"Нитраты – польза или вред?"

Разделы: Биология


Цель: выяснить полезное и вредное воздействие нитратов.

Задачи: формировать представление детей о нитратах; рассмотреть пути попадания нитратов в организм человека, способы выведения нитратов из овощей и фруктов изучение воздействия нитратов на здоровье человека; развитие умений проводить эксперимент.

Тип занятия: изучение нового материала.

Возраст детей: 4–5 класс.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, доска, корзины с овощами и фруктами, муляжи овощей и фруктов, йод.

Структура (план) занятия:

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Работа над темой занятия.
5. Проведение эксперимента.
6. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы с вами будем продолжать обсуждать тему о пользе овощей и фруктов для организма. Тема нашего занятия “Нитраты – польза или вред?”. Мы узнаем, что такое нитраты, как они образуются, и самое главное ответим на вопрос, приносят ли они пользу или наносят вред нашему здоровью. И начнём мы занятие с просмотра театральной сценки. А поможет мне в этом наши герои.

III. Работа над темой занятия.

Появляется девочка Маша и здоровается с детьми. Вдруг слышится чей-то стон.

Витаминоед: ой, ой.

Маша: Ой, кто это там стонет?

Витаминоед: Это я, витаминоед.

Маша: Что же с тобой случилось?

Витаминоед: Я только что из больницы. А ходил я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач осмотрел меня и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как их съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?

Маша: понимаешь ли, витаминоед, как нашему организму полезны витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, так и им для роста требуется питание.

– А знаешь ли ты, чем подкармливают растения и как это делают?

Витаминоед: “Нет”.

Маша: Так вот растения подкармливают навозом, золой, удобрениями – поливают, посыпают, кладут в землю. Да, всё это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладёт в землю слишком много удобрений. Вспомни, витаминоед, если вдруг мама пересаливает еду, что тогда происходит? Меняется ли вкус блюда?

Витаминоед: Да. Оно становится невкусным, горьким, не хочется кушать…

Маша: Вот и с овощами так же. Лишние удобрения откладываются в растениях, которые делают овощи для нас неполезными. Называются такие отложения нитратами.

Витаминоед: А… теперь я понял, что такое нитраты и почему у меня болит живот. Спасибо тебе Маша. Теперь я буду осторожнее.

Приглашаю героев сценки присесть на стулья. Ребята, вам понравилось представление?

Скажите, чем полезны овощи и фрукты? (Ответы детей.) В них могут находиться и вредные вещества. Кто запомнил, как они называются? (Нитраты.)

– А как они накапливаются в растениях? (Из-за перенасыщения почвы удобрениями.)

Если в растении нитратов очень много, то это становится опасным для здоровья человека.

Ребята, посмотрите, Маша принесла с собой корзину. А что находится в этой корзине, вы можете узнать, отгадав следующие загадки [1].

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки.
И крупной соли полмешка.

Ответ: Капуста.

Капуста – принадлежит к числу важнейших овощных растений. В качестве лекарственного сырья используют листья капусты, они содержат комплекс витаминов: А, В, С, Е. В народной медицине свежий капустный сок используют для заживления ран. Капустный сок снижает содержание сахара в крови, рекомендуется больным при избыточном весе.

– Как вы думаете, в капусте содержатся нитраты? (Ответы детей.) Где? В зелёных листьях и в кочерыжке.

– Что нужно сделать, чтобы уменьшить их содержание? (Ответы детей.) Удалять кочерыжку и верхние листья. Перед едой листья капусты замочить в тёплой подсоленной воде.

Игра Формы – “Рисунок 1”. На доске вывешивается плакат с тремя формами, задача ребенка разложить картинки, ориентируясь, на какую геометрическую фигуру похож овощ или ягода [2].

Я длинный и зелёный, вкусен я солёный
Вкусен и сырой. Кто же я такой?

Ответ: огурец.

Огурцы – называют санитаром нашего организма. Содержащийся в огурцах калий улучшает работу сердца и почек. По содержанию солей огурец уступает только чёрной редьке. Они — источник йода, который легко усваиваются организмом человека. Люди, систематически употребляющие свежие огурцы, меньше подвержены заболеваниям щитовидной железы и сосудистой системы. Огурец – очень вкусный овощ, но в нём тоже могут быть нитраты. Где они скапливаются в огурце? Как вы думаете? (Ответы детей.) В кожуре. Поэтому нужно чистить кожуру огурца перед едой.

