Цели:
1) уточнить представления о признаках родственных слов;
2) формировать умение выделять корень в словах.
Планируемые результаты.
1) Учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их.
2) Различать однокоренные слова и синонимы.
3) Работать со словарём однокоренных слов.
4) Выделять корень.
Оборудование:
- компьютер.
- проектор.
- музыкальный центр.
- В.П. Канакина, В. Г. Горецкий “Русский язык”. Учебник для 3 класса.
Ход урока
На экран проецируются слайд 1, учитель объявляет урок русского языка. Презентация
1. Организационный момент: (хором читают дети). Слайд 2
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Ребята, отгадайте, кто к нам прилетел на урок?
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка) Слайд 3
Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).
- А теперь бабочка отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ней.
- Какое первое место она посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу.
Отгадайте загадки, а отгадки запишите. Слайд 4.
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (Земляника)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной)
Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый ... (Помидор)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
В зелёной избушке
Растут подружки.
Словно бусинки малы,
Изумрудны и круглы.
Отгадка (ответ): Горох
Расцветаю, чтоб тебе сказать:
“Я – цветок, умеющий летать”.
Отгадка (ответ): Бабочка
Земляника, помидор, малина, картофель, бабочка, горох.
- Поднимите руку, кто не сделал ошибок.
- Прочитаем слова.
- На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (Съедобное – несъедобное)
- Какое слово может быть лишним? Почему? (Бабочка - насекомое).
- Какое же место посетила бабочка? (Огород – сад – лес).
Повторение изученного:
а) постановка темы и целей урока: Слайд 5.
- Наша бабочка прилетела в один необычный сад.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
- Что за чудо-сад? (Сад из слов)
- Что общего в словах вы заметили? (Общая часть в словах)
- Как называется эта часть? (Корень)
Какова же тема урока? (Что такое корень?)
Работа по учебнику.
Бабочка приземлилась в учебнике на с. 74 и просит выполнить упр. 130. Слайд 6.
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте однокоренные слова.
- Давайте проверим. Слайд 7.
- Докажите, что они однокоренные.
- Чем похожи эти слова?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что такое корень? Приведите примеры однокоренных слов.
- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Физминутка “Бабочка”. Слайд 8.
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику .Упражнение 132, с. 73.
- Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам.
- Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)
- Докажите, что это однокоренные слова.
Рефлексия.
Бабочка на крылышках игру вам принесла, просит, узнать кто это?”
Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка,
рыбачит…)
Слайд 9.
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил,
варенье, поварёнок…)
Слайд 10.
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор,
тракторный…)
Слайд 11.
- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока.
- Что такое корень слова?
- Назовите признаки однокоренных слов? Бабочка прощается с вами до новых встреч.
Спасибо за урок.
Слайд 12.
Д/з. Записать однокоренные слова:
1 вариант - с корнем -мор,
2 вариант - с корнем -гор.
Литература
- О.И. Дмитриева “Поурочные разработки”. Москва – “ВАКО”. – 2013 г.
- В.П. Канакина “Русский язык”. Методические рекомендации. Москва. Просвещение. 2012 г.
- Интернет. Сайт “Портал”, “Начальная школа”, “Завуч. Инфо”, “Открытый урок”.