Развитие духовной культуры и формирование
художественно-эстетического вкуса ребенка
является важнейшим фактором в становлении
его отношения к окружающей среде, любви к
Родине, природе родного края.
Методическая разработка «Самый красивый цветок
для любимой мамочки» легла в основу создания
цикла занятий «Цветы России». Интегрированное
занятие позволило каждому обучающемуся проявить
свои эрудицию и индивидуальность по поиску
информации и подготовке материала, показать свои
способности и умения, полученные ранее по
вязанию крючком, поделиться собственными
открытиями в изготовлении неординарных и
интересных поделок для своих мам.
Цели: формирование эстетического вкуса детей и развитие духовно-нравственных качеств через изучение различных видов цветов, их исторической принадлежности и значимости; организация творческого взаимодействия обучающихся по изготовлению крючком цветов и составлению букета.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить различные виды цветов, их историческую принадлежность;
- обучить основе изготовления цветов крючком.
- Развивающие:
- сформировать у обучающихся творческое мышление и фантазию, умение решать художественно творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию цветов;
- способствовать развитию внимания и памяти.
- Воспитательные:
- сформировать интерес к совместному творчеству;
- способствовать воспитанию терпения, усидчивости.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением цветов, букетов; карточки с условными обозначениями, схемы; крючок, пряжа, ножницы, проволока, набивочный материал (синтепон); ноутбук, две вазы для цветов (большая и маленькая).
Межпредметные связи: история, литература, ботаника, математика, ИЗО, флористика.
Предшествующая работа: обучающимся заранее дается задание найти информацию и подобрать интересные загадки о разных видах цветов, их происхождении и истории.
Методы обучения:
- словесные: беседа-диалог, отгадывание загадок, объяснение;
- наглядные: иллюстрации, эскизы, шаблоны;
- практические: упражнения, вязание.
План занятия
1. Беседа-диалог «Такие разные цветы»
2. Игра «Загадки-отгадки»
3. Творческая игра «Самый красивый цветок»
4. Физкультминутка «Цветы»
5. Творческая игра «Букет из роз»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа-диалог «Такие разные цветы»
Педагог предлагает обучающимся отгадать загадку:
Нарядные сестренки,
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).
Обучающиеся рассказывают интересные факты о происхождении цветов.
Ребенок 1: Цветы разводили с глубокой древности. На острове Крит найдены изображения роз, датированные 3000 г. до н.э. В пирамидах Древнего Египта обнаружены семена и листья фикуса, финиковой пальмы и других декоративных растений. В Древней Иудее особенно любили розы и белую лилию, нарцисс и мирт служили эмблемой мира.
Ребенок 2: В садах Ирана, называвшихся парадизы, наряду с декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками выращивали цветы – тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки, маки и др., но в особой почести были розы. Иран в древности поэты называли Гюлистан (гюл. – роза), т.е. страна роз.
Ребенок 3: Многие из цветов были известны древним народам. С течением времени цветы нашли широкое распространение и в Европе. Сведения о садах Древней Греции черпаются из "Илиады" и "Одиссеи".
Ребенок 4: В различных странах цветы
имели свое значение. Например, роза для древних
греков означала тоску о прошлом, о минувшей
молодости, а белая лилия была символом
непорочности и чистоты. Для египтян роза
означала краткую жизнь, а та же лилия – свободу и
надежду. Во Франции лилия была эмблемой
королевской семьи и вместе с ромашкой украшала
герб Людовика IX. Японцы считали хризантему
символом небесных светил, а итальянцы – символом
смерти. В знак выражения любви китайцы
преподносили пионы, а англичане – незабудки. Во
Франции гвоздики служили символом борьбы и
революции, а в Германии означали постоянство и
верность. В Бельгии во время забастовок рабочие
прикрепляли к одежде васильки.
У многих народов дельфиниум означал честность,
фиалка – доброжелательность, колокольчики –
болтливость, тюльпаны – гордость, водосбор –
неблагодарность, роза – любовь, незабудка –
постоянство, эрика – одиночество и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- Какие цветы произрастали в России изначально? (васильки, ромашки, незабудки и т. д.).
- Какие из цветов нашли широкое распространение в составлении букетов в настоящее время у нас в России? (розы, хризантемы, лилии, гвоздики и т.д.).
Игра «Загадки – отгадки»
Педагог предлагает узнать цветы в загадках.
Ребенок 1
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ... (гвоздиками)
Ребенок 2
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету (ирис)
Ребенок 3
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)
Ребенок 4
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... (одуванчик)
Ребенок 1
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)
Творческая игра «Самый красивый цветок»
Обучающимся предлагаются к рассмотрению иллюстрации разных видов роз, шаблоны ранее приготовленных педагогом цветов.
