Тема урока: "Однокоренные слова. Корень"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) уточнить представления о признаках родственных слов;

2) формировать умение выделять корень в словах.

Планируемые результаты.

1) Учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их.

2) Различать однокоренные слова и синонимы.

3) Работать со словарём однокоренных слов.

4) Выделять корень.

Оборудование:

  • компьютер.
  • проектор.
  • музыкальный центр.
  • В.П. Канакина, В. Г. Горецкий “Русский язык”. Учебник для 3 класса.

Ход урока

На экран проецируются слайд 1, учитель объявляет урок русского языка. Презентация

1. Организационный момент: (хором читают дети). Слайд 2

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 

- Доброе утро, ребята! 

- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Ребята, отгадайте, кто к нам прилетел на урок?

В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка) Слайд 3

Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).

- А теперь бабочка отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ней.

- Какое первое место она посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу.

Отгадайте загадки, а отгадки запишите. Слайд 4.

Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (Земляника)

Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной)

Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый ... (Помидор)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)

В зелёной избушке
Растут подружки.
Словно бусинки малы,
Изумрудны и круглы.

Отгадка (ответ): Горох

Расцветаю, чтоб тебе сказать:
“Я – цветок, умеющий летать”.

Отгадка (ответ): Бабочка

Земляника, помидор, малина, картофель, бабочка, горох.

- Поднимите руку, кто не сделал ошибок.

- Прочитаем слова.

- На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (Съедобное – несъедобное)

- Какое слово может быть лишним? Почему? (Бабочка - насекомое).

- Какое же место посетила бабочка? (Огород – сад – лес).

Повторение изученного:

а) постановка темы и целей урока: Слайд 5.

- Наша бабочка прилетела в один необычный сад.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

- Что за чудо-сад? (Сад из слов)

- Что общего в словах вы заметили? (Общая часть в словах)

- Как называется эта часть? (Корень)

Какова же тема урока? (Что такое корень?)

Работа по учебнику.

Бабочка приземлилась в учебнике на с. 74 и просит выполнить упр. 130. Слайд 6.

- Прочитайте текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова.

- Давайте проверим. Слайд 7.

- Докажите, что они однокоренные.

- Чем похожи эти слова?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое корень? Приведите примеры однокоренных слов.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Физминутка “Бабочка”. Слайд 8.

Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику .Упражнение 132, с. 73.

- Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам.

- Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)

- Докажите, что это однокоренные слова.

Рефлексия.

Бабочка на крылышках игру вам принесла, просит, узнать кто это?”

Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите корень.

Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит…)

Слайд 9.

Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье, поварёнок…)

Слайд 10.

Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор, тракторный…)

Слайд 11.

- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

- Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока.

- Что такое корень слова?

- Назовите признаки однокоренных слов? Бабочка прощается с вами до новых встреч.

Спасибо за урок.

Слайд 12.

Д/з. Записать однокоренные слова:

1 вариант - с корнем -мор,

2 вариант - с корнем -гор.

Литература

  1. О.И. Дмитриева “Поурочные разработки”. Москва – “ВАКО”. – 2013 г.
  2. В.П. Канакина “Русский язык”. Методические рекомендации. Москва. Просвещение. 2012 г.
  3. Интернет. Сайт “Портал”, “Начальная школа”, “Завуч. Инфо”, “Открытый урок”.