"Разноуровневый тематический контроль по физике" 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


В данной статье предлагается 5 проверочных работ по различным темам 10 класса. Каждая работа рассчитана на 20-25 минут и состоит из трех частей, различающихся формой и уровнем сложности заданий. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволяет быстро и качественно оценить уровень овладения каждым школьником знаниями и умениями по отдельным темам. Это позволяет скорректировать процесс обучения, обнаружив пробелы в знаниях до итогового контроля.

Часть «Начальный уровень» содержит задания с выбором ответа. К каждому заданию дано от 3 до 5 вариантов ответа. Большая часть заданий ориентирована на проверку подготовки учащихся по физике на базовом уровне, проверяющая усвоение физических понятий, формул, единиц измерения, обозначения физических величин. В этой части ученик решает задачи первого уровня сложности. При решении заданий учащийся выбирает букву ответа.

Задания части «Средний уровень» проверяют умение использовать эти понятия, формулы и законы для анализа более сложных процессов, что соответствует повышенному уровню подготовки школьников, но здесь нет готовых вариантов ответов. Ученик решает и оформляет задачу второго уровня сложности, если необходимо делает рисунок и записывает ответ.

Задания части «Высокий уровень» или «Достаточный уровень» проверяют умение использовать физические формулы и законы в измененной или новой ситуации. Это задачи третьего уровня сложности. Выполнение таких заданий требует высокого уровня знаний, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать.

Отметка “3” ставится за верное выполнение заданий начального уровня, “4” – за решение заданий начального и среднего уровней, “5” – за правильное выполнение всех трёх уровней.

Работа. Мощность. Энергия

Вариант 1.

Начальный уровень

1. Какие физические величины имеют одинаковые единицы измерения?

А. Сила и работа.
Б. Работа и мощность.
В. Сила и давление.
Г. Энергия и мощность.
Д. Работа и энергия

2. Какой из перечисленных ниже простых механизмов даёт наибольший выигрыш в работе?

А. Рычаг
Б. Наклонная плоскость.
В. Подвижный блок
Г. Неподвижный блок.
Д. Все
Е. Ни один

3. Сила тяги реактивного двигателя ракеты 100Н. Какую работу совершает двигатель при перемещении ракеты на 10м по направлению действия силы тяги?

А. 1000Дж
Б. 10Дж
В. 0,1Дж
Г. 100кДж
Д. Среди ответов нет правильного

4. Какова мощность двигателя, совершившего работу 2000Дж за 4с?

А. 800Вт
Б. 500Вт
В. 0,02Вт
Г. 8000кВт
Д. 500кВт

5. Человек весом 600Н поднимается по вертикальной лестнице на 2м за 3с. Какова мощность человека за время этого подъёма?

А. 4000Вт
Б. 400Вт
В. 40Вт
Г. 36 000Вт
Е. 360Вт

Средний уровень

6. Канат длиной 5м и массой 8кг лежит на земле. Канат за один конец подняли на высоту, равную его длине. Какую при этом совершили механическую работу?

Высокий уровень

7. Плоская льдина площадью поперечного сечения 1м2 и толщиной 0,4м плавает в воде. Какую работу надо совершить, чтобы льдину полностью погрузить в воду?

Вариант 2.

Начальный уровень

1. Какая из перечисленных ниже физических величин имеют одинаковую единицу измерения с энергией?

А. Сила
Б. Работа
В. Давление.
Г. Мощность.
Д. Масса

2. Какой из перечисленных ниже простых механизмов даёт наименьший выигрыш в работе?

А. Рычаг
Б. Наклонная плоскость.
В. Подвижный блок
Г. Неподвижный блок.
Д. Все
Е. Ни один

3. Сила тяги лодочного мотора 900Н. Какую работу совершает двигатель при перемещении лодки на 9м по направлению действия силы тяги?

А. 0,1Дж
Б. 100Дж
В. 8100Дж
Г. 8100кДж
Д. Среди ответов нет правильного

4. Какую работу совершает двигатель мощностью 3 кВт за 5с?

А.15Дж
Б. 15кДж
В. 600Дж
Г. 0,6 Дж
Д. 60кДж

5. Человек весом 600Н поднимается по вертикальной лестнице на 3м за 2с. Какова мощность человека за время этого подъёма?

А. 36000Вт
Б. 9000Вт
В. 3600Вт
Г. 900Вт
Д. 360Вт
Е. 90Дж

Средний уровень

6. По льду озера санки весом 20Н были перемещены на пути 10м. Чему равна работа силы тяжести на этом пути?

