Знакомство учащихся с профессиями Западно-Сибирского металлургического комбината

Разделы: Технология


1. Аннотация

Форма урока: профориентационная игра.

Педагогическая технология: технология игрового обучения.

Ведущие приемы: беседа, ролевая игра.

Цель:  посредством игры познакомить учащихся со всеми цехами, существующими на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК), а также с некоторыми наиболее распространенными рабочими профессиями, типичными для каждого отдельного цеха.

Задачи:

1. Зримо представить профессии.
2. Рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора.
3. Соотнести индивидуальные качества личности с требованиями к профессии.

Игра предназначена для учащихся 7–9-х классов (а в более усложненном варианте — и для учащихся 10–11-х классов). Она знакомит старшеклассников с основными структурными подразделениями  предприятия ЗСМК, а также помогает научиться соотносить качества личности работника с требованиями профессий.

Игра занимает около 45 минут.

2. План игры

Еще до того как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли. Далее оглашается название игры и ведущий дает учащимся следующую инструкцию [2].

Инструкция

Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты посещают открытую планету, а специалисты оттуда прилетают к нам. Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибыли на одно из крупнейших земных предприятий – ЗСМК. Они хотят не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, и сами попробовать поработать, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян выступят два наших добровольца, а все остальные будут исполнять роли руководителей различных служб выбранного нашими инопланетными гостями предприятия – ЗСМК.

Далее ведущий записывает название выбранного для данной игры предприятия (ЗСМК) на доске и обязательно уточняет, что именно производит данное  предприятие [2].

Затем участники вместе определяют, какие основные цеха функционируют на данном предприятии. Ведущий должен подсказать учащимся названия типичных цехов ЗСМК в том случае, если учащиеся затрудняются их назвать: коксохимпроизводство, аглоизвестковое производство, доменный цех, сталеплавильное производство, прокатное производство, сталепрокатное производство, управление железнодорожного транспорта. Далее учитель раздает на каждую парту профессиограммы (краткое описание профессий) рабочих профессий ЗСМК.

Ведущему нужно учитывать интересы учащихся, их ориентацию на рабочие профессии.

Ведущий выписывает названия цехов и профессий, относящихся к этим цехам, на доске в таблице (пример заполненной таблицы для предприятия «ЗСМК» см. в Приложении 1).

После этого двум главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти на 2–3 минуты в коридор и подумать над тем, какой внешний облик имеют инопланетяне. По условию игры он не должен сильно отличаться от облика жителей нашей планеты. Рост инопланетян не может превышать трех метров, а вес — пятисот килограмм. Затем игроки должны быстро и схематично нарисовать на доске, как они выглядят, и кратко рассказать о некоторых своих особенностях.

Пока инопланетяне находятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовность инопланетных существ к работе на земле. Для этого он быстро рисует на доске необычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на месте начальника цеха нашего предприятия. Этот учащийся должен попытаться объяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его цехе [2].

Далее приглашаются инопланетяне, быстро рисуют свое изображение на доске, кратко объясняют, что они изобразили, и отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы вопросов было немного, иначе игра превратится в пресс-конференцию [2].

После этого игроки высказываются о пригодности стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям.

Сначала говорят «руководители» цехов. Порядок высказывания следующий:


— учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях);
— называет свой цех (он выбирает его самостоятельно из перечня, записанного на доске);
— говорит, смогут ли инопланетяне работать по одной из типичных для данного цеха профессии (их на доске будет написано по 3 для каждого цеха), и обязательно объясняет, почему он так считает [2].

В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных профессий (например, если, по мнению «руководителя», инопланетяне не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса) [2].

Далее по этому поводу кратко могут высказаться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»).

Только потом, в завершение, кратко высказываются и основные игроки: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему. В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению инопланетян, они не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса).

Свое мнение может выразить и ведущий, корректируя ошибочные представления учащихся. Но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колонке в таблице [2].

Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому цеху и просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т.д.

Обычно за одну игру удается рассмотреть 15–18 профессий.

Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу.

Если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойно надо относиться и к ситуации, когда главные игроки (инопланетяне) «смеха ради» изобразят на доске нелепое существо — затем может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, шутки могут касаться представленных образов инопланетян и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности участников. Ведущий должен обязательно следить за этим.

Если учащиеся проявят пассивность и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» цехов, ведущий может использовать следующие приемы. Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например: «А что нам скажет Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?» [2].

Если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя».

В заключение игры участники обсуждают, явилась ли в целом удачной «стажировка» инопланетян на земле. Часто обнаруживается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки «пригодны» для многих земных профессий [2].

3. Методические рекомендации для учителя

Перед тем как приступить к проведению данной профориентационной игры, учителю необходимо разработать профессиограммы по профессиям из Приложения 1.

Учителю/ведущему желательно проводить данную игру, опираясь на следующие этапы данной профориентационной игры:

1 этап: руководитель игры (игротехник) знакомит присутствующих с правилами деловой игры, с целью и задачами игры, выбирает двух добровольцев на главные роли (2 минуты).

2 этап: учитель зачитывает инструкцию, записывает на доске название предприятия (ЗСМК), определяет с учащимися название цехов, раздает профессиограммы, выписывает на доске названия цехов и профессий (Приложение 1) (5 минут).

3 этап: игротехник выделяет время школьникам на прочтение профессиограмм (3 минуты).

4 этап: главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти  в коридор (на 2 минуты).

5 этап: организация учителем хода игры (28 минут).

6 этап: подведение итогов игры (5 минут).

4. Описание  реквизита

Для  проведения представленной профориентационной игры потребуются обычная классная доска и раздаточный материал – профессиограммы.

Также к данной конкурсной работе прилагается Приложение 1, которое учитель может использовать как образец для составления на доске таблицы с названия цехов и профессий в ходе игры.

5. Список использованных источников

1. www.zsmk.ru
2. http://do.gendocs.ru/docs/index-95407.html?page=17