Цель: Развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Действующие лица:
- Сказочник – взрослый
- Кот Котофеич – дети
- Дрозд Иванович – дети
- Петя-петушок-Золотой гребешок – дети
- Лиса – дети
Декорации: Домик кота, дрозда и петуха с открывающимся окошком, домик лисы, лес (осенний пейзаж), базар.
Оборудование: маски, костюмы лесных животных; осенние листочки; топор, пила, гусли для кота; фонограммы П.Чайковского из цикла «Времена года» и русских народных мелодий в оркестровом исполнении.
Дети входят в зал под музыку и садятся на места. Появляется сказочник.
Сказочник: |
Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? Я приглашаю Вас в Страну сказок. Сядем вместе мы рядком, А что за сказка и кто герои нашей сказки, отгадайте сами. – Гребешок аленький, – То мурлычет, то играет, – Красный клюв Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) (Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок») – Молодцы! Все загадки отгадали, сразу в сказку вы попали. В лесу, в маленькой избушке, жили-были Петя-петушок-Золотой гребешок, Кот Котофеич и Дрозд Иванович. Жили они дружно, Кот, да Дрозд ходили в лес дрова рубить, а Петушок оставался хозяйничать и дом стеречь. Жили они не тужили, дом построить новый решили. |
|
Пальчиковая игра «Строим дом» |
||
Тук-ток! Тук-ток! |
Дети ударяют кулачками друг о друга |
|
Будем строить новый дом |
Поднимают руки. Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую («окно»). |
|
Со ставнями резными, |
Разводят руки в стороны («раскрывают ставни») |
|
Тук-ток! Тук-ток! |
Ударяют кулачками друг о друга |
|
Замолчал молоток |
Опускают руки |
|
Вот готов новый дом |
Соединяют руки над головой («крыша») |
|
Будем жить мы в нем. |
Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед. |
|
Сказочник:
|
Дом вышел на славу: красивый, просторный, большой, светлый, теплый. Живут в новом доме Петя-петушок-Золотой гребешок, Кот Котофеич и Дрозд Иванович радуются. Вечерком любят они на лавочке посидеть, да на природу полюбоваться. Красиво вокруг: |
|
Вот художник, так художник, В нашу сказку тоже пришла Осень. Оделась в осенний наряд природа. Окрасился лес в яркие золотисто-желтые и красные цвета. |
||
А сейчас мы все вместе окажемся в сказочном осеннем лесу. Раз, два, три и в осеннем лесу оказались мы. Смотрите, ребята, как закружились в воздухе желтые, красные листья и начали устилать землю золотисто-багряным ковром. |
||
Дети берут осенние листья. Сказочник: Давайте, ребята, поиграем с листочками. Игра «С какого дерева лист?», «Подбери признак». |
||
Фонопедические упражнения «Осенние листья» |
||
Подул на листочек слабый ветерок,
|
Дети делают глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом (направление воздушной струи) |
|
А затем подул сильный ветер |
Глубокий вдох носом и сильный долгий выдох ртом (направление воздушной струи) |
|
Задрожал листочек |
Произносят «бл-л-л…» на одном дыхании, встряхивая кистями рук |
|
Оторвался от веточки листочек и полетел |
Изображают полет листочка правой рукой ∞. |
|
Закружился в воздухе |
Изображают полет листочка левой рукой ○. |
|
Упал в лужицу |
Медленно опускают листочки на пол. |
|
Застучал по лужице дождик |
Дети приседают и постукивают пальцами по полу, произнося «па-па-па…» сначала медленно, а потом быстро. |
|
Лужа становилась все больше и больше |
Показывают руками |
|
И листочек поплыл по ней, как кораблик. |
Изображают руками волны, затем как плывет кораблик, произнося (тянут звуки) [а], [у] на продолжительном выдохе. |
|
Сказочник: |
Пришла пора запасаться дровами на зиму. Собираются в лес за дровами Кот Котофеич, да Дрозд Иванович, Петю-петушка одного оставляют и строго наказывают: |
|
Кот: |
– Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, если лиса придет. |
|
Дрозд: |
В окошко не выглядывай. |
|
Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес за дровами. Петя-Петушок хозяйничает по дому. |
||
Сказочник: |
Кот да дрозд в лес пошли дрова рубить, а Петя-петушок-Золотой гребешок решил пироги испечь. Пироги печет, песни поет. Ребята, давайте мы ему поможем. |
|
Пальчиковая игра «Пироги |
||
Я пеку пироги |
Пекут «пироги», поочередно прихлопывая сверху одной ладонью по другой. |
|
Пироги румяные, |
Круговые растирающие движения одной ладони по другой. Ладони в вертикальном положении. |
|
Большие и малые, |
Показывают руками размеры пирогов. |
|
С маслицем, сметаною |
Круговые растирающие движения одной ладони по другой. Ладони в горизонтальном положении. |
|
Для себя, для друзей, |
Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед и приглашают в гости. |
|
Сказочник: |
А в это время… Ходит по лесу лиса, Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, и решила навестить Петю-петушка. Села под окошком и запела песенку: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок, |
|
Сказочник: |
