Задачи урока:
- Сформировать знания о целостной картине материального мира, ввести понятия «вещество», «молекула», «атом».
- Развивать умения и навыки анализа, синтеза, обобщения.
- Формировать научно-материалистическое мировоззрение, воспитывать культуру труда на уроке.
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова
1.1. Парная работа
Рассмотри репродукции картин Н. С. Крылова «Русская зима» и Н. К. Саврасова «Пейзаж с радугой». Выделите и назовите тела живой и неживой природы. Представьте и аргументируйте свой выбор.
По ходу обсуждаются вопросы:
- Какие среды обитания изображены на картинах?
- Какие живые организмы вы бы дорисовали на этих картинах, если бы могли?
- О каких средах обитания не вспомнили во время обсуждения?
- Известны ли вам картины где изображены водная и почвенная среды обитания?
1.2. Физминутка.
1.3. Сообщение темы и задач урока.
2. Стадия осмысления
Объяснение нового материала в виде проблемного диалога.
2.1. Рассмотрим рис. 13 стр.12 учебника и ответим на вопрос: Что общего между телами живой и неживой природы? Формулируем ответ: тела живой и неживой природы можно характеризовать по общим признакам: высоте, длине, ширине (размер), форме, цвету, объему, массе.
– Почему тела можно характеризовать по общим признакам?
Ответ: Тела состоят из веществ, которые встречаются как в живой природе, так и в неживой.
2.2. Демонстрация опыта: нагревание поваренной соли и сахара.
– В чем разница между поведением этих веществ?
Ответ: при нагревании соли – изменений не
наблюдаем. При нагревании сахара происходит
обугливание и горение вещества.
– Как получают знакомые вам соль и
сахар?
Ответ: Соль добывают из месторождений или воды соленых озер. Сахар получают из сахарной свеклы или сахарного тростника.
Учитель дает определение под запись в тетрадь определение «органического» и «неорганического» веществ.
2.3. Физминутка.
2.4 Организация УМШ. Работа в 6 группах. Задание группам: Рассортируйте предложенные предметы на две группы – органические вещества и неорганические вещества. У каждой группы на столе в лотках выложены: гвоздь, стекло, кусочек хлеба, древесина, зерна фасоли, кнопка, полоска бумаги, простой карандаш.
Группы представляют свои варианты сортировки, объясняя свой выбор.
Проблемная ситуация состоит в том, что карандаш состоит из древесины ( органическое вещество) и графитового стержня (неорганическое вещество).
Вывод: Живая и неживая природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом, зачастую они неотделимы. Живые организмы не могут существовать без неживой природы, при этом постоянно влияют на нее.
2.5. Физминутка.
– А из чего состоят вещества?
2.6. Демонстрация опыта: Растворение и разбавление раствора перманганата марганца (марганцовки).
Ответ: Крупинки марганцовки состоят из очень большого числа частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Это молекулы. Молекулы состоят из атомов.
– Рассмотрите рис №18, 19 ,стр 17 учебника. Что изображено? Какие процессы происходят на рисунках?
Ответ: Молекулы могут распадаться на атомы, которые группируясь по – новому, образуют молекулы новых веществ.
Учитель предлагаете прочесть стихи.
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере.
– О каких процессах, изученных на уроке, идет речь в этих стихах?
Ответы: Об образовании молекул разных веществ из атомов, о взаимодействии живой и неживой природы, о значении атомов кислорода, о появлении первоначально неживой природы, а потом живой.
2.7. Физминутка.
3. Стадия рефлексии
3.1 Выполните задание №2 в печатной тетради §3, стр 7.
3.2 Подведение итогов урока. Домашнее задание §3, п/т §3, задание №1.