Урок на тему "Самый красивый цветок для любимой мамочки"

Разделы: Внеклассная работа


Развитие духовной культуры и формирование художественно-эстетического вкуса ребенка является важнейшим фактором в становлении  его отношения к окружающей среде, любви  к Родине, природе родного края.
Методическая разработка «Самый красивый цветок для любимой мамочки» легла в основу создания цикла занятий «Цветы России». Интегрированное занятие позволило каждому обучающемуся проявить свои эрудицию и индивидуальность по поиску информации и подготовке материала, показать свои способности и умения, полученные ранее по вязанию крючком, поделиться собственными открытиями в изготовлении неординарных и интересных поделок для своих мам.

Цели: формирование эстетического вкуса детей и развитие духовно-нравственных качеств  через изучение различных видов цветов, их исторической принадлежности и значимости; организация творческого взаимодействия обучающихся по изготовлению крючком цветов и составлению букета.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить различные виды цветов, их историческую принадлежность;
    • обучить основе изготовления цветов крючком.
  • Развивающие:  
    • сформировать у обучающихся творческое мышление и фантазию, умение решать художественно творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию цветов;
    • способствовать развитию внимания и памяти.
  • Воспитательные:
    • сформировать интерес к совместному творчеству;
    • способствовать воспитанию терпения, усидчивости.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением цветов, букетов; карточки с условными обозначениями, схемы; крючок, пряжа, ножницы, проволока, набивочный материал  (синтепон);  ноутбук, две вазы для цветов (большая и маленькая).

Межпредметные связи: история, литература, ботаника, математика, ИЗО, флористика.

Предшествующая работа: обучающимся заранее дается задание найти информацию и подобрать интересные загадки о разных видах цветов, их происхождении и истории.

Методы обучения:

  • словесные: беседа-диалог, отгадывание загадок, объяснение;
  • наглядные: иллюстрации, эскизы, шаблоны;
  • практические: упражнения, вязание.

План занятия

1. Беседа-диалог «Такие разные цветы»
2. Игра «Загадки-отгадки»
3. Творческая игра «Самый красивый цветок»
4. Физкультминутка «Цветы»
5. Творческая игра «Букет из роз»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа-диалог «Такие разные цветы»

Педагог предлагает обучающимся отгадать загадку:

Нарядные сестренки,
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).

Обучающиеся рассказывают интересные факты о происхождении цветов.

Ребенок 1: Цветы разводили с глубокой древности. На острове Крит найдены изображения роз, датированные 3000 г. до н.э.  В пирамидах Древнего Египта обнаружены семена и листья фикуса, финиковой пальмы и других декоративных растений. В Древней Иудее особенно любили розы и белую лилию, нарцисс и мирт служили эмблемой мира.

Ребенок 2: В садах Ирана, называвшихся парадизы, наряду с декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками выращивали цветы – тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки, маки и др., но в особой почести были розы. Иран в древности поэты называли Гюлистан (гюл. – роза), т.е. страна роз.

Ребенок 3: Многие из цветов были известны древним народам. С течением времени цветы нашли широкое распространение и в Европе. Сведения о садах Древней Греции черпаются из "Илиады" и "Одиссеи".

Ребенок 4: В различных странах цветы имели свое значение. Например, роза для древних греков означала тоску о прошлом, о минувшей молодости, а белая лилия была символом непорочности и чистоты. Для египтян роза означала краткую жизнь, а та же лилия – свободу и надежду.  Во Франции лилия была эмблемой королевской семьи и вместе с ромашкой украшала герб Людовика IX. Японцы считали хризантему символом небесных светил, а итальянцы – символом смерти. В знак выражения любви китайцы преподносили пионы, а англичане – незабудки. Во Франции гвоздики служили символом борьбы и революции, а в Германии означали постоянство и верность. В Бельгии во время забастовок рабочие прикрепляли к одежде васильки.
У многих народов дельфиниум означал честность, фиалка – доброжелательность, колокольчики – болтливость, тюльпаны – гордость, водосбор – неблагодарность, роза – любовь, незабудка – постоянство, эрика – одиночество и т. д.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие цветы произрастали в России изначально? (васильки, ромашки, незабудки и т. д.).
  • Какие из цветов нашли широкое распространение в составлении букетов в настоящее время у нас в России? (розы, хризантемы, лилии, гвоздики и т.д.).

Игра «Загадки – отгадки»

Педагог предлагает узнать цветы в загадках.

Ребенок 1

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ... (гвоздиками)

Ребенок 2

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету (ирис)

Ребенок 3

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)

Ребенок 4

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... (одуванчик)

 Ребенок 1

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)

Творческая игра «Самый красивый цветок»

Обучающимся предлагаются к рассмотрению иллюстрации разных видов роз, шаблоны ранее приготовленных педагогом цветов.