Петушок выглянул в окошко, а она его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок. |
|
Петушок: |
– Несет меня лиса, |
|
Сказочник: |
Кот Котофеич и Дрозд Иванович услыхали, бросились на помощь и отняли у лисы Петю-Петушка. На другой день собираются Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова пилить, опять наказывают: |
|
Кот: |
Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет и съест. |
|
Дрозд: |
Мы дальше пойдем, не услышим твоего голоса. |
|
Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес пилить дрова. |
||
Сказочник: |
Пришли в лес кот с дроздом и стали бревна распиливать. Ребята, поможем напилить дрова. |
|
Ритмическое упражнение «Пила» |
||
Загудела пила |
«Пилят», двигая руками вперед-назад, наклоняя и выпрямляя корпус в ритме стихотворения. Останавливаются, меняют руки и повторяют упражнение еще раз. |
|
Сказочник: |
Пока кот с дроздом дрова пилили, Петя-петушок все в доме прибрал, пол чисто подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А лиса тут как тут. Опять прибежала к домику и запела: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок, |
|
Сказочник: |
Петушок сидит молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок, |
|
Петушок: |
– Ко-ко-ко! Как не дают?! |
|
Сказочник: |
Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок. |
|
Петушок: |
– Несет меня лиса, |
|
Сказочник: |
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, Дрозд летит… Догнали лису и отняли петушка. Долго ли, коротко ли, опять собрались Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывали петушку: |
|
Кот: |
Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай хитрую лису. |
|
Дрозд: |
Мы уйдем далеко-далеко, не услышим твоего голоса, не сможем помочь. |
|
Сказочник: |
И ушли кот да дрозд далеко-далеко в лес дрова рубить. Давайте, поможем им: Лесорубами мы стали, |
|
Дыхательное упражнение «Лесорубы» Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!». Повторить 6-8 раз. |
||
Сказочник: |
Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем дрова рубят в лесу, а Петя-петушок в доме все чисто прибрал, пол подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А лиса тут как тут: села под окошечко и поет: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок, |
|
Сказочник: |
Петушок сидит, молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок |
|
Сказочник: |
Петушок сидит все молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять: |
|
Лиса: |
– Петя-петушок, |
|
Петушок: |
– Ко-ко-ко! Как не дают?! |
|
Сказочник: |
Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок. |
|
Петушок: |
– Несет меня лиса, |
|
Сказочник: |
Сколько Петушок не кричал, ни звал на помощь – Кот и Дрозд не услышали его, очень далеко они ушли в лес за дровами. Вернулись Кот Котофеич и Дрозд Иванович домой, а Пети-петушка-Золотого гребешка-то нет. Погоревали, да делать нечего. Надо идти Петушка выручать, наверно, его лиса утащила. Решили Кот Котофеич и Дрозд Иванович на базар пойти, купить себе там сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку-гусли, чтоб настоящими музыкантами стать. Идут по лесу, играют в гусельки и песни поют. |
|
Кот и Дрозд: |
– Трень, брень, гусельки, |
|
Сказочник: |
Звери в лесу удивляются – откуда у них такие музыканты появились. А Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем ходят песни поют и сами все лисий дом высматривают. Увидели они лисий дом, заглянули в окошко, а там лиса блины печет. Встали Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем на крылечко и запели: |
|
Кот и Дрозд: |
– Трень, брень, гусельки, |
|
Сказочник: |
Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины печет. |
|
Лиса: |
Не могу выйти, блины пеку. |
|
Кот и Дрозд: |
– Трень, брень, гусельки, |
|
Лиса: |
Не могу от печки отойти, блины пеку. |
|
Кот и Дрозд: |
– Трень, брень, гусельки, |
|
Сказочник: |
Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины могут сгореть. Самой лисе нельзя от печи отойти и послать некого – один петушок остался, говорит она ему: |
|
Лиса: |
– Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей назад возвращайся! |
|
Сказочник: |
Петя-петушок-Золотой-гребешок выскочил на крыльцо, а Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем схватили петушка и понеслись домой что было мочи. А дома Петя-петушок-Золотой гребешок поблагодарил Кота Котофеича и Дрозда Ивановича за свое спасение. |
|
Петушок: |
Спасибо Кот Котофеич, Спасибо Дрозд Иванович, что спасли меня от лисы. Я больше никогда не буду слушать хитрую лису. |
|
Сказочник: |
С тех пор живут вместе дружно Кот Котофеич, Дрозд Иванович да Петя-петушок-Золотой-гребешок. Петя-петушок – Золотой гребешок больше в окошко на чужие голоса не выглядывает, незнакомым двери не открывает, а лиса уж больше к ним не показывается. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! |