Открытый урок по теме "Хлеб – всему голова". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Оборудование: русские народные костюмы, хлебобулочные изделия, презентация, аудиозаписи песен о хлебе, видеоклип, у каждого ученика карточки с правилами обращения с хлебом, у учителя карточки с названиями профессий и различных машин.

ХОД УРОКА

У доски организовывается выставка хлебобулочных изделий. В центре выставки каравай.

I. Оргмомент. Приветствие гостей

II. Тема урока

Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе». (Приложение 1)

– В народе говорят «Будет хлеб – будет и песня»
– Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.

– Почувствовали, какой запах, какой аромат? Сегодня мы будем говорить о чуде земли, чуде труда человека – о хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Но цену не в рублях, а цену труда человека, вырастившего ХЛЕБ, узнаем о труде хлебороба. (Презентация, слайд 1)

III. Проверка домашнего задания

– Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить пословицы о хлебе. Давайте вас послушаем. Ответы детей.

IV. Исторический экскурс

– По мнению учёных, хлеб появился на земле около16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. (2 слайд) В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения.
Как вы думаете, какие растения они нашли, из каких растений стали делать хлеб? (Пшеница, рожь) (3 и 4 слайды)
Человек  начал собирать и обрабатывать хлебные злаки. Правда, вначале он ел зёрна, просто разжёвывая их. Они показались ему очень вкусными. Лишь позднее научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим, это были простые пресные лепёшки: 5 слайд.
– А что сейчас люди научились делать из муки? (Ответы детей)
Люди  были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников наказывали тем, что запрещали есть хлеб.
Раньше хлеб считался такой большой ценностью, что свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, хлеб вчерашней выпечки – придворные (6 слайд). Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне (7 слайд)
На Руси с древних времён отношение к хлебу было особенным. (8 слайд)

(Хорошо читающий ученик читает текст с экрана)

–  Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называютхлеборобами.
– Почему их так назвали? (Ответы детей)
– Давайте проследим путь рождения хлеба. С чего всё начинается, и что происходит потом? (Ответы детей)

V. Работа в группах

– Ребята! Работать сегодня мы будем в группах. Как только вы будете готовы, возьмите друг друга за руки и поднимите их вверх. У одной группы карточки с названиями профессий, у другой – карточки с названиями транспортных средств. (Приложение 2) Выберите профессии тех людей, которых можно назвать «хлеборобами». Другая группа выберет названия транспортных средств, на которых трудятся хлеборобы.

(На доске каждая группа выставляет выбранные карточки)

– А теперь попробуйте объединить некоторые слова из первой группы со словами из второй группы в пары.

Трактор – тракторист
Комбайн – комбайнёр (9 слайд)

– Почему вы объединили эти слова? (Они однокоренные)

VI. Физминутка

Двое учащихся у доски показывают движения к физминутке.

Ты росток и я росток
Пустим в землю корешок.
Раз листок и два листок.
Вырастем на воле.
Колосок и колосок,
Подрастём ещё чуток –
Встанем вместе бок о бок
Вот и будет поле.

VII. Работа с учебником

– Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.
– Откройте учебник на стр.41.
– Как вы думаете, что делают люди, изображенные на верхней картинке?
– Правильно они убирают хлеб. С раннего утра и до захода солнца  трудились люди в поле. Для выпечки одного батона  требуются более 10 тысяч зёрен.
– Но сейчас на помощь людям пришли мощные машины. Давайте посмотрим, как изменился труд хлебороба.
– Раньше человек шёл по полю и руками сеял хлеб. (10 слайд). Сейчас трактор тащит за собой специальную машину-сеялку. (11 слайд)
– Раньше с помощью лошади человек пахал землю. (12 слайд)
– Сейчас это делает специальная техника. (13 слайд)
– Как  раньше убирали хлеб, мы увидели в учебнике. А вот как это происходит сейчас.
– Комбайн срезает колосья, и сразу ссыпает его в грузовик (14 и 15 слайды)
– Но  управляют этими машинами всё равно люди.
– Как вы думаете, куда попадёт потом собранное зерно? Как оно превратится в хлеб? (Ответы детей)
– Весной мы с вами побываем  на хлебозаводе и увидим весь это процесс своими глазами.

– Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. (16 слайд)

VIII. Индивидуальная работа

– Ребята, у вас на столах карточки с очень важными правилами. (Приложение 3) Каждый из вас самостоятельно прочтёт их, прочитав, поднимет руку.

– Какие выводы вы сделали из сегодняшнего урока? (Ответы детей)

IX. Домашнее задание

Прочитать сказку «Колосок»

IX. Завершение урока

– А сейчас по русскому обычаю мы угостим наших гостей душистым хлебом.

(4 ученика в русских народных костюмах подносят каравай)

1-й ученик:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом.
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.

2-й ученик

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук!

3-й ученик

В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

4-й ученик

В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!

Дети обходят с караваем класс. Звучит песня-клип  «Хлеб – всему голова». (Приложение 4)