Игра – Загадочные овощи, фрукты, ягоды – “Рисунок 2”. На доске рисунки с изображением овощей, фруктов, ягод, но не со своим содержимым, задача ребенка поставить магнит того цвета, который соответствует содержимому этого овоща, фрукта или ягоды [3].

Неказиста, шишковата
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”
И зелен, и густ на грядке вырост куст.
Подкопай немножко – под кустом …. (картошка).

Картофель самый калорийный овощ. Высокую питательность ему придают углеводы в виде крахмала.

Если мы возьмём картошку, разрежем её пополам и капнем на половинки йод, то она посинеет – это реакция на содержание крахмала в картошке. Содержание крахмала зависит от спелости плода. Ребята, как вы думаете, где применяют крахмал? Крахмал входит в состав стиральных порошков, таблеток, его вводят в различные виды теста. Он забирает лишнюю влагу, и выпечка получается легкой и воздушной. Крахмал с добавками добавляют в маргарин, кетчуп, майонез, сливочное масло, для того, чтобы снизить жирность. Крахмал применяют при выработке фруктово-ягодных киселей, соусов, для производства колбасных изделий.

– Как вы думаете, где в картошке содержится нитраты? (Ответы детей.) В кожуре. Что нужно сделать, чтобы их уменьшить? Очищать кожуру, замачивать в воде на 10–15 минут.

Игра – что из чего выросло – “Рисунок 3”. На экране изображён огород, в нижней строке продукты, которые выросли из этого огорода [2]. Задача ребенка соединить линии угадать, что из чего выросло.

Он бывает самый разный:
Жёлтый, травяной и красный,
То он жгучий, то он сладкий.
Надо знать его повадки.
В кухне он правитель специй!
Угадали, это …. (перец).

Перец содержит большое количество масел (эфирное, жирное), витамины А, В1, В2, С, фолиевую кислоту, пектин, кальций, магний, калий, железо, цинк. По количеству витамина С перец превосходит лимон и черную смородину. Перец полезен при малокровии, улучшает пищеварение, укрепляет сосуды.

– Где в перце содержится нитраты? (Ответы детей.) Перед едой у перца удаляем верхушку с плодоножкой.

Онлайн – игра “Антошка и лукошко” – Антошка это милый мальчик. Он отправился в лес собирать фрукты, ягоды и грибы. Но чтобы наполнить лукошко, ребенок должен выполнить одно очень интересное задание. Помочь Антошке не так легко как кажется на первый взгляд. Нужно нажимать на квадратики с изображением вопросительного знака, чтобы увидеть, какая ягода, фрукт или гриб спрятана за ним, запомнить изображение и найти второй квадратик с таким же изображением. Если получилось найти одинаковые изображения, то лукошко будет наполняться [4].

Все мы с вами любим зелень, что растёт в огороде. Назовите ту, которую вы знаете? (Ответы детей.) Укроп, петрушка, кинза, шпинат, щавель и другие. Содержат витамины группы С, В, минеральные вещества – кальций, калий, железо. Повышают аппетит, улучшают работу желудка, почек. Зелень тоже может содержать нитраты. Как вы думаете, где они накапливаются? (Ответы детей.) В стеблях. Что нужно сделать, чтобы уменьшить их содержание? Перед едой удалить стебли, черешки и хотя бы полчаса поддержать в холодной воде.

Игра “Угадай овощ”
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
Засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и рекуста.

– Назовите правильно, что выросло на грядках? (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста.)

Больше всего нитратов содержит такой корнеплод, как свекла (Презентация. Слайд 9). Листья свеклы содержат много витамина А, а корни витамин C. Прием в пищу свеклы предотвращает появление или рост злокачественных опухолей.

Где содержатся нитраты в свекле? (Ответы детей.) Что нужно сделать, чтобы уменьшить их количество? Поэтому обязательно нужно срезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода.

Следующая загадка:
Никого он не огорчает
А всех плакать заставляет.

Ответ: лук.

В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах).

