I. Пояснительная записка
1.1. Психологический анамнез: учащиеся 5-8 классов, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вид. Возраст 11-14 лет.
1.2. Психологический диагноз: трудности в организации межличностного общения.
1.3. Психологический прогноз:
– если ситуация улучшается: ребёнок лучше
социализируется в обществе;
– если ситуация сохраняется: знакомство с
окружающим миром будет идти затруднённо в
связи с замедленностью,
недифференцированностью, узостью объема
восприятия у детей с ОВЗ;
– если ситуация усугубляется: это может привести
к снижению уровня коммуникативных способностей,
ребёнок может стать «изгоем» в обществе.
1.4. Назначение программы: Данная программа предназначена для решения проблемы низкого уровня сформированности коммуникативных способностей обучающихся.
1.5. Актуальность и востребовательность программы:
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека – во взаимодействии с другими. Особое значение общение имеет для детей с ОВЗ, т.к. общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
- Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом:
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
- Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
1.6. Методологические и теоретические обоснования программы:
И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
1.7. Принципы отбора содержания и его организация:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип единства коррекции и диагностики.
- Принцип приоритетности коррекции казуального типа.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
- Принцип опоры на разные уровни организации психологических процессов.
- Принцип программного обучения.
- Принцип возрастания сложности.
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала.
- Принцип учёта эмоциональной сложности материала.
1.8. Адресат: учащиеся 5-8 классов, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, (11-14 лет).
1.9. Цель программы: создание условий для коррекции коммуникативных способностей учащихся.
1.10. Задачи программы:
1. Познание и воспитание собственной личности
ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности,
направленной на анализ собственного поведения и
поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям,
развитие взаимоуважения, взаимодоверия и
сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных
ситуациях, умения противостоять отрицательным
воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей
речевыми средствами общения, формирование
умений и навыков практического владения
выразительными (неречевыми) средствами общения:
жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и
воображения в процессе общения.
7. Выработка у учащихся положительных черт
характера, способствующих взаимопониманию в
коммуникативной деятельности.
1.11. Тип программы: программа дополнительного образования, коррекционно – развивающая программа, составленная на основе учебного курса Каратаевой Е. «Общение: хочу, могу, умею».
1.12. Формы реализации программы: смешенная.
1.13. Вид программы по времени реализации: долгосрочная.
5 класс – 34 часа (1,2 разделы);
6 класс – 34 часа (3,4 разделы);
7 класс – 34 часа (5,6 разделы);
8 класс – 17 часов (7 раздел).
Итого: 119 часов.
1.14. Временные рамки продолжительности занятий: 45 минут.
1.15. Место данной программы в воспитательном и образовательном процессе. Её роль в решении задач стоящих перед учреждением определённого типа. Достижение общешкольной цели, поскольку гармоничность психоэмоционального состояния учащихся способствует всестороннему развитию личности.
1.16. Ожидаемый результат:
- Обучающие должны знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
- Обучающиеся должны уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
1.18. Оценка эффективности коррекционной программы:
- диагностический мониторинг: карта наблюдений Скотта (5 кл.), Методика оценка коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявский, Б.А. Федоршин;
- активное участие в ролевых, деловых играх;
- определение и коррекция личностных проблем в общении.
II. Содержание программы
2.1 Реализуемые блоки и их цели:
Раздел 1 . Вербальные и невербальные средства
общения.
Раздел 2. Что такое "Я"?
Раздел 3. Ценностные ориентиры личности.
Раздел 4. Общение в школе.
Раздел 6. Культура общения и культура речи.
Раздел 7. Культура общения полов.
Раздел 1. Вербальные и невербальные средства общения
Знаковая природа общения. Отличие способов
общения человека и животных. Взаимозависимость
человека и природы. Восприятие мира.
Язык как средство общения. Функции речи. Развивая
речь, человек активно развивает чувства,
мышления, получает навыки общения. Речь устная и
письменная.
Невербальные средства общения. Развитие умения
выражать свои эмоции и правильно понимать
эмоциональное состояние человека. Влияние
зрительного контакта, позы и дистанции в общении.
