Урок на тему "Куликовская битва". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: уточнить и расширить знания учащихся о Куликовской битве, героизме российского народа.

Задачи урока: развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать, анализировать и оценивать исторические события; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Формирование УУД.

  1. Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого материала, нравственно- этическая оценка усваиваемого содержания
  2. Коммуникативные: определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли
  3. Познавательные: поиск и выделение информации, смысловое чтение, осуществление анализа и синтеза в процессе учебной деятельности
  4. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция
  5. Оборудование:
  • Презентация “Куликовская битва”.
  • Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
  • Окружающий мир: учебник. 4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Выставка рисунков детей по материалам домашнего задания.
  • Карточки с названиями битв, вошедших в историю Руси.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выступление творческих групп. (Дети находят материал в учебнике, Интернете, книгах; готовят наглядный материал)

1 группа. Причины возникновения войн. Какие битвы стали героическими страницами истории нашей Родины (даты и названия фиксируются на доске с помощью карточек)

2 группа. Нападение половцев на Русь. Причины быстрых побед кочевников. Сообщение учеников о Владимире Мономахе и его славных делах.

3 группа. Победа над шведскими захватчиками (13 век).

4 группа. Битва на Чудском озере. (Представление рисунков “Немецкие рыцари”)

3. Объяснение нового материала.

  • Определение учителем цели и задач урока.

Учитель: Еще одним знаменательным событием в истории нашей страны стала Куликовская битва. Выскажите свои предположения, почему битву назвали Куликовской? (Предположения детей) Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, объясним причины победы в Куликовской битве и ее значение и определим, чьё предположение о названии битвы было наиболее точным.

Учитель: А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

  • После объяснения ставятся проблемные вопросы:

- Почему битва называется Куликовской?

- Каково лексическое значение слова битва?

- Какие близкие слова по смыслу вы можете подобрать?

  1. Вооруженное столкновение войск; бой, сражение.
  2. Крупное, решающее сражение; длительный, тяжелый бой.

- Почему Русь смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?

- Почему это войско одержало победу в Куликовской битве 1380 г.?

- Почему великого князя Дмитрия Иоанновича назвали Донским.

- Каково значение Куликовской битвы? (Куликовская битва подняла значение Москвы как центра объединения русских земель; вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы; впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды; разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси)

  • Работа с учебником  (дети читают материал по учебнику и готовятся к викторине)
  • Викторина для 3-х команд “Счастливый случай”

Что вы можете рассказать о государстве Золотая Орда?

В каком веке произошла жестокая битва на Куликовом поле?

На берегах какой реки произошла битва?

Почему Русь платила дань Золотой Орде?

По какой причине русские и татарские войска вступили в бой?

Как звали военачальника и правителя Золотой Орды?

Какая хитрость помогла решить судьбу Куликовского сражения?

Каково значение Куликовского сражения в истории России?

Какое событие произошло 2 года спустя?

Почему Дмитрия Иоанновича прозвали Донским?

4. Итог урока.

(Подведение итогов соревнования и выставление оценок за работу на уроке)

Учитель: Много раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Много горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу.

5. Рефлексия.

Выбери любое начало для ответа и закончи предложение:

На этом уроке я узнал…

На этом уроке мне понравилось…

Я хочу подробнее узнать о…

6. Домашнее задание.

(Учащиеся по желанию выбирают одно из двух заданий для домашней работы)

1. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.

2. Подготовить ответ на вопрос: “Как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?”.