I
Реалии XXI века: ускорение темпов развития общества, информатизация среды, расширение контактов между странами и народами, ситуация на рынке труда – ставят перед системой образования новые задачи. Школа должна сформировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Образование и воспитание социально и профессионально активной, компетентной личности требует от педагогов современной школы совершенно новых приемов и форм работы. Необходимостью становится применение активных методов обучения, технологий, развивающих познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Актуальной становится проблема интенсификации обучения. На наш взгляд, использование компьютерных технологий, являясь одним из ведущих направлений в современном обучении, помогает решать эту проблему. В то же время, они вносят в обучение именно то, чего часто не хватало на уроках в традиционной школе: восприятие через визуальный канал. Они позволяют привлечь и удерживать внимание на более долгий срок и воздействуют более чем на один орган чувств. Эти выводы и положены в основу нашей работы.
Целью нашей работы является презентация авторского компьютерного методического пособия: “Интенсивное обучение навыкам грамотного письма по системе Т.Я. Фроловой. Часть I. Орфография”.
Результатом использования этих материалов предполагается:
- интенсификация процесса изучения русского языка на основе использования компьютерных технологий;
- применение активных методов обучения, повышение интереса учащихся к предмету;
- возможность организации личностно-ориентированного подхода в обучении, а так же самостоятельной работы учащихся;
- оказание методической помощи коллегам, преподавателям русского языка.
II
На протяжении многих лет мы использовали в работе технологию интенсивного обучения навыкам грамотного письма на основе обобщённо-сопоставительных правил Татьяны Яковлевны Фроловой. Проведя мониторинг, проанализировав работу и обобщив полученный опыт, мы получили результат, доказывающий достоинства этой методики. Но столкнулись с трудностями в приобретении пособий и наглядных материалов к этому курсу. Объединение инновационной методики интенсивного обучения правописанию Фроловой Т.Я. и компьютерных технологий, уверенно вошедших в учебный процесс, позволило нам решить эту проблему.
Мы разработали учебное методическое пособие “Компьютерный вариант курса обучения русскому языку по методике Т.Я. Фроловой. Часть 1. Орфография”*, которое представляет собой компьютерный вариант, а также DVD вариант курса интенсивного обучения навыкам грамотного письма Т.Я. Фроловой (орфография 5 класс). В основу электронного курса положены материалы учебников и пособий Т.Я. Фроловой. [1] Электронное пособие представлено в виде слайдовой презентации в двух вариантах: компьютерной (