Цель урока: знакомство с балетом И.Ф. Стравинского “Петрушка”.
Задачи урока:
- знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф. Стравинского;
- актуализировать знания учащихся о балете, на примере балета “Петрушка”, познакомить с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое находит отражение в художественных образах музыки, живописи, литературы;
- вызвать эмоциональное отношение к музыке;
- сформировать осознанное отношение к музыке;
- вовлечь детей в практическую деятельность.
Музыкальный материал:
- Песня “Русские сувениры” музыка В. Ефремова, слова Я. Голякова;
- Балет “Петрушка” И.Ф. Стравинский.
Оснащение урока:
- мультимедийная презентация;
- мультимедиапроектор;
- МР3-проигрыватель.
Актуализация знаний учащихся (с опорой на жизненный опыт и усвоенный ранее учебный материал)
I. Огр. момент.
Звучит весёлая музыка, дети входят в класс и садятся.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный, волшебный, поэтому у нас будут гости. Отгадайте, кто это?
Герой веселых представлений,
Любимец взрослых и детей.
У него костюм цветной
И характер заводной.
Как зовут его...? (Петрушка)
Наш добрый друг Петрушка —
Веселая игрушка.
В литавры громко бьет.
На урок всех зовет.
Звучит музыка, выбегает Петрушка.
Петрушка. Привет девчушки-вертушки, мамочки-болтушки, старушки-стряпушки, ребята ретивые, дедушки ворчливые, учителя красноречивые! Всем привет! Я — Петрушка! Там, где я — там смех и праздник!
Учитель. Здравствуй, Петрушка! Действительно, сегодня у нас урок как праздник, поэтому сделай его ярким и незабываемым!
Петрушка. Нет ничего проще. На веселых праздниках играют и поют. Вот и я предлагаю веселую танцевальную игру. Внимание! Я буду показывать и называть движения, а вы повторяйте за мной. Но будьте внимательны! Я буду специально путать движения, а вы выполняйте их правильно. Условия игры понятны?
Дети (хором). Да!
Петрушка. Тогда начали!
Петрушка предлагает быстро заучить слова, поет, показывая детям разные упражнения, путая детей.
Руки к пяткам и ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх.
А теперь — веселый смех.
Все девчонки хороши!
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!
Все мальчишки хороши!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
III. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, Вы догодались о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Ответы детей.
Сегодня мы с Вами узнаём много нового и интересного, а Петрушка будет работать вместе с нами! Проходи, садись! Слайд №1
IV. Основная часть урока.
Ребята, а Вы знаете, что означает слово Петрушка?
Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Слайд № 2
Послушайте сейчас песню и дайте ей своё название.
V. Слушание и анализ. (Звучит песня в исполнении учителя на баяне “Русские сувениры” В. Ефремова.
Итак, если бы вы были композиторами, как бы вы назвали эту песню и почему?
Ответы детей и Петрушки.
Молодцы! Это песня называется “Русские сувениры” Где можно встретиться с ними?
Посмотрите, сколько много разного и интересного можно встретить на ярмарке, в торговых рядах, во время праздника Масленицы.
Слайд 3 демонстрация изделий.
- Какие краски преобладают в этих изделиях?
- А музыка соответствует этим краскам? Соответствует ли музыка словам в песне?
- А кого ещё можно встретить на ярмарке?
- Петрушку! Конечно же!
- Сегодня мы с Вами познакомимся с замечательным балетом И. Ф. Стравинского “Петрушка”, но пока давайте отдохнём, Петрушка придумал Вам развлечение!
Музыкальная физминутка от Петрушки. Слайд 4
1. Знакомство с жизнью и творчеством Стравинского. Слайд 5-6
2. Знакомство с определением “Балет”. Слайд 7
3. Знакомство с историей создания и сюжетом балета “Петрушка” 4 картины. Слайд 8-11
4. Слушание балета “Петрушка”
- Увидели ли вы образ Петрушки в балете?
- Какие музыкальные средства использовал композитор?
- В какое время происходит действие в балете?
- А давайте мы сейчас попробуем свои музыкальные впечатления отобразить на листе бумаге.
VI. Творческая работа красками.
Анализ работ.
VII. Разучивание песни.
- Ребята, мы с Вами сегодня начнём знакомство с песней “Русские сувениры”, а на последующих уроках продолжим.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 12
- С каким музыкальным произведением мы с вами познакомились на уроке?
- Кто его написал?
- Где можно встретить Петрушку?
- Давайте посмотрим на Ваши работы. (Выставка у доски)
- Все молодцы! Урок окончен!