Тема урока: "Автомобильный и воздушный транспорт". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели и задачи урока.

  1. Сформировать представление об особенностях автомобильного и воздушного транспорта России.
  2. Определить состав, значение транспорта в народном хозяйстве, уровнем его развития.
  3. Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические.
  4. Продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.
  5. Проанализировать преимущества и недостатки автомобильного и воздушного транспорта.
  6. Обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь им осознать социальную, личностную и практическую значимость нового материала.
  7. Воспитывать чувства ответственности за свою личную деятельность и результат работы в команде.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

  • карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники;
  • мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер);
  • раздаточный материал (таблицы, листы контроля, памятки);
  • УМК СФЕРЫ:

1. Учебник. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство “Просвещение”, 2013.

2. Географический атлас 8- 9 класс. - М.:Просвещение, 2012.

3. В.В. Барабанов. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс. Издательство “Просвещение”, 2012.

4. Контурные карты. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс.

5. Е.Ю. Мишняева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 9 класс. Издательство “Просвещение”, 2012.

Тип урока: комбинированный.

Методы.

Словесные: объяснение, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

Практические: выполнение практической работы, решение проблемных задач, приём синквейна.

Наглядные: иллюстративный, демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой.

II. Проверка домашнего задания

- На протяжении ряда уроков мы изучаем хозяйство России. На прошлом уроке мы начали знакомство со сферой услуг.

- Давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом занятии.

1. (Индивидуальный опрос). Раздаёт карточки для индивидуальной работы. Приложение 1.

2. (Фронтальный опрос “ по цепочке”).

- Для всех остальных проведём географическую разминку по усвоению материала прошлого урока. Это поможет нам подготовиться к изучению новой темы урока. Давайте вспомним.

  • Что такое услуга?
  • На какие группы делят услуги?
  • С какой из услуг мы познакомились на прошлом уроке?
  • Что такое транспорт?
  • На какие группы делят транспорт по его назначению?
  • Что такое грузооборот?
  • Что такое пассажирооборот?
  • Что такое транспортный узел?
  • Назовите крупнейшие в стране транспортные узлы.
  • Что образуют все виды транспорта, объединённые между собой транспортными узлами?
  • Как транспорт влияет на размещение населения?
  • С каким видом транспорта мы познакомились на прошлом уроке?
  • Какое место в мире занимает Россия по протяжённости железных дорог?
  • Кроме железных дорог, что ещё требуется для перевозок?
  • Что относится к подвижному составу?
  • Что перевозится железнодорожным транспортом России?

Приложение 2 (презентация)

Слайд 2-3

Обратите внимание на карту ж/д транспорта и назовите самую протяжённую магистраль в России.

- А теперь к нам присоединяются те, кто работал с мини-тестами. Проверим, как вы справились.

(Работы передаются соседу по парте для проверки и исправления недочётов.

Учащиеся, которые работали с мини-тестами, отвечают по выбору учителя на какой-либо из вопросов своего теста, класс контролирует ответы, при необходимости, исправляет и дополняет).

Слайд 4-11 (вопросы и ответы мини-тестов)

(По завершении работы, учитель собирает листы с ответами для оценивания).

Слайд 12: А сейчас посмотрите на этот слайд:

Транспорт

Железнодорожный, подвижной

Перевозит, занимает, отстаёт

Ж/д транспорт – ведущий и один из самых экологически чистых.

Развитие

- Что вы можете по нему рассказать?

(Учащиеся отвечают, что это синквейн о железнодорожном транспорте и дают по нему характеристику).

- Правильно. Мы с вами уже составляли синквейны и я решила применить его к нашей теме урока. Как видите, на моём примере о ж/д транспорте, синквейн может передать нам главные характеристики темы. И мы с вами к этому ещё сегодня вернёмся.

III. Изучение нового материала

- Напоминаю, ещё раз, что все виды транспорта, о которых мы говорили и ещё будем говорить, работают согласованно, дополняя друг друга. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

1. Постановка цели и задачи урока:

- Главная цель нашего урока сегодня рассмотреть ещё два вида транспорта с их особенностями и значением в экономике страны. Это воздушный и автомобильный транспорт.

Слайд 14

- Работать будем в группах по 4 человека.

(Класс делится на группы, просто объединившись с соседней партой)

- У вас на партах лежат таблицы, которые вы должны заполнить, используя атласы и материал учебника. Приложение 3, 4

2. Самостоятельная работа учащихся в группах:

1 группа: автомобильный транспорт. Организация деятельности учащихся с использованием.

2  группа: воздушный транспорт: частично-поискового метода.

IV. Первичная проверка усвоения знаний

- Выслушаем результат ваших работ. Внимательно следите за ответами, помогайте и дополняйте, при необходимости, ответы своих одноклассников.

(Учащиеся выступают со своими сообщениями, используя заполненные таблицы. От каждой группы выступают 3-4 человека.)

1 группа: Слайд 15-17: автомобильный транспорт (сопровождаются ответы учащихся).

2 группа: Слайд 18-24: воздушный транспорт (сопровождаются ответы учащихся).

V. Первичное закрепление знаний

- А теперь мне бы хотелось проверить, как вы усвоили новую тему урока и сможете ли применить свои знания в жизненных ситуациях.

Учащимся предлагается найти пути решения некоторых проблем, существующих в транспортном комплексе. Работа проводится в группах.

Проблемные вопросы записаны на слайде 25:

Проблема.

  1. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
  2. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
  3. Почему транспорт образно называют кровеносной системой экономики?
  4. Как можно увеличить эффективность работы транспорта? Предложи свой вариант.

(Учащиеся обсуждают проблемы, затем от каждой группы выступает свой представитель, высказывая общее мнение по данной проблеме). Учитель подводит итог по выполнению данной работы.

VI. Обобщение знаний

- А сейчас я предлагаю вам составить синквейны по теме нашего урока, применив к их составлению все полученные сегодня знания. Работаем в парах.

VII. Подведение итогов урока

Выслушав составленные синквейны учащихся, учитель обобщает их ответы, подводятся итоги по изученной теме.

VIII. Домашнее задание (записано на слайде презентации).

Слайд 26: (учащиеся записывают в дневниках домашнее задание).

IX. Рефлексия

- Я считаю, что вы успешно справились с работой. Но у меня осталась к вам сегодня ещё одна просьба-задание: отобразите своё настроение и то, как вы оцениваете совместную работу и знания, приобретённые на сегодняшнем уроке в листе контроля, который находится у вас на партах. Приложение 5

(Учащиеся заполняют листы контроля и сдают их учителю).

X. Оценивание

Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.