Тип урока: ОНЗ.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Скажите, пожалуйста, какую часть речи вы изучаете сейчас на уроках русского языка? Что вы уже знаете об имени существительном? Вы были достаточно внимательны, и, я думаю, можно приступать к дальнейшей работе.
Как вы думаете, все ли вы знаете об имени существительном? Хотите сделать новое открытие? Я желаю вам удачи!
С чего начнете этот путь? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение определять и классифицировать орфограммы “буква ь”
в словах;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и
обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные
затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализация умения определять и классифицировать орфограммы мягкого знака.
– Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили тему о несклоняемых существительных.
– Распределите слова в два столбика.
Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.
Один человек у доски на проверку.
2) Учитель открывает на доске задание.
По какому признаку разделены слова на группы? Какова роль мягкого знака? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме; является разделительным знаком; выполняет грамматическую функцию – указывает на неопределенную форму глагола.)
3) Задание для пробного действия.
– Какие правила вы сейчас повторили?
– Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное.)
– Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с заданием для пробного действия.
Запишите слова и поставьте, где считаете нужным, мягкий знак.
Обру…, полноч…, ветош...
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках.
– Какое задание выполняли? (Мы должны были записать слова и поставить, где надо ь.) Посмотрите на слова. Что у них общего? (Это имена существительные с шипящими на конце.) Итак, кто не смог записать слова?
– Назовите причину вашего затруднения. (Не могли выполнить задание.)
Некоторые учащиеся записали слова. В таком случае затруднение фиксируется так:
– Ребята, докажите, что вы правильно записали слова. Назовите правило, которое вы использовали.
– Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что написали слова верно, так как не знаем правило, когда в существительных с шипящими на конце пишется ь.)
– Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова и
поставить ь где нужно.)
– В чем затруднение? (Записали слова, но не можем объяснить их правописание.)
– Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила, когда в существительных
с шипящими на конце пишется ь.)
4. Постановка цели и темы урока.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать правило, когда в именах
существительных с шипящими на конце пишется ь.)
– Чему же посвящен сегодняшний урок? (Правописанию имен существительных с
шипящими на конце.)
Учитель записывает на доске тему урока: “Правописание имен существительных с шипящими на конце”.
5. Открытие новых знаний.
Цель:
1) сформулировать новое правило;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Далее я предлагаю поработать вам в группах. Нужно ли повторять правила
работы в группах?
– Я вам даю слова. Вы разобьете их на группы. По какому признаку будете
разбивать?
– Ваша задача вывести правило, которое научит вас правильно писать имена
существительные с щипящими на конце.
– Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш
Учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результата. Вариант защиты:
– Мы должны были записать правило...Сначала мы разбили существительные на две
группы. В первой группе … Во второй группе… мы заметили… Правило…
– Давайте подведем итог. Какое правило открывали? Как можно проверить ваше
открытие? (Обратиться к компетентному источнику: учебнику, словарю и т.д.)
– В данном случае я буду вашим компетентным источником.
С чего начинали?
– Как рассуждали? Вернемся к пробному заданию. Обоснуйте с помощью правила
правописание орфограмм в словах обруч, ветошь и т.д.
– Учитель вывешивает на доску эталон Д-2 и раздает
учащимся эталоны Р-5.
– Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
– То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи имен существительных с
шипящими на конце.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи умение записывать слова с орфограммой “ь после шипящих” с помощью правила.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Поставьте существительные в форму единственного числа.
Плющи, речи, стрижи, печи.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с
комментированием.
2) Работа в парах.
Вставьте пропущенную букву.
Вещ… корж…
Силач… доч….
– Выполните эти задания в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-3.
– Проверьте свои результаты.
– Кто из вас ошибся?
– В чем ошибка?
– Исправьте ошибки.
– Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы
самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение применять новое правило.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Обозначь склонение имен существительных.
Россия – ___________ тополь – _____________ огурец – ______________
солнце – ___________ молодёжь – __________ деревня – _____________
полночь – __________ роща – ______________ дерево – ______________
овощ – _____________ дверь – _____________ задание – ______________
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном (Д-4).
– Кто из вас ошибся?
– В чем ошибка? (...)
– Исправьте ошибку.
– Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
– Кто не ошибся?
– Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение применять новое правило.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Определите род, склонение и падеж существительных.
На густую рож… упала чёрная ноч… . Плащ… темноты укрыл её так, как мать укрывает доч… .
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть правило
правописания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими.)
– Вам удалось достичь цели? (Да.)
– У кого не возникло трудностей в “открытии” нового?
– Кому еще трудно?
– Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
– Кто не смог? Как вы думаете почему?
– Кому на уроке помогла внимательность?
– Кому из вас внимательности не хватило?
– Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой
“лестницу успеха”. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то
поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили
самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на
среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас
остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
– Какие вопросы остались на конец урока?
– Как и где на них можно ответить?
Далее учитель комментирует домашнее задание.