Мимика, жесты, интонация как средства общения.
Возможные типы заданий.
1. Ролевые игры "Иностранец", "Ощупай и
нарисуй", "Угадайка", "Изобрази
сказку", "Расскажи стихи без слов",
"Несмеяна", "Краски".
2. Упражнения на развитие мимических движений
"Мимическая гимнастика".
3. Игры по обучению выразительным движениям
"Кто это?".
4. Этюды по изучению поз, походки, жестов
"Деловые переговоры", "Влюблённые",
"Разговор по телефону", "Аэропорт",
"Приятели", "Ссора".
5. Игры на тренировку умений распознавать
эмоциональные состояния по мимике.
6. Эксперимент "Отражает ли речь особенности
характера человека?".
Рекомендуемая литература:
1. Кинчер, Дж. Книга о живых знакомых
/Дж.Кинчер. – Санкт-Петербург, 1991.
2. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюев,
Ю.В.Касаткина. – Ярославль, Академия развития, 1997.
3. Сонин, В.А. Психологический практикум
/В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
4. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии
общения /А.В.Толстых. – Минск, 1990.
Раздел 2. Что такое "Я"
Изучение индивидуальных, особенностей
личности ребёнка. Образ своего "Я" – это
сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе.
Позитивные и негативные мысли о своём "Я" и
их участие в процессе общения. Взгляд на себя со
стороны (свой внешний облик, особенности и манеры
поведения, темперамента, черта характера).
Воспитание чувства собственной
индивидуальности и личной уникальности у
каждого ребёнка.
Процесс познания самого себя формирует
самооценку ребёнка. Важность адекватности
самооценки, негативность или завышения
самооценки личности. Чувство собственного
достоинства, помогающее обрести уверенность в
себе и своих силах.
Возможные типы заданий.
1. Игра "Что такое Я?", "Положи себя под
микроскоп", "Вглядись в себя, сравни с
другими", "Интервью", "Прокуроры,
адвокаты".
2. Упражнения "Мои сильные стороны",
"Автопортрет", "Мои слабые стороны",
"Психологический автопортрет",
3. Ролевой тренинг "Три зеркала".
4. Обсуждение поступков героев книг, кинофильмов.
Рекомендуемая литература.
1. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о
психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
2. Юрина, А.А. Основы психологического
общения в начальной школе /А.А.Юрина,
К.В.Шевкуненко. М., 1996.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева,
Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
4. Кочетов, А.И. Воспитай себя – этика
школьникам /А.И.Кочетов. – М., 1982.
Раздел 3. Ценностные ориентиры личности
Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим. Воспитание ответственности за свои поступки, поведение в целом. Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку. Честь как чувство собственного достоинства, основанного на уважении достоинства другого человека.
Возможные типы заданий
1. Психологические задачи-ситуации.
2. Тематическое рисование "Дом Добра", "Дом
Зла", "Карикатура".
3. Игры "На кого я похож", "Ромашка",
"Копилка добрых и злых слов", "Волшебное
кресло".
4. Карусели общения "За что меня любят люди?",
"Отчего бывает одиноко?"
Рекомендуемая литература
1. Клюева, Н.В. Учим детей общению
/Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
2. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии
общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
3. Сонин, В.А. Психологический практикум
/В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
Раздел 4. Общение в школе
Психологические особенности общения учащихся в системах "Учитель – ученик", "Ученик – ученик". Необходимость усвоения понятий о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего характера по общению, правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Создание моделей желательного поведения на определённые черты характера. Развитие способности соотносить особенности своего поведения с нормами и правилами школьного этикета.
Возможные типы заданий
1. Моделирование положительных черт характера
(Этюды "Альбом марок", "Так будет
справедливо").
2. Моделирование нежелательного поведения (Этюды
"Хочу и всё", "Кривляка", "Ябедник",
"Эгоист").
3. Игры на сопоставление различных черт характера
"Два друга".
4. Сочинения-фантазии "Сочини сказку",
"Рассказ по кругу".
5. Игры-импровизации "Мой двойник",
"Разговор по телефону".
6. Психологические задачи-ситуации (из школьной
жизни).
