Урок музыки по теме "Игорь Федорович Стравинский. Балет "Петрушка". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цель урока: знакомство с балетом И.Ф. Стравинского “Петрушка”.

Задачи урока:

  • знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф. Стравинского;
  • актуализировать знания учащихся о балете, на примере балета “Петрушка”, познакомить с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое находит отражение в художественных образах музыки, живописи, литературы;
  • вызвать эмоциональное отношение к музыке;
  • сформировать осознанное отношение к музыке;
  • вовлечь детей в практическую деятельность.

Музыкальный материал:

  • Песня “Русские сувениры” музыка В. Ефремова, слова Я. Голякова;
  • Балет “Петрушка” И.Ф. Стравинский.

Оснащение урока:

- мультимедийная презентация;

- мультимедиапроектор;

- МР3-проигрыватель.

Актуализация знаний учащихся (с опорой на жизненный опыт и усвоенный ранее учебный материал)

I. Огр. момент.

Звучит весёлая музыка, дети входят в класс и садятся.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный, волшебный, поэтому у нас будут гости. Отгадайте, кто это?

Герой веселых представлений,
Любимец взрослых и детей.
У него костюм цветной
И характер заводной.
Как зовут его...? (Петрушка)

Наш добрый друг Петрушка —
Веселая игрушка.
В литавры громко бьет.
На урок всех зовет.

Звучит музыка, выбегает Петрушка.

Петрушка. Привет девчушки-вертушки, мамочки-болтушки, старушки-стряпушки, ребята ретивые, дедушки ворчливые, учителя красноречивые! Всем привет! Я — Петрушка! Там, где я — там смех и праздник!

Учитель. Здравствуй, Петрушка! Действительно, сегодня у нас урок как праздник, поэтому сделай его ярким и незабываемым!

Петрушка. Нет ничего проще. На веселых праздниках играют и поют. Вот и я предлагаю веселую танцевальную игру. Внимание! Я буду показывать и называть движения, а вы повторяйте за мной. Но будьте внимательны! Я буду специально путать движения, а вы выполняйте их правильно. Условия игры понятны?

Дети (хором). Да!

Петрушка. Тогда начали!

Петрушка предлагает быстро заучить слова, поет, показывая детям разные упражнения, путая детей.

Руки к пяткам и ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх.
А теперь — веселый смех.
Все девчонки хороши!
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!
Все мальчишки хороши!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

III. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, Вы догодались о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Ответы детей.

Сегодня мы с Вами узнаём много нового и интересного, а Петрушка будет работать вместе с нами! Проходи, садись! Слайд №1

IV. Основная часть урока.

Ребята, а Вы знаете, что означает слово Петрушка?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Слайд № 2

Послушайте сейчас песню и дайте ей своё название.

V. Слушание и анализ. (Звучит песня в исполнении учителя на баяне “Русские сувениры” В. Ефремова.

Итак, если бы вы были композиторами, как бы вы назвали эту песню и почему?

Ответы детей и Петрушки.

Молодцы! Это песня называется “Русские сувениры” Где можно встретиться с ними?

Посмотрите, сколько много разного и интересного можно встретить на ярмарке, в торговых рядах, во время праздника Масленицы.

Слайд 3 демонстрация изделий.

  • Какие краски преобладают в этих изделиях?
  • А музыка соответствует этим краскам? Соответствует ли музыка словам в песне?
  • А кого ещё можно встретить на ярмарке?
  • Петрушку! Конечно же!
  • Сегодня мы с Вами познакомимся с замечательным балетом И. Ф. Стравинского “Петрушка”, но пока давайте отдохнём, Петрушка придумал Вам развлечение!

Музыкальная физминутка от Петрушки. Слайд 4

1. Знакомство с жизнью и творчеством Стравинского. Слайд 5-6

2. Знакомство с определением “Балет”. Слайд 7

3. Знакомство с историей создания и сюжетом балета “Петрушка” 4 картины. Слайд 8-11

4. Слушание балета “Петрушка”

- Увидели ли вы образ Петрушки в балете?

- Какие музыкальные средства использовал композитор?

- В какое время происходит действие в балете?

- А давайте мы сейчас попробуем свои музыкальные впечатления отобразить на листе бумаге.

VI. Творческая работа красками.

Анализ работ.

VII. Разучивание песни.

- Ребята, мы с Вами сегодня начнём знакомство с песней “Русские сувениры”, а на последующих уроках продолжим.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 12

- С каким музыкальным произведением мы с вами познакомились на уроке?

- Кто его написал?

- Где можно встретить Петрушку?

- Давайте посмотрим на Ваши работы. (Выставка у доски)

- Все молодцы! Урок окончен!