Высокий уровень

7. Однородная цепочка длиной 2м лежит на столе. Когда часть цепочки длиной 0,2м опускают со стола, она начинает скользить вниз. Масса цепочки 5кг, а сила трения между столом и цепочкой составляет 0,1 веса цепочки. Какая работа против силы трения совершается при соскальзывании цепочки?

Ответы:

Вариант 1.

1

2

3

4

5

6

7

Д

Е

А

Б

Б

196Дж

7,84Дж

Вариант 2.

1

2

3

4

5

6

7

Б

Е

В

Б

Г

0

4Дж

Закон Кулона

Вариант 1.

Начальный уровень

1. Как изменится сила взаимодействия двух точечных зарядов при уменьшении расстояния между ними в 2 раза?

А. Уменьшится в 2 раза
Б. Увеличится в 4 раза
В. Не изменится

2. Точечным зарядом называется электрический заряд…

А. …модуль которого во много раз меньше модуля заряда, с которым он взаимодействует
Б. … тела, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до другого тела, с которым он взаимодействует
В. …который помещён в вакуум

3. При изменении расстояния между двумя точечными зарядами сила взаимодействия уменьшилась в 9 раз. Как изменилось расстояние между зарядами?

А. Уменьшилось в 3 раза
Б. Увеличилось в 9 раз
В. Увеличилось в 3 раза

4. Как называется характеристика среды ε, в которую помещён заряд?

А. Магнитная проницаемость среды
Б. Электрическая проницаемость среды
В. Диэлектрическая проницаемость среды

5. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать силу взаимодействия двух точечных зарядов?

А. k|q1||q2| / εr
Б. k|q1||q2| / εr2
В. к|q0| /εr2

Средний уровень

6. Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. расстояние между зарядами 6м. Найдите величину этих зарядов.

7. Два заряда по 4·10–8Кл, разделённые слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8·10–2Н. Вычислите диэлектрическую проницаемость слюды.

Достаточный уровень

8. Два тела, имеющие равные отрицательные электрические заряды, отталкиваются в воздухе с силой 0,9Н. Определите число избыточных электронов на каждом теле, если расстояние между ними 8 см.

Вариант 2.

Начальный уровень

1. Как изменится сила взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении модуля одного из них в 3 раза?

А. Увеличится в 3 раза
Б. Уменьшится в раза
В. Увеличится в √3 раз

2. При изменении расстояния между двумя точечными зарядами сила взаимодействия уменьшилась в 3 раза. Как изменилось расстояние между зарядами?

А. Уменьшилось в 3 раза
Б. Увеличилось в √3 раз
В. Увеличилось в 3 раза

3. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать силу взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме?

А. k|q1||q2| / r2
Б. k|q0| / r2
В. k|q1||q2| / r

4. Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорционально…

А. Квадрату расстояния между ними
Б. Произведению модулей зарядов
В. Диэлектрической проницаемости среды

5. Минимальный заряд, существующий в природе – это…

А. Заряд нейтрона
Б. Заряд протона
В. Заряд электрона

Средний уровень

6. Два заряда, находясь в вакууме на расстоянии 0,05 м, действуют друг на друга с силой 1,2·10–4Н, а в некоторой жидкости на расстоянии 0,12м с силой 1,5·10–5Н. Какова диэлектрическая проницаемость жидкости?

7. Два заряда по 3,3·10–8Кл, разделённые слоем слюды, взаимодействуют с силой5·10–2Н. Определите толщину слюды, если её диэлектрическая проницаемость равна 8.

Достаточный уровень

8. Заряженные шарики, находящиеся на расстоянии 2м друг от друга, отталкиваются с силой 1Н. Общий заряд шариков 5·10–5Кл. Определите заряды шариков.

Ответы:

Вариант 1

Б Б В В Б 0,2мкКл 8 5·10–12

Вариант 2

А Б А Б БВ 1,4 5·10–3м 3,8·10–5Кл; 1,2·10–5Кл

Конденсаторы

Вариант 1.

Начальный уровень

1. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать электроёмкость конденсатора?

А. U/q
Б. qU
В. q/U

2. Расстояние между пластинами плоского конденсатора увеличили в 2 раза. Как изменилась электроёмкость?

А. Уменьшилась в 2 раза
Б. Не изменилась
В. Увеличилась в 2 раза

3. Как изменится энергия электрического поля конденсатора, соединённого с источником тока при уменьшении электроёмкости в 2 раза?

А. Увеличится в 2 раза
Б. Увеличится в 4 раза
В. Уменьшится в 2 раза

Средний уровень

4. Ёмкость конденсатора 6 мкФ, а заряд 0,3 мКл. Определите энергию эл.поля конденсатора.