7. Сюжетно-ролевые игры "Опять двойка",
"Педсовет".
8. Тесты-эксперименты.
Рекомендуемая литература.
1. Сонин, В.А. Психологический практикум
/В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
2. Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых
/Дж.Кинчер. – Санкт-Петербург, 1997.
3. Туткина, Н.И. Несколько случаев из практики
школьного психолога /Н.И.Туткина – М., 1994.
Раздел 5. Общение в семье
Особенности внутрисемейных отношений. Именно в семье закладываются основы уважения к старшим, любви к близким, заботы о них. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка.
Возможные типы заданий.
1. Тест "Рисунок семьи".
2. Сюжетно ролевые игры "Вечер в семье",
"День рождения", "Приём гостей",
"Поездка на дачу".
3. Этюд "Дружная семья", "8-е марта".
4. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.
5. Сочинения-миниатюры "За что я люблю маму".
Рекомендуемая литература.
1. Ковалёв, С.В. Психология современной
семьи: книга для учителя / С.В.Ковалёв. – М,
Просвещение, 1988.
2. Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм –
М., 1991.
3. Семейно-бытовая культура: пособие для
слушателей народных университетов. – М., 1981.
Раздел 6. Культура общения и культура речи
Культура общения основана на соблюдении
определённых этических правил и норм. Эти
правила называют этикетом. Этикет определяет
форму, технику общения в различных жизненных
ситуациях.
Важнейшая роль в процессе коммуникации
принадлежит хорошо развитой речи – средству
человеческого общения. Содержание раздела
направлено на ознакомление детей с правилами,
существующими в обществе, на выработку такой
манеры поведения, без которой общение с
окружающими будет затруднено.
Возможные типы заданий.
1. Игры-драматизации различных ситуаций
"Гости", "День рождения", "Экскурсия в
музей".
2. Игра "Слово веселит, огорчает, утешает",
"Интервью".
3. Конкурс "Умеем ли мы говорить".
4. Праздник добрых слов.
Рекомендуемая литература
1. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости
/Л.П.Васильева-Гангнус. – М, Педагогика, 1982.
2. Крыжан, Э. Как себя вести: о правилах
приличия /Э.Крыжан, Ю.Орлик. – Братислава, 1970.
3. Формановская, Н.И. Вы сказали
"Здравствуйте!": речевой этикет в нашем
общении /Н.И.Формановская. – М., Знание, 1989.
Раздел 7. Культура общения полов
Различие между мальчиками и девочками
проявляются ещё в дошкольном возрасте.
Формирование нормальных взаимоотношений
мальчиков и девочек является одной из важнейших
задач воспитания культуры общения, будущего
счастья детей, их возможности полноценно
"найти себя" в жизни и способности создать
крепкую семью в будущем. В совместных играх и
занятиях, в общем труде, выполняя "мужские и
женские роли", наблюдая друг за другом,
мальчики и девочки учатся общаться между собой.
Возможные типы
1. Игры на развитие основных эмоциональных
состояний.
2. Анкетирование.
3. Тематическое рисование.
4. Беседы.
5. Упражнения подражательно-исполнительного и
творческого характера.
6. Сочинения-миниатюры.
Рекомендуемая литература.
1. Азбука нравственности. – 2-е издание. – М., 1977.
2. Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к
семейной жизни – тесты, опросники, ролевые игры:
книга для учителя /С.В.Ковалёв. М: Просвещение, 1991.
III. Описание условий реализации программы
3.1. Организационно-методические условия
Основные методы обучения
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры (сюжетно-ролевые, драматизации,
словесные, музыкальные, подвижные).
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и
творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
11. Свободное и тематическое рисование.
3.2. Психолого-педагогические условия
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с:
- Педагогами: участие в малом педсовете педагогов, работающих в 5-8 классах, консультации педагогов по вопросам развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ;
- Родителями: выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации.
3.3. Материально технические условия
Кабинет, магнитофон, компьютер, экран, коврики, столы, стулья, канцелярские принадлежности.
VI. Требования к исполнителю программы
Наличие высшего психологического образования, курсовая подготовка по работе с детьми с ОВЗ.