Вопросы для обсуждения:

  • Отличается ли роза от других цветов? Чем? (строением цветка, разнообразием цвета и запаха, шипами)
  • Из каких частей состоит цветок розы? (цветок  розы состоит из  лепестков, рыльца, пыльников, тычиночных нитей, завязей, столбика, чашелистика, цветоложе, цветоножки, брактеи, стебля, шипов, листьев, корня).

Педагог напоминает, что в Риме розы считали символом храбрости и украшали ими арки, на головы воинов-победителей одевали венки из роз. Греки выращивали розы для богини красоты Афродиты, храм которой утопал в розовом саду. Белая роза считалась символом молчания, поэтому во время важных разговоров на стол ставили вазу с белыми розами: это означало, что все сказанное тут останется тайной, не будет разглашено. Недаром и по сей день сохранилось выражение "Sub rosa dictum" (под розой, по секрету).
Обучающиеся  рассматривают шаблон эскиза цветка, самостоятельно выполняют собственные эскизы, вывязывают  лепестки цветка, пользуясь карточками  с условными обозначениями, встречающиеся в схеме 1.

При вывязывании цветоложе с обратной стороны цветка обучающимся предлагается набрать петли столбиком без накида, со второго ряда сделать убавление через одну петлю и продолжить пока не закроется круг. Вставить вовнутрь синтепон.

Затем делаются 3 листочка по схеме 2.

При выполнении стебля в цветок вставляется проволока, обматывается ниткой, затем прикручиваются листья. 

Физкультминутка «Цветы»

Ребенок 2 предлагает выполнить упражнение, проговаривая текст четверостишья:

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

При проговаривании текста дети плавно «раскрывают» пальцы, помахивая  руками перед собой и плавно опуская  их на стол.

Творческая игра «Букет из роз»

Педагог напоминает, что с древнейших времен цветы сопровождали торжественные события в жизни человека. В зависимости от обычаев, уклада жизни цветочные украшения были различными. Это и букеты, и венки,  и арки, составленные из цветов.
Любые цветочные букеты оказывают большее эмоциональное воздействие, если их разместить в композиции группами, соответственно окраске. Основанием букета из роз могут быть: ветки, листья, плоды.
В составлении букетов не может быть определенного рецепта или стандарта. Ведь каждый человек обладает определенной фантазией, вкусом, манерой, и здесь, как нигде, должна проявиться полная свобода творчества и выдумки. Но без знания основ гармонии, пропорций и других элементов этого искусства трудно правильно воплотить в букете свои намерения.
Букеты бывают круглые и односторонние. Круглый букет осматривается со всех сторон. В центр помещают цветы на прямых длинных цветоносах, по краям – слегка свисающие, но все цветы должны быть одинаковой высоты.

Просмотр видео мастер-класса "Искусство составления букетов"

Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли назвать букетом один или два цветка? (букетом обычно называют собранные вместе не менее трех цветов или соцветий)
  • Сколько цветов должно быть в букете? (количество цветов в букете зависит от их величины, желаемого размера букета и его назначения, обычно подбирают нечетное количество – три, пять, семь или девять цветков).

Обучающимся предлагается разделиться на небольшие группки по 3-5 человек и составить букеты из вывязанных цветов, соответствующих по длине (короткие и длинные).
В завершении занятия дети рассматривают букеты, располагают их в подходящие по размеру вазы и украшают  ими кабинет.

Методические советы на период ближайшего последействия

  • Занятие проводится за 1-2 недели до праздника День Матери. Дети выполняют свои творческие работы, составляют совместные букеты и украшают ими кабинет.
  • В преддверии праздника День Матери можно совместно с детьми подготовить пригласительные открытки для мам, и затем, на совместном мероприятии вручить самый красивый цветок  любимой мамочке.
  • Цикл занятий «Цветы России» предполагает проведение 2-3 творческих игр, на которых предполагается вывязывание разных видов цветов, произрастающих в Сибири: ромашек, фиалок, георгинов.

Используемая литература и Интернет-ресурсы

  1. Л.Б. Белянская. Круговое и плоское вязание крючком. Москва. 2007.
  2. Е. Борисова. Азбука вязания: вязание крючком. Москва, 1981.
  3. http://fialka.tomsk.ru/index.php/144-izistori
  4. http://flowerlib.ru/books/item/f00/s00/z0000046/st001.shtml
  5. http://www.valleyflora.ru/sostavlenie-buketov-iz-roz.html
  6. http://www.youtube.com/