"А.Н. Островский – драматург на все времена". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель и задачи:

1) раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра на примере учебного материала с использованием ИКТ;

2) показать новаторство Островского – драматурга;

3) формировать навык учащихся самостоятельной работы с учебным материалом, умения вычленять главное, сопоставлять, сравнивать содержание материала, представленного учебной литературой и пополненной материалами Интернета

4) вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству писателя.

Тип урока: Лекция  с элементами беседы и инсценировки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний о великом драматурге и его творчестве.

План урока:

  1. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку.
  2. Вступительное слово учителя по теме урока.
  3. Выступление учащихся с фактами из биографии драматурга (самостоятельная поисковая работа с энциклопедиями, источниками Интернета, учебником).
  4. Инсценировка  учащимися отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся». Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.
  5. Раскрываем смысл названия комедии. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок).
  6. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев с говорящими фамилиями.
  7. Значимость реплик героев; Значимость первой реплики героя.
  8. Своеобразие речевой характеристики героев.
  9. Актуальность темы пьесы в сегодняшнее время.
  10. Вывод по теме урока.
  11. Выставление оценок за урок.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

(Слайд № 1) (Приложение 1)

Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…»

(И.А.Гончаров)

(Слайд № 2)

1. Вступительное слово учителя о роли А.Н.Островского в развитии литературы и театра.

В середине 19 века в России назрела необходимость создания национального репертуара в театре. Театральную публику конца 1840-1850  годов не удовлетворял репертуар, где «пьесы из русского быта» составляли лишь некоторую долю, а из русской классики утвердились на сцене только «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, сцены из комедии А.С.Грибоедова, «Горе от ума». Вот и все.

Национальный репертуар для русского театра суждено было создать А.Н.Островскому. Мощное дарование великого драматурга ответило на запрос времени. Но невозможно изучать творчество великого русского драматурга, не познакомившись с важными и интересными фактами  его биографии. (Слайд № 3)

Выступление учащихся, подготовивших сообщение по биографии писателя.

Ученик: 31 марта 1823 года в Москве, в Замоскворечье, в семье преуспевающего чиновника родился сын Александр. Он незаметно подрастал в маленьких комнатах, в доме с узенькими окошками, со скрипучими половицами. Бегал играть во двор и на улицу – тихую, пустынную, не мощеную Малую Ордынку – летом пыльную, весной и осенью грязную. Смотрел, как в праздники движется к поздней обедне пестрая толпа купчих, барышень, приказчики, мещаночки, молодые чиновники в модных фраках и простой люд. (Слайд №4)

Ученик: пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти писателя на всю жизнь.  (Слайд № 5)

Ученик: перед нами портрет матери Александра Островского. Она из бедного духовенства, отличалась необыкновенными душевными качествами, но рано умерла (в 1831 году): мачеха была из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков.

Ученик: в 1840 году Островский окончил первую Московскую гимназию. Затем учился на юридическом факультете Московского университета. В 1843 году, по настоянию отца покинул университет и поступил канцеляристом в Московский советный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних. В 1845 году он был переведен  в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором.

Ученик: работа в судах существенно обогатила жизненный опыт Островского. То, что таилось годами за высокими тесовыми заборами купеческих домов, за воротами с двойными лязгающими засовами, – все это выплескивалось перед столом судьи и ложилось под перо канцеляриста: страсти разгорались, языки развязывались, семейные тайны выговаривались вслух, родственники не щадили друг друга.

Ученик: Островский обрел здесь возможность зачерпнуть из самой гущи жизни, познакомиться с ее скрытыми пружинами. Серьезному писателю не требуется специально «изучать жизнь». Она сама идет к нему, он живет ею и – волей или неволей – впитывает ее.

Ученик: долгие годы Островский жил на грани нищеты. Будучи признанным главой русских драматургов, он и на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Умер писатель за письменным столом в Щелыкове (это имение отца), работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».  (Слайд № 6)

Ученик: 47 пьес создал Островский. Малый театр на протяжении трех десятилетий знакомил своих зрителей с этими произведениями. Малый театр не случайно называли Домом Островского. У его стен находится памятник великому драматургу.

Ученик: Работая над своими произведениями, Островский понял, что вся сила комедии в языке. Герои должны говорить натурально. И вместе с тем их речь – старомосковская, цветистая – должна оставлять радостное ощущение искусства. Все свои усилия он сосредоточил, работая над пьесой «Банкрот» (1849 году, в журнале "Москвитянин»). (Слайд №7)

Учитель: в современном языке банкрот – это  разорившийся делец, не способный уплатить свои долги. Это слово имеет и переносный смысл. Банкрот – это человек, потерпевший духовное крушение.

Учитель: Тема банкротства тогда носилась  в воздухе. Пьеса с таким названием была запрещена. И Островский на заглавном листе, посланного цензору, написал «Банкрот», а  ниже крупным почерком «Свои люди – сочтемся». Так пьеса получила второе название.

Театральный сезон начался, а разрешения на постановку комедии все не было. Наконец, из Петербурга пришло известие, что пьеса запрещена. Цензор вынес свой приговор: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». И комедия была поставлена только после смерти Николая I, в 1861 году. Успех ее был огромный, небывалый.

Учитель: давайте теперь попробуем вместе с Островским пережить некоторые интересные моменты  его комедии.

(Учащиеся инсценирую отрывок из пьесы Островского «Банкрот»).

