Интеграция занятий хореографией с учебными предметами

Разделы: Внеклассная работа


Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — искусство сочинения танца.

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.

Слово “хореография” появилось в 1700 году, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Хореография оказывает значительное влияние на физическое развитие ребёнка, снимает психологическое напряжение, тренирует дыхательную систему, развивает координацию движений, помогает справиться с гиподинамией, открывает новые познавательные возможности.

Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, дети могут получить сведения по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.

На особенности рисунка танца, его движений влияют особенности местности, в которой живёт народ. Так у жителей равнинной местности шаг широкий, уверенный, с пятки на носок, чему способствовали плетёные лапти с ровной твёрдой подошвой, а позднее - грубые сапоги. В горах шаг короче, поступь осторожнее, человек шагает, как бы проверяя твёрдость и надёжность почвы. Рисунки танца, как правило, у жителей равнины масштабнее, так как площади для гуляний позволяют вместить большое количество желающих танцевать (русский хороводы на полянах, молдавский жок, якутский “осуохай”). Танцы горцев не имеют такого пространственного размаха, женщины и мужчины часто танцуют попеременно, иногда (например, грузинский “перхули”) круг бывает двух- и трёхъярусный – мужчины поднимаются на плечи друг другу.

В каждом конкретном случае танец несёт в себе определённый характер, образ, дух эпохи. Национальные особенности исполняемого танца дают представление о характере и обычаях народа, расширяя знания детей в области истории, этнографии, географии.

Часто в истории развития бытового танца находят отражение крупнейшие исторические и политические события, происходящие в стране. Так, например, до Французской революции 1790 года танцы, исполнявшиеся аристократией, имели линейное построение: место в танце было строго регламентировано. Возглавлял танец король, за ним располагались пары в зависимости от положения при дворе, знатности и богатства. Демократический круг, популярный в народных танцах, был просто неприемлем на балах того времени. И только после революции многие бальные танцы, в том числе и менуэт, стали исполняться по кругу. Или, например, танцы, имеющие славянские корни (мазурка, полька, краковяк), появились на балах русской знати, как протест против всего французского, после вторжения Наполеона в Россию в 1812 году.

Использование познавательных возможностей танца в области истории, литературы, музыки, географии и фольклора вполне понятно и логично. А что может дать ученику овладение навыками танца в области физики или геометрии? Пространственный рисунок любой танцевальной композиции включает такие понятия, как круг, линия, диагональ, угол поворота. Построения в танце могут быть углом, ромбом, квадратом, пересекающимися диагоналями. В бальной хореографии существует такое понятие, как “геометрия шагов”. Только зная конкретные геометрические понятия и постоянно развивая своё пространственное воображение, ученик справится с танцевальными рисунками как массовых, так и сольных танцев.

Задолго до начала изучения физики ребёнок на уроке хореографии знакомится на практике с такими понятиями, как “центр тяжести”, “ось поворота”, “сила тяжести”, “импульс движения”, “действие и противодействие” и т.д.

Своеобразную помощь может оказать хореография и в изучении иностранного языка. Все движения классического танца имеют французские названия. Соединение образа движения с его смысловым названием поможет лучшему запоминанию иностранных слов: tombe (tomber – упасть) – падающее движение; frappe – удар, ударное движение рабочей ноги о щиколотку опорной; developpe (developptment – развитие) – движение, при котором нога, сгибаясь в колене, поднимается до колена опорной ноги и, выпрямляясь, открывается в заданном направлении, развивая движение до высшей точки.

И совершенно незаменимы уроки хореографии в изучении возможностей собственного тела. Анатомия даёт нам теоретические знания о строении тела и функциях различных органов. Правила исполнения даже самых простых танцевальных движений требуют сознательной координации работы различных групп мышц, помогая анатомию собственного тела изучить на практике. Самый первый урок хореографии мы обычно начинаем с того, что знакомим детей с названиями различных частей тела. Не только первоклассник, но и не всякий ученик пятого класса знает, где расположена диафрагма, которая должна быть задействована при постановке дыхания, или что такое подъём ноги, который надо вытянуть, как только нога оторвётся от пола.

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки. Но чтобы интерпретировать музыку выразительным танцевальным действием, прежде всего надо уметь её воспринять. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое музыку и движение. Сама специфика хореографического образования требует от учащихся максимального развития музыкальности. Благодаря осуществлению обратной связи музыкального слуха и движения, одно искусство подкрепляет другое в своей цели раскрытия в танце подлинно человеческого содержания.

С самых первых уроков необходимо учить ребёнка чутко улавливать разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием), между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Научить выделять в музыке главное, передавать её различный интонационный смысл, выделяя её ритмическое, мелодическое, темповое, динамическое начало, движением отражать богатство музыкальных интонаций.

Задача педагога - научить учащихся активно слушать музыку, разбираться в её содержании и средствах музыкальной выразительности, быть предельно ритмичными и выявлять свои музыкальные впечатления в осмысленных движениях и действиях.

Для развития музыкальности используют следующие упражнения и игры:

- Танцевальный шаг, бег и их различные сочетания. Отработка у детей верного шага в соответствии с музыкой тренирует у них способность точно соотносить движение с музыкальным сопровождением.

- Хорошо развивает фантазию, творчество ребёнка упражнение “художник” (сначала дети внимательно слушают произведение, затем им предлагается по очереди на одну музыкальную фразу выйти в круг и показать красивую позу: “художник” тот, кто нашёл самую красивую позу).

- Упражнение “приглашение”, также направлено на развитие творчества ребёнка: учащиеся стоят по кругу, каждый должен придумать приглашение к танцу и показать его строго под музыку, не делая паузы между приглашениями и т.д.

Основным содержанием средств, применяемых на уроках хореографии, составляют движения классического, народного танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца. Следующая группа средств – это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений. И наконец, специфические группы движений, такие как акробатические, элементы спортивно – гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.

Подводя итог, следует отметить, что интеграция с предметами общеобразовательного цикла – отдельное направление в работе хореографического коллектива, которое не всегда предполагает исполнение в концертах, но требует не меньших усилий и временных затрат. Вероятно, участие коллектива дополнительного образования в интеграционной работе должно стать отдельным критерием оценки его деятельности.