5. Определите ёмкость плоского воздушного конденсатора, если площадь каждой пластины 0,01 м2, а расстояние между ними 5 мм. Какой станет ёмкость конденсатора после погружения его в глицерин (ε = 56,2)

Высокий уровень

6. Рассчитать, с какой силой притягиваются друг к другу пластины заряженного конденсатора ёмкостью С и разностью потенциалов Δφ. Расстояние между пластинами d.

7. Найдите количество теплоты, выделившееся при соединении одноимённо заряженных обкладок конденсаторов с ёмкостями 2 мкФ и 0,5 мкФ. Разности потенциалов между обкладками 100 В и 50 В.

Вариант 2.

Начальный уровень

1. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать электроёмкость конденсатора?

А. Uq
Б. q/U
В. U/q

2. Площадь пластин плоского конденсатора уменьшили в 2 раза. Как изменилась электроёмкость?

А. Увеличилась в 2 раза
Б. Не изменилась
В. Уменьшилась в 2 раза

3. Как изменится энергия электрического поля конденсатора при увеличении напряжения на нём в 4 раза?

А. Увеличится в 16 раз
Б. Уменьшится в 16 раз
В. Увеличится в 4 раза

Средний уровень

4. Определите энергию электрического поля конденсатора ёмкостью 20 мкФ, если напряжение 220 В.

5. Плоский воздушный конденсатор образован двумя квадратными пластинами, отстоящими друг от друга на 1 мм. Какой должна быть длина стороны квадрата каждой из этих пластин, чтобы ёмкость конденсатора равнялась 1 Ф?

Высокий уровень

6. Плоский воздушный конденсатор зарядили до разности потенциалов 200 В. Затем конденсатор отключили от источника тока. Какой станет разность потенциалов между пластинами, если расстояние между ними увеличить от 0,2 до 0,7 мм, а пространство между пластинами заполнить слюдой (ε = 7)?

7. Конденсатору ёмкостью 2 мкФ сообщён заряд 1 мКл. Обкладки конденсатора соединили проводником. Найдите количество теплоты, выделившееся при разрядке конденсатора, и разность потенциалов между обкладками конденсатора до разрядки.

Напряжённость поля

Вариант 1.

Начальный уровень

1. Какое из приведённых ниже выражений определяет понятие «электрическое поле»?

А. Физическая величина, характеризующая способность поля совершать работу по переносу электрического заряда в 1 Кл из одной точки поля в другую
Б. Вид материи, главное свойство которой – действие с некоторой силой на тела, обладающие электрическим зарядом
В. Вид материи, главное свойство которой – действие с некоторой силой на тела, обладающие массой.

2. Электрическое поле неподвижных зарядов называют…

А. Электростатическим
Б. Электродинамическим
В. Электролитическим

3. Во сколько раз изменяется напряжённость поля точечного заряда при увеличении расстояния до заряда в 3 раза?

А. Увеличивается в 3 раза
Б. Увеличивается в 9 раз
В. Уменьшается в 9 раз

4. Как направлена напряжённость поля заряда q, если q0 > 0?

А. От заряда q0
Б. К заряду q0
В. По диагонали

5. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать напряжённость электрического поля?

А. Eq
Б. k|q0|/εr
В. к|q0|/εr2

Средний уровень

6. Два заряда 6·10–7 Кл и –2·10–7Кл расположены в керосине на расстоянии 0,4 м друг от друга. Определите напряжённость поля в точке, расположенной в середине отрезка, соединяющего центры зарядов.

7. В некоторой точке поля на заряд 10–7Кл действует сила 4·10–3Н. Найти напряжённость поля в этой точке и определите заряд, создающий поле, если точка удалена от него на 0,3м.

Высокий уровень

8. В вершинах равностороннего треугольника со стороной а находятся заряды +q, +q, –q. Найдите напряжённость поля в центре треугольника.

Вариант 2.

Начальный уровень

1. Как изменится напряжённость электрического поля точечного заряда в некоторой точке при увеличении модуля заряда в 4 раза?

А. Увеличится в 2 раза
Б. Увеличится в 4 раза
В. Увеличится в 16 раз

2. При изменении расстояния между двумя точечными зарядами напряжённость поля уменьшилась в 3 раза. Как изменилось расстояние между зарядами?

А. Уменьшилось в 3 раза
Б. Увеличилось в √3 раз
В. Увеличилось в 3 раза

3. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать напряжённость электрического поля?

А. k|q0|/εr2
Б. Eq
В. k|q0|/εr

4. Какое из приведённых ниже выражений определяет понятие «напряжённость электрического поля»?

А. Физическая величина, равная силе, действующей на неподвижный единичный положительный точечный заряд
Б. Физическая величина, характеризующая способность тела к электрическим взаимодействиям
В. Физическая величина, характеризующая способность поля совершать работу по переносу электрического заряда в 1 Кл из одной точки поля в другую.

