Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: ввести понятие параллельных прямых, отрезков, лучей и понятия накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.
Задачи:
- Образовательные: выработать навыки нахождения пар односторонних, накрест лежащих и соответственных углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.
- Развивающие: умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; совершенствовать навыки общения, воспитывать познавательный интерес к предмету.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Время | Слайд презентации (Приложение 1) |
Действия учителя | Действия учащихся | |
1 | Организация начала урока | 2 мин. | Настраивает учащихся на работу. | ||
2 | Новый материал. . |
20 мин. | Слайд 1 | Называет тему | Записывают тему в тетрадь |
2.1 | Актуализация опорных знаний. Повторение случаев взаимного расположения двух прямых на плоскости. |
Слайд 2 | Вызывает одного из учащихся для ответа. | Учащиеся вспоминают и обсуждают случаи взаимного расположения прямых. | |
2.2 | Определение параллельных прямых. Повторение свойства двух прямых, перпендикулярных третьей. |
Слайд 3 | Дает определение параллельных прямых и соответствующее обозначение. Напоминает свойство двух прямых, перпендикулярных третьей. | Учащиеся делают чертеж и записывают обозначение в тетрадь. | |
2.3 | Первичное закрепление определения[2]. | Слайд 4 | Вызывает одного из учащихся для ответа. | Учащиеся проговаривают определение параллельных прямых. | |
2.4 | Вводится понятие параллельных отрезков[2]. | Слайд 5 | Вызывает одного из учащихся для ответа. | Учащиеся проговаривают определение параллельных отрезков. | |
2.5 | Вводится понятие параллельных лучей[2]. | Слайд 6 | Вызывает одного из учащихся для ответа. | Учащиеся проговаривают определение параллельных лучей. | |
2.6 | Подтема: Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. |
|
Слайд 7 | Называет тему. | Записывают новый подзаголовок. |
2.7 а) |
Актуализация опорных знаний: две пересекающиеся прямые. |
Слайд 8 | Вызывает троих учащихся для ответов на вопросы слайда. Проверка с использованием анимации. | Учащиеся вспоминают определения прямых, лучей и углов и их обозначения. | |
2.7 б) |
Актуализация опорных знаний: две прямые пересеченные третьей. |
Слайд 9 | Предлагает учащимся сосчитать количество углов, используя анимацию. | Учащиеся считают вслух. | |
2.7 в) |
Актуализация опорных знаний: две прямые пересеченные третьей. |
Слайд 10 | Вызывает учащихся. Предлагает учащимся назвать все образованные неразвернутые углы. |
Учащиеся называют углы. | |
2.8 | Вводится понятие секущей | Слайд 11 | Дает определение секущей. | Записывают понятие в тетрадь, сопровождая его чертежом. | |
2.9 а) |
Водятся понятия односторонних и накрест лежащих углов. |
Слайд 12 | Дает определения, делает пояснения. | Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.9 б) |
Односторонние углы. | Слайд 13 | Показывает две пары односторонних углов. | Учащиеся записывают пары углов в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.9 в) |
Накрест лежащие углы. | Слайд 14 | Показывает две пары накрест лежащих углов. | Учащиеся записывают пары углов в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.9 г) |
Соотношения между углами. | Слайд 15 | Используя понятие смежных углов, устанавливает соотношение между парами накрест лежащих углов. | Учащиеся записывают соотношения между углами в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.9 д) |
Соотношения между углами. | Слайд 16 | Используя понятие смежных углов, устанавливает соотношение между парами накрест лежащих и односторонних углов. |
Учащиеся записывают соотношения между углами в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.10 а) |
Вводится понятие соответственных углов. | Слайд 17 | Дает определения, делает пояснения. | Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.10 б) |
Вводится понятие соответственных углов. | Слайд 18 | Дает определения, делает пояснения. | Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом. | |
2.10 в) |
Перечисляются все соответственные углы. | Слайд 19 | Перечисляет все пары соответственных углов. | Выписывают в тетрадь пары соответственных углов. | |
3.1 | Закрепление. Задача 1. На нахождение всех названных углов |
17 мин. | Слайд 20 | Вызывает одновременно трех учащихся, которые выписывают пары разных углов. | Делают чертеж и выписывают углы. |
3.2 а) |
Задача 2а[2] В задаче меняется секущая и названия углов, которые надо выписать. |
Слайд 21 | Выделяет секущую с помощью анимации. Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание. Один из учащихся зачитывает ответ. |
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. | |
3.2 б) |
Задача 2б[2] | Слайд 22
|
Выделяет секущую с помощью анимации. Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание. Один из учащихся зачитывает ответ. |
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. | |
3.2 в) |
Задача 2в[2] | Слайд 23 | Выделяет секущую с помощью анимации. Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание. Один из учащихся зачитывает ответ. |
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. | |
3.3 а) |
Задача 3а[3] | Слайд 24 | Предлагает учащимся назвать все пары накрест лежащих углов. Проводит доказательство равенства углов в каждой паре, обращая внимание учащихся на вертикальные и смежные углы. | Выполняют чертеж и записывают доказательство в тетрадь. | |
3.3 б) |
Задача 3б[3] | Слайд 25 | Предлагает учащимся назвать все пары
соответственных углов и доказать их равенство. Один из учащихся записывает доказательство на доске. |
Записывают доказательство в тетрадь. | |
3.3 в) |
Задача 3в[3] | Слайд 26 | Предлагает учащимся самостоятельно
назвать все пары односторонних углов и доказать,
что их сумма равна 180о . Один из учащихся приводит доказательство. |
Самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка. | |
4.1
|
Итоги урока Итог урока
осуществляется в виде небольшого теста[2] |
4 мин. | Слайд 27 | Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильную концовку определения параллельных прямых. | Учащиеся выбирают правильный ответ и проговаривают определение параллельных прямых. |
4.2 | б) на параллельные отрезки | Слайд 28 | Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильную концовку определения параллельных отрезков. | Учащиеся выбирают правильный ответ и проговаривают определение параллельных отрезков. | |
4.3 | в) на виды углов | Слайд 29 | Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильные утверждения на виды углов. | Учащиеся выбирают верные утверждения. | |
5. | Домашнее задание (Приложение 2) | 2 мин. | Слайд 30 | Раздает листы с домашним заданием и делает пояснения. | Получают задания, слушают пояснения. |
Литература:
1. Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б.,
Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
2. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные
разработки по геометрии. 7 класс. Москва «ВАКО»
2007.
3. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия. 7
класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С.
Волгоград, 2013.