТулГУ, 2003.
  3. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика. /И.А. Зайцева и др. – М.: ИКЦ «Март», 2004.