Вопросы для обсуждения:
- Отличается ли роза от других цветов? Чем? (строением цветка, разнообразием цвета и запаха, шипами)
- Из каких частей состоит цветок розы? (цветок розы состоит из лепестков, рыльца, пыльников, тычиночных нитей, завязей, столбика, чашелистика, цветоложе, цветоножки, брактеи, стебля, шипов, листьев, корня).
Педагог напоминает, что в Риме розы считали
символом храбрости и украшали ими арки, на головы
воинов-победителей одевали венки из роз. Греки
выращивали розы для богини красоты Афродиты,
храм которой утопал в розовом саду. Белая роза
считалась символом молчания, поэтому во время
важных разговоров на стол ставили вазу с белыми
розами: это означало, что все сказанное тут
останется тайной, не будет разглашено. Недаром и
по сей день сохранилось выражение "Sub rosa dictum"
(под розой, по секрету).
Обучающиеся рассматривают шаблон эскиза
цветка, самостоятельно выполняют собственные
эскизы, вывязывают лепестки цветка, пользуясь
карточками с условными обозначениями,
встречающиеся в схеме 1.
При вывязывании цветоложе с обратной стороны цветка обучающимся предлагается набрать петли столбиком без накида, со второго ряда сделать убавление через одну петлю и продолжить пока не закроется круг. Вставить вовнутрь синтепон.
Затем делаются 3 листочка по схеме 2.
При выполнении стебля в цветок вставляется проволока, обматывается ниткой, затем прикручиваются листья.
Физкультминутка «Цветы»
Ребенок 2 предлагает выполнить упражнение, проговаривая текст четверостишья:
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
При проговаривании текста дети плавно «раскрывают» пальцы, помахивая руками перед собой и плавно опуская их на стол.
Творческая игра «Букет из роз»
Педагог напоминает, что с древнейших времен
цветы сопровождали торжественные события в
жизни человека. В зависимости от обычаев, уклада
жизни цветочные украшения были различными. Это и
букеты, и венки, и арки, составленные из
цветов.
Любые цветочные букеты оказывают большее
эмоциональное воздействие, если их разместить в
композиции группами, соответственно окраске.
Основанием букета из роз могут быть: ветки,
листья, плоды.
В составлении букетов не может быть
определенного рецепта или стандарта. Ведь каждый
человек обладает определенной фантазией, вкусом,
манерой, и здесь, как нигде, должна проявиться
полная свобода творчества и выдумки. Но без
знания основ гармонии, пропорций и других
элементов этого искусства трудно правильно
воплотить в букете свои намерения.
Букеты бывают круглые и односторонние. Круглый
букет осматривается со всех сторон. В центр
помещают цветы на прямых длинных цветоносах, по
краям – слегка свисающие, но все цветы должны
быть одинаковой высоты.
Просмотр видео мастер-класса "Искусство составления букетов"
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли назвать букетом один или два цветка? (букетом обычно называют собранные вместе не менее трех цветов или соцветий)
- Сколько цветов должно быть в букете? (количество цветов в букете зависит от их величины, желаемого размера букета и его назначения, обычно подбирают нечетное количество – три, пять, семь или девять цветков).
Обучающимся предлагается разделиться на
небольшие группки по 3-5 человек и составить
букеты из вывязанных цветов, соответствующих по
длине (короткие и длинные).
В завершении занятия дети рассматривают букеты,
располагают их в подходящие по размеру вазы и
украшают ими кабинет.
Методические советы на период ближайшего последействия
- Занятие проводится за 1-2 недели до праздника День Матери. Дети выполняют свои творческие работы, составляют совместные букеты и украшают ими кабинет.
- В преддверии праздника День Матери можно совместно с детьми подготовить пригласительные открытки для мам, и затем, на совместном мероприятии вручить самый красивый цветок любимой мамочке.
- Цикл занятий «Цветы России» предполагает проведение 2-3 творческих игр, на которых предполагается вывязывание разных видов цветов, произрастающих в Сибири: ромашек, фиалок, георгинов.
Используемая литература и Интернет-ресурсы
- Л.Б. Белянская. Круговое и плоское вязание крючком. Москва. 2007.
- Е. Борисова. Азбука вязания: вязание крючком. Москва, 1981.
- http://fialka.tomsk.ru/index.php/144-izistori
- http://flowerlib.ru/books/item/f00/s00/z0000046/st001.shtml
- http://www.valleyflora.ru/sostavlenie-buketov-iz-roz.html
- http://www.youtube.com/