5. Как направлена напряжённость поля заряда q, если q0 < 0?

А. От заряда q0
Б. К заряду q0
В. По диагонали

Средний уровень

6. Два одноимённых заряда 0,27 и 0,17 мкКл находятся на расстоянии 20 см друг от друга. Определите, в какой точке на прямой между зарядами напряжённость равна нулю.

7. Одинаковые по модулю, но разные по знаку заряды 18нКл расположены в двух вершинах равностороннего треугольника со стороной 2м. Найдите напряжённость электрического поля в третьей вершине треугольника.

Достаточный уровень

8. Четыре одинаковых заряда по 40 нКл расположены в вершинах квадрата со стороной а = 2м. Какова будет напряжённость поля на расстоянии 2а от центра квадрата на продолжении диагонали?

Ответы:

Вариант 1.

Б А В А В 9·104Н/Кл 4·104Н/Кл,4·10–7Кл k6q/a2

Вариант2.

Б Б А А Б 12,3см 40,5В/м 0,1МВ/м

Разность потенциалов. Работа электростатического поля

Вариант 1.

Начальный уровень

1. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитывать работу электрического поля по перемещению заряда?

А. q/U
Б. EΔd
В. qU

2. Потенциалом электростатического поля называют…

А. …отношение кинетической энергии заряда в поле к этому заряду
Б. ...отношение потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду
В. …произведению величины заряда к потенциальной энергии этого заряда в поле

3. Разность потенциалов между двумя точками равна…

А. …отношению работы поля при перемещении заряда из начальной точки в конечную к этому заряду.
Б. … произведению работы поля при перемещении заряда из начальной точки в конечную к этому заряду.
В. … отношению величины заряда к работе поля при перемещении заряда из начальной точки в конечную к этому заряду.

Средний уровень

4. Потенциальная энергия заряда 2 нКл в электрическом поле равна 6 мкДж. Найдите потенциал поля в этой точке.

5. Электрические потенциалы двух изолированных проводников равны 110 В и –110 В. Какую работу совершает электрическое поле при переносе заряда 5·10–4 Кл с одного проводника на другой?

6. Поле образовано зарядом 17·10–9 Кл. Какую работу надо совершить, чтобы одноимённый заряд 4·10–9 Кл перенести из точки, удалённой от первого заряда на 0,5 м, в точку, удалённую от того же заряда на 0,05 м?

Достаточный уровень

7. Какую скорость может сообщить электрону, находящемуся в состоянии покоя, ускоряющая разность потенциалов в 1000 В?

8. Между двумя плоскими пластинами, к которым приложена разность потенциалов 500В, находится во взвешенном состоянии пылинка массой 10–7 г. Расстояние между пластинами 5 см. определите электрический заряд пылинки.

Вариант 2.

Начальный уровень

1. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитывать работу электрического поля по перемещению заряда?

А. qU
Б. q/U
В. EΔd

2. Разность потенциалов между двумя точками равна единице, если…

А. …при перемещении любого заряда из одной точки поля в другую электрическое поле совершает соответствующую работу
Б. … при перемещении произвольного заряда из одной точки поля в другую электрическое поле совершает работу в 1 Дж
В. … при перемещении заряда в 1 Кл из одной точки поля в другую электрическое поле совершает работу в 1 Дж

3. Потенциалом электростатического поля называют…

А. …отношение потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду
Б. ... произведению величины заряда к потенциальной энергии этого заряда в поле
В. … отношение кинетической энергии заряда в поле к этому заряду

Средний уровень

4. В точке с потенциалом 200В заряженное тело имеет потенциальную энергию – 0,5 мкДж. Каков его заряд?

5. Какую работу совершает поле при перемещении заряда 5 нКл из точки с потенциалом 300 В в точку с потенциалом 100В?

6. Два точечных электрических заряда 2·10–8 и 3·10–9 Кл находятся на расстоянии 0,6 м один от другого. Какую работуследует совершить, чтобы сблизить заряды до расстояния 25 см?

Достаточный уровень

7. Электрон вылетает из точки, потенциал которой 450 В, со скоростью 190 м/с. Какую скорость он будет иметь в точке с потенциалом 475 В?

8. Пылинка массой 2,5 мг покоится в однородном вертикальном электрическом поле с напряжённостью 100 кВ/м. Пылинка теряет 100 электронов. Какую скорость она приобретёт, пройдя 2 см?

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

В

Б

А

3кВ 0,11Дж 0,11мкДж 1,86·107м/с 10–13Кл

А

В

А

–2,5нКл 1мкДж –1,83мкДж 3·106м/с 0,16м/с