Оборудование: русские народные костюмы, хлебобулочные изделия, презентация, аудиозаписи песен о хлебе, видеоклип, у каждого ученика карточки с правилами обращения с хлебом, у учителя карточки с названиями профессий и различных машин.
ХОД УРОКА
У доски организовывается выставка хлебобулочных изделий. В центре выставки каравай.
I. Оргмомент. Приветствие гостей
II. Тема урока
Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе». (Приложение 1)
– В народе говорят «Будет хлеб – будет и песня»
– Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!
Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
– Почувствовали, какой запах, какой аромат? Сегодня мы будем говорить о чуде земли, чуде труда человека – о хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Но цену не в рублях, а цену труда человека, вырастившего ХЛЕБ, узнаем о труде хлебороба. (Презентация, слайд 1)
III. Проверка домашнего задания
– Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить пословицы о хлебе. Давайте вас послушаем. Ответы детей.
IV. Исторический экскурс
– По мнению учёных, хлеб появился на земле
около16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. (2
слайд) В поисках пищи люди обратили
внимание на злаковые растения.
Как вы думаете, какие растения они нашли, из каких
растений стали делать хлеб? (Пшеница, рожь) (3
и 4 слайды)
Человек начал собирать и обрабатывать
хлебные злаки. Правда, вначале он ел зёрна, просто
разжёвывая их. Они показались ему очень вкусными.
Лишь позднее научились растирать и смешивать
зерно с водой. Появились первые жернова, первая
мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не
походил на тот, который мы едим, это были простые
пресные лепёшки: 5 слайд.
– А что сейчас люди научились делать из муки? (Ответы
детей)
Люди были убеждены, что человек,
поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех
и будет непременно наказан богами, в Индии
преступников наказывали тем, что запрещали есть
хлеб.
Раньше хлеб считался такой большой ценностью,
что свежеиспечённый хлеб ела только королевская
семья, хлеб вчерашней выпечки – придворные (6
слайд). Самым чёрствым хлебом кормились
ремесленники и крестьяне (7 слайд)
На Руси с древних времён отношение к хлебу было
особенным. (8 слайд)
(Хорошо читающий ученик читает текст с экрана)
– Так же как к хлебу, испокон веков
относился народ и к труду тех, кто его создавал,
кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей
называютхлеборобами.
– Почему их так назвали? (Ответы детей)
– Давайте проследим путь рождения хлеба. С чего
всё начинается, и что происходит потом? (Ответы
детей)
V. Работа в группах
– Ребята! Работать сегодня мы будем в группах. Как только вы будете готовы, возьмите друг друга за руки и поднимите их вверх. У одной группы карточки с названиями профессий, у другой – карточки с названиями транспортных средств. (Приложение 2) Выберите профессии тех людей, которых можно назвать «хлеборобами». Другая группа выберет названия транспортных средств, на которых трудятся хлеборобы.
(На доске каждая группа выставляет выбранные карточки)
– А теперь попробуйте объединить некоторые слова из первой группы со словами из второй группы в пары.
Трактор – тракторист
Комбайн – комбайнёр (9 слайд)
– Почему вы объединили эти слова? (Они однокоренные)
VI. Физминутка
Двое учащихся у доски показывают движения к физминутке.
Ты росток и я росток
Пустим в землю корешок.
Раз листок и два листок.
Вырастем на воле.
Колосок и колосок,
Подрастём ещё чуток –
Встанем вместе бок о бок
Вот и будет поле.
VII. Работа с учебником
– Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные
от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном
помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам
и ливням, всем капризам природы открыто хлебное
поле. Святое дело – вырастить хлеб.
– Откройте учебник на стр.41.
– Как вы думаете, что делают люди, изображенные
на верхней картинке?
– Правильно они убирают хлеб. С раннего утра и до
захода солнца трудились люди в поле. Для
выпечки одного батона требуются более 10 тысяч
зёрен.
– Но сейчас на помощь людям пришли мощные машины.
Давайте посмотрим, как изменился труд хлебороба.
– Раньше человек шёл по полю и руками сеял хлеб.
(10 слайд). Сейчас трактор тащит за собой
специальную машину-сеялку. (11 слайд)
– Раньше с помощью лошади человек пахал землю. (12
слайд)
– Сейчас это делает специальная техника. (13
слайд)
– Как раньше убирали хлеб, мы увидели в
учебнике. А вот как это происходит сейчас.
– Комбайн срезает колосья, и сразу ссыпает его в
грузовик (14 и 15 слайды)
– Но управляют этими машинами всё равно люди.
– Как вы думаете, куда попадёт потом собранное
зерно? Как оно превратится в хлеб? (Ответы
детей)
– Весной мы с вами побываем на хлебозаводе и
увидим весь это процесс своими глазами.
– Ребята, было время, когда кусочек ржаного
хлеба был дороже золота. Во время Великой
Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы
лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по
маленькому кусочку 125г на весь день. Других
продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это
их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько
хочешь, но надо с уважением относиться к каждому
кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать
хлеб. (16 слайд)
VIII. Индивидуальная работа
– Ребята, у вас на столах карточки с очень важными правилами. (Приложение 3) Каждый из вас самостоятельно прочтёт их, прочитав, поднимет руку.
– Какие выводы вы сделали из сегодняшнего урока? (Ответы детей)
IX. Домашнее задание
Прочитать сказку «Колосок»
IX. Завершение урока
– А сейчас по русскому обычаю мы угостим наших гостей душистым хлебом.
(4 ученика в русских народных костюмах подносят каравай)
1-й ученик:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом.
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
2-й ученик
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук!
3-й ученик
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
4-й ученик
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Дети обходят с караваем класс. Звучит песня-клип «Хлеб – всему голова». (Приложение 4)