Тема урока: "Имя существительное как часть речи". 5-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цель урока:

  • Образовательные: дать понятие об имени существительном как часть речи, учить  распознавать имена существительные.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умение самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, орфографическую зоркость, умения и навыки коллективной и индивидуальной работы.
  • Воспитательные:  воспитывать интерес к  русскому языку, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для игры «Кто я?»

ХОД УРОКА

Презентация

I. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок! 
Начинается урок. 
Чтобы стать учеником, 
Нужно знать вам вот о чём: 
На уроке ты сидишь 
Тихо-тихо, словно мышь. 
Спина прямая у тебя, 
Садитесь правильно, как я. 

(Учитель показывает правила посадки за парту). 

Ручки мы вот так кладём 
И заданий дальше ждём. 
Если хочешь ты сказать. 
Или выйти, или встать, 
Надо руку так держать. 

(Учитель показывает движения). 

– Замечательно, всё запомнили. 
– Начинаем наш урок. Открываем знания вместе. 

II. Введение в тему со словарной работой

– В некотором царстве, которое назы­вается Русский язык, есть город.   В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.

Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например:  верблюд, овраг,
Отряд и остров.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: конверт, ракета
пассажир и равнина.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.

– Прочитайте выделенные слова и назови­те  в них орфограммы  (на  экране):

Верблю., овра.,отря. ,  остро., к.нверт, р.кета, па ..ажир, р.внина

– Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы Кто? Что?)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)
– А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы)
– Разделите эти слова на 2 группы (самостоятельно)
– А как называются эти слова, вы узнаете, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Я Е И М С В Л Н О Щ Ь У Т

(Имя существительное.)

III. Сообщение темы урока

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Попробуем  вывести правило. (Исходя из этих слов дети сами выводят правило).

А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем

– Давайте посмотрим, что говорится о существительном в учебнике. (Дети в учебнике находят  1 правило)

 Задание. Закончите предложения, дайте общее название каждой группе.

а)  Автобус, трамвай, самолет – ...
б) Тополь, береза, ель – ...
в) Брусника, черника, земляника – ...
г) Воробей, ласточка, синица – …

– На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? Как мы их называем?
– Какие слова называем именами существительными? (Читаем 2 правило в учебнике)

IV. Физкультминутка

Игра.

– Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? – руки вперед. Если встретили другие  слова то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

V. Закрепление нового материала

(Ученики читают хором)

Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

а) задание

повар
цветок
старушка
коля
варить
цвести
стареть
варёный
цветной
старый

– В каком столбике имена существи­тельные? Докажите.
– На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков? Что они обозначают?
– Все ли  слова записаны правильно?
– Запишите имена существительные в тетрадь.

б) Слова, слова, слова…
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…

– Послушайте отрывок из басни И.А.Крылова «Квартет». Запомните существительные,  которые в нем встречаются. (Из аудиозаписи слушают отрывок, а затем дети называют существительные, которые они запомнили)

 в) Работа в группах.

1 группа: как можно больше за 3 минуты придумать  имена существительные, которые обозначают явления природы, времена года
2 группа: как можно больше за 3 минуты придумать  имена существительные, которые обозначают растения.

– На какие вопросы отвечают эти имена существительные?

г) Игра «Кто я?». Соедините слова (работа в парах)

В школе я
В магазине я
На улице я
В транспорте я
Дома я
 кто? пешеход
ученик
покупатель
пассажир
сын, дочка

– Слова, какой части речи использовали? На какой вопрос они отвечают?

VI. Итог

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

– Что обозначают имена существительные?
– Какие значения предметности вы можете назвать?

(Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…
Животные: мышь, попугай, …
Растения: береза, овощи,…
Вещи: посуда, сапоги,
Явления природы: метель, дождь, …
События: мир, праздник, …
Чувства: радость, тревога, …
Черты характера: смелость, доброта, …

– Подошло к концу  наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

VII. Рефлексия

– У каждого на парте лежат имена существительные, выберите существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла.

Карточки со словами: тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, честность, справедливость, праздник.

VIII. Домашнее задание

1 уровень. Образуй от этих слов имена существительные.

Например: мечтает – мечта, мечтатель.

работает – …
смеется – …
любит – …

2 уровень. Придумай следующим словам как можно больше имен существительных.

Например: улыбается – мама, солнце, девочка.

плачет – …
работает – …
гаснет – …
поет – …
цветет – …

3 уровень. Придумай  по 5  имен существительных, которые обозначают

людей – …
животных – …
растения – …
общественные явления – ...
транспорт – …