Внеклассное чтение "Мои любимые книжки"

Разделы: Внеклассная работа


Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

Список интересных книг для чтения на лето

2 класс

Из этого объемного списка рекомендую на выбор прочитать за лето 10-12 книг.

Произведения русских писателей:

1. Александрова Т. Домовёнок Кузька ( любые книги).
2. Артюхова Н. Саша-дразнилка (сборник).
3. Бианки В. Лесные путешествия. Сказки-несказки.
4. Бородицкая М. Думай, думай, голова.
5. Велтистов Е. Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников.
6. Востоков С. Ветер делают деревья.
7. Гайдар А. Горячий камень.
8. «Сказка о Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове»
9. Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.
10. Гернет Г. Катя и крокодил.
11. Голявкин В. Моя собака Пташка. Удивительные дети.
12. Драгунский В. Денискины рассказы.
13. Коваль Ю. Про них. Соловьи. Шамайка.
14. Козлов С. Я на солнышке лежу.
15. Кургузов О. Рассказы маленького мальчика.
16. Москвина М. Что случилось с крокодилом (сказки).
17. Муха Р. Немного про осьминога (стихи).
18. Носов Н. Приключения Незнайки. . Фантазёры.
19. Одоевский В. Городок в табакерке. Мороз Иванович.
20. Пришвин М. Рассказы». Выскочка»
21. Русские народные сказки.
22. Сахарнов С. В гостях у крокодила. Разноцветное море.
23. Сеф Р. Стихи.
24. Скребицкий Г. Рассказы. Сказки следопыта.
25. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
26. Чаплина В. Забавные животные. Питомцы зоопарка.
27. Чарушин Е. Рассказы про Никитку.

Произведения зарубежных писателей:

1. Керн Л. Фердинанд Великолепный.
2. Сетон-Томпсон Э. Рваное ушко.
3. Хейтц Б. Простая бандероль.

3 класс

Из этого списка рекомендуем на выбор прочитать за лето 10-12 книг.

Произведения русских писателей:

1. Аким Я. Девочка и лев.
2. Аксаков С. Аленький цветочек.
3. Алексеев С. Исторические повести.
4. Алексин А. В стране вечных каникул.
5. Баруздин С. Рассказы о животных.
6. Булычёв К. Приключения Алисы.
7. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
8. Гайдар А. Голубая чашка. Тимур и его команда. Чук и Гек.
9. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
10. Гиваргизов А. Со шкафом на велосипеде. Хитрый Зубов.
11. Голявкин В. Болтуны. Этот мальчик.
12. Губарев В. Королевство кривых зеркал.
13. Давыдычев Л. Страдания второгодника Ивана Семёнова.
14. Каминский Л. Классный юмор.
15. Классики – Сборник стихов и рассказов.
16. Коваль Ю. Алый. Недопёсок.
17. Куприн А. Рассказы.
18. Кургузов О. По следам Почемучки.
19. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
20. Москвина М. Рассказы и сказки.
21. Олеша Ю. Три толстяка.
22. Паустовский К. Стальное колечко.
23. Раскин А. Как папа был маленьким.
24. Шварц Е. Два брата. Сказка о потерянном времени.
25. Яковлев Ю. Рассказы.
26. Яхнин Л. Сказки.

Произведения зарубежных писателей:

1. Амберсьен И. Самсон и Роберто.
2. Вестли А. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.
3. Гриппе М. Эльвис Карлссон.
4. Киплинг Р. Маугли.
5. Клайва Р. И не забывай гладить котёнка.
6. Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
7. Линдгрен А. Мио, мой Мио!
8. Милн А. Винни-Пух и все-все-все.
9. Пройслер О. Маленькая колдунья.
10. Распэ Э. Приключения барона Мюнхаузена.
11. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода.
12. Сетон-Томпсон Э. Медвежонок Джонни.
13. Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса.

4 класс

Из этого объемного списка рекомендуем на выбор прочитать за лето 10-12 книг.

Произведения русских писателей:

1. Алексин А. В стране вечных каникул. Повести.
2. Бажов П. Малахитовая шкатулка. Сказы.
3. Булычев К. Приключения Алисы. (Любые)
4. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
5. Воронкова Л. Девочка из города.
6. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
7. Гиваргизов А. Записки выдающегося двоечника.
8. Голявкин В. Мой добрый папа. Рисунки на асфальте.
9. Гурьян О. Ивашка бежит за конем.
10. Дружков Ю. Приключения Карандаша и Самоделкина.
11. Зощенко М. Рассказы.
12. Ильина Е. Четвертая высота.
13. Казаков Ю. Скрип-скрип. На еловом ручье. Никишкины тайны.
14. Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки. У классной доски. Рассказы.
15. Катаев В. Сын полка.
16. Классики – сборник рассказов.
17. Кнорре Ф. Соленый пес. Капитан Крокус.
18. Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова.
19. Крапивин В. Оруженосец Кашка. Любые произведения.
20. Куприн А. Белый пудель.
21. Ларри Я. Приключения Карика и Вали.
22. Мамин-Сибиряк Д. Зимовье на Студеной. Рассказы и сказки.
23. Медведев В. Баранкин, будь человеком.
24. Москвина М. Рассказы и сказки.
25. Нагибин Ю. Рассказы о Гагарине
26. Пантелеев Л. Рассказы.
27. Погодин Р. Земля имеет форму репы.
28. Седов С. Рассказы и сказки.
29. Толстой А.Н. Детство Никиты.
30. Саша Черный. Мои собачьи мысли.
31. Чехов А. Рассказы для детей.
32. Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова.

Произведения зарубежных писателей:

1. Гелико П. Дженни Томасина. Ослиное чудо.
2. Гриппе М. Элвис! Элвис! Просто Элвис!
3. Грэм К. Ветер в ивах. Сказки.
4. Гюго В. Гаврош.
5. Дефо Д. Робинзон Крузо.
6. Дикамилло К. Спасибо Уинн-Дикси
7. Кестнер Э. Мальчик из спичечной коробки.
8. Мюрай М. Голландский без проблем./
9. Пеннак Д. Собака Пёс.
10. Янсон Т. Сказки о Мумми-троллях