Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной медико – психолог – педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер.
Для устранения ОНР у дошкольников необходим комплексный подход:
- соответствующая организация обучения;
- координация воспитательных и обучающих действий педагогов;
- решение вопросов методического обеспечения;
- разработка и систематизация практического материала.
В настоящее время мы пользуемся программой Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Авторы этой программы предлагают наметить словарный минимум, которым должны овладеть дети, и определить уровень требований, предъявляемых к их самостоятельной речи.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К.Воробьёва, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и другие), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г.Соловьёва, Т.А.Ткаченко, Л.Н.Усачёва и другие), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонематический строй.
Целью занятий с этими детьми является коррекция имеющихся у них речевых недостатков и подготовка к обучению в школе.
Лексические темы занятий спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети подготовительной группы обнаруживают заметное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
Это даёт возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объём активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.
Одновременно с развитием мышления у ребёнка совершенствуется способность связно выражать свои мысли.
Что мы понимаем под связной речью?
Под связной речью мы понимаем словесное выражение собственных мыслей, передачу содержания другим людям.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность не только детей дошкольного возраста, но и одна из основных – младшего школьного. Существует трёхступенчатая мотивация игры:
“Хочу!”, “Надо!”, “Могу!”.
Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания.
Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
- вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть (“Хочу играть!”);
- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи (“Так надо!”);
- развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства “Могу!”.
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм.
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: Это цель.
Цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи.
Именно дидактические игры помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость ребёнка в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу.
Подготовка ребёнка к школе – работа сложная, требующая терпения, системности в проведении занятий, а также совместной заинтересованности в её результате ребёнка и педагога.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. В ней содержится комплекс разнообразной деятельности ребёнка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения ребёнка в игре.
Использование речевых игр позволяет ребёнку овладеть звукобуквенным анализом, даёт возможность использовать новые слова в речи. Ребёнок может подолгу упражняться в преобразовании фигур, прикладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких играх формируются важные качества личности ребёнка:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- находчивость;
- сообразительность;
- вырабатывается усидчивость;
- развиваются конструктивные умения.
Дидактические игры – явление сложное, но в них отчётливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего воздействия.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровым действиям ребёнка нужно учить, тогда игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, это школа, в которой он учится радоваться и стойко переносить свои неудачи. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
Ещё в XIX веке стройную систему дидактических игр собрал, придумал, описал Фридрих Фребель. На протяжении XX века к проблеме использования таких игр обращались корифеи отечественного дошкольного образования.
Назовите эти фамилии.
Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер, З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Е.О.Смирнова.
Известно: не все дети одинаково успешно овладевают фонематической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.
Для развития связной речи у дошкольников с ОНР необходимо решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.
Это, во-первых,формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи. (Заметим: интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи; от звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания.)
Во-вторых,работа над смысловой стороной слова, его оттенков. Именно работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.
В-третьих,работа над грамматической формой слова и предложенияв тесной связи сословарной работойиразвитием связной речи.
Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.
В-четвёртых,работа над синтаксисом, где на первый план выступает обучение детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.
В-пятых,обучение умению составлять тексты– описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи, как между отдельными предложениями, так и его частями.
В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребёнка идёт гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приёмов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Но даже и с применением дидактической игры не всегда удаётся добиться активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия.
Причина в том, что большинство воспитанников логопедических групп соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.
Дошкольник, участвующий в дидактической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, и субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил педагог.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на две группы:
1) дидактические игры, способствующие развитию фонематического и слогового
восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке у
обучению грамоте;
2) дидактические игры, направленные на формирование лексико – грамматической
стороны речи.
Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре “Кто скорее перенесёт предмет?” они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинается со звонких (глухих) звуков, – самостоятельно ставят их в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринуждённо. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?” и т.д.
Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.
В детском саду большое внимание уделяется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как “речь”, “предложение”, “слово”, “ слог”, “буква”, “звук”. На помощь приходят игры.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги с детьми проводятся дидактические игры: “Договори слово”, “Кто больше?”. Педагог произносит первый слог, а дети – второй (ши–на, ми–на, шут–ка, пе–на, сум–ка).
В игре “Эхо”” дети повторяют вторую половину слова: неза–будка, дети – будка, будка; бала–лайка, дети – лайка, лайка и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех – мех, экран – кран, олень – лень, клещ – лещ, коса – оса).
Игра “Кто больше придумает слов?” активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам).
Игра “Сложи словечко” помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном: самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т.д.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:
- простота и точная формулировка правил игры;
- доступность игрового материала всем детям;
- простота изготовления дидактического материала;
- участие всех детей в игре;
- справедливое и чёткое подведение её результатов.
Для детей игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!