Действие 1. Гостиная в доме Большова

Липочка: какое это приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительней? Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными. Ах прелесть! Восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у многих даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет!

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница!.. ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз…два… три, раз, два…

Аграфена Кондратьевна. Говорю тебе, не вертись!

Липочка. Что за грех такой! нынче все этим развлекаются. Раз… два… Мне не вас, мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми… Слышите, найдите мне жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое… А то для вас же хуже будет: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца позвать; бойки вы при нём разговаривать-то, а попробуйте-ко сами!

Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя гусары, бесстыжий твой нос!

Липочка. Всё я скверная, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? Извести своими капризами? (Плачет). Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет, потом рыдает).

Аграфена Кондратьевна. Липочка, ну, будет! Ну перестань! Ну не сердись на меня (плачет), бабу глупую… неучёную (плачут вместе) серёжки куплю…

Липочка (плача). На что мне серёжки ваши… а вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка. (Сквозь слёзы) Тогда и перестану, как замуж выду!

Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой… Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Липочка (голосом не успокоившимся). Ах, кабы она поскорей пришла!

Входит Устинья Наумовна.

Устинья Наумовна. Уф, что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь!

Липочка. Ах, вот и она!

Аграфена Кондратьевна. Ну, что новенького, нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна. Да вот ишь ты, с вами нескоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенько-то твой ладит за богатого. Маменько-то вот тоже норовит в своё удовольствие: подай ты ей беспременно купца. У тебя тоже своё на уме.

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем я разве так воспитывалась, училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а найди мне благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом сидит… А ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкою.

Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкою. Что мне в твоём купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка его, что ли, мне нужна?

Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-сь!

Липочка. Да что вы пристали. Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!

Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал, конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтобы и одет был по-журнальному.

Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле…

Липочка. Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет!

Устинья Наумовна. Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему. Ты вот поди, оденься, а мы с маменькой потолкуем об этом деле.

Липочка уходит…

Ученик. Островский избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространённый случай мошенничества в купеческой среде в России 40-ых годов 19 века. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя банкротом, несостоятельным должником. Своё состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдаёт за него замуж свою дочь Липочку.Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесёт для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия комедии.

  1. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название? (стр. 91, действие 3, явление 7).
  2. Какие фрагменты текста 4 действия проясняют это?
  3. Отражает ли название  комедии сущность основного конфликта.

(Да. Основной конфликт комедий – обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы. В пьесе есть еще один конфликт – это конфликт отцов и детей)

Учитель. А теперь прочитаем список действующих лиц. Нет ли «говорящих» фамилий?

  • Большов – от крестьянского «большак», т.е. глава семьи. Большов – купец первого поколения. Самсон Силыч – значит сильный, сила его во власти, в деньгах.
  • Липочка(Алимпиада Самсоновна) – липовый, то есть ложный.
  • Подхалюзин – трижды презренная фамилия. Составлена драматургом так, что из каждого слога её будто сочится подлость: под и хал и ещё вдобавок юзин.
  • Сысой Псоич Рисположенский – сыс, пёс.

Учитель: Одно дело фамилия, а каковы же на самом деле эти герои? Начнём с Самсона Силыча Большова. Рассмотрим  его социальное положение, поступки, речь. Он – купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом ( стр. 32, слова Устиньи Наумовны о семействе Большовых) Самсон Силыч – типичный самодур.

  1. Как вы понимаете смыл этого слова? (В комедиях Островского понятие «самодурство» становится синонимом слова «деспотизм») Комедия показывает, как вырастают самодуры. В пьесу введены три этапа купеческой биографии.
  2. Через какие образы автор показывает эти этапы?

(Сам Большов – в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь проделал и Подхалюзин. В комедии есть ещё одно действующее лицо – мальчик – Тишка. У всех он на побегушках, без счёта  получает подзатыльники, но перепадает и ему. Он пока все терпит и втихомолку собирает капиталец).

Самодурство Большова не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твёрдую почву – богатство. Но жадность, страсть к деньгам губят его. Большова сажают в долговую яму. Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь отказывают старику в помощи.

  1. Как вы думаете, чем можно объяснить такую жестокость? А речь главного героя? Давайте посмотрим, как он разговаривает с родными людьми).
  2. Какой вывод можно сделать? (не удивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, не может быть  взаимной любви и уважения к человеку. Такой денежный расчёт, конечно же,  калечит человеческие души).

В конце пьесы Большов является из ямы, опозоренный и несчастный, даже становится жалко его. Но на что он может пенять? Ведь он сам приучил своего приказчика и свою дочь жить по такому закону: «если не обманешь ты, то обманут тебя».

Верно заметил Добролюбов, в Подхалюзине сидит потенциальный самодур. Это расчётливый, беззастенчивый делец новой эпохи, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Слово учителя: Давайте сделаем вывод: А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Ребята, как вы думаете, тема банкротства  и самодурства актуальна для нашего современного общества? 

Недавно в нашем городе произошло событие, о котором сегодня нельзя промолчать. В газете «Комсомольская правда» опубликована статья «Калачеевская Салтычиха»: дело о кровавых миллионах» (http://www.kp.ru/daily/26148/3037626/) Жажда наживы, алчность, обман, убийство  родных и близких людей – все пороки на  лицо.

Вот и получается, что произведения великого драматурга, к сожалению, актуальны и наш 21 век.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему: «Зачем же люди лгут? Разве Островский устарел?»