– Как вы думаете, где нитраты находятся в луке? (Ответы детей.) Нитратов больше всего у лука в том месте, где находится у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать.

Игра с вырезными карточками “Мы варим суп и компот из ….” – “Рисунок 4”. Задача ребят разложить карточки фруктов около компота, а овощи около супа [5].

Ответьте на вопрос: где содержание нитратов будет больше в растениях, выращенных в теплице, или в растениях, выросших на открытой грядке? (Ответы детей.)

Если говорить об овощах закрытого грунта (теплицы, парники), то в них содержится больше нитратов. Почему? Какие условия влияют на чрезмерное накопление нитратов в растениях? Неправильный температурный режим, режим влажности, искусственное освещение, слишком густые посевы. В теплице овощи растут быстрее, поэтому они накапливают меньшее количество сахаров и ароматических веществ.

В природе нет абсолютно чистых продуктов питания. Нитраты в окружающей среде были и будут. Все дело в том, сколько их накапливается в продуктах. Нитраты необходимы для нормального питания растений. Они – источники азота. При недостатке азота в почве у растений наступает азотное голодание: задерживается образование хлорофилла и замедляется рост из-за ограниченного синтеза белков. Азотные удобрения вносят под все культуры, они увеличивают урожай.

Регулярное поступление нитратов в организм человека даже в небольших дозах уменьшает количество йода, это приводит к увеличению щитовидной железы. Установлено, что нитраты вызывают расстройство желудка, возникновению опухолей в ЖКТ. В результате нарушается обмен веществ, ослабевает иммунитет, страдает нервная система. Кроме того, нитраты снижают содержание витаминов в пище[6]. Так что вред нитратов для здоровья человека является неоспоримым.

V. Проведение эксперимента.

А как дело обстоит с фруктами? Содержат они нитраты или нет? Как вы думаете? (Ответы детей.) Возьмём такой фрукт, как яблоко. Яблоки в магазинах продают круглый год. Хотя мы все знаем, что даже в погребе они хранятся максимум до февраля. Почему же магазинные яблоки хранятся так долго? Потому что яблоки обрабатывают “яблочным ботоксом”. По научному это вещество называется “дифенилом”. Благодаря ему, фрукты выглядят блестящими, румяными, как будто его сорвали только что с ветки. Некоторые учёные считают, что “дифенил” провоцирует рак. Как же отличить яблоко, обработанное дифенилом от яблока, выращенного в наших условиях?

Проведём эксперимент: в каждом яблоке содержится такой минерал, как железо. Если яблоко отрезать ножом или же просто откусить и положить, то спустя некоторое время срез начнёт темнеть. Это железо реагирует на воздух, оно окисляется. Если в яблоке много железа (обычно только в домашних яблоках), то срез быстро темнеет. Если яблоко куплено в супермаркете, сделали срез и он, спустя 3–4 минуты не начал темнеть, значит в яблоке железа очень и очень мало. И соответственно, пользы от такого яблока никакой [7].

VI. Итог занятия. Рефлексия.

Итак, давайте подведем итоги нашего занятия.

– Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?

А ты, наш друг Витаминоед, слушай и запоминай (ответы детей).

Практические советы:

  1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
  2. Удаление участков наибольшего скопления нитратов;
  3. Вымачивание, очистка от кожуры.

По окончании занятия дети совместно с воспитателем и героем Витаминоедом готовят салат из имеющихся овощей и придумывают ему название.

Источники литературы:

  1. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. Грамотей, 2008.
  2. http: // nattik.ru/ – игра “Формы”; “Что из чего выросло?”.
  3. http://man.dimportal.ru – арбуз.
  4. http://blogs.privet.ru – огурец.
  5. http://ex.by/2564-yovye-vidy.ru -яблоко, перец, клубника.
  6. http://www.liveinternet.ru/сom – лук.
  7. www.babygames@bk.ru – онлайн-игра “Антошка и лукошко”.
  8. www.skyClipArt@.ru – игра с вырезными карточками “Мы варим компот, суп…”.
  9. Суркова Т.В..Нитраты? Что это такое?//Читаем, Учимся, играем.2008. № 11. с.52–55
  10. Дерягина В.П. Ах, нитраты! И кто же вас выдумал? // Здоровье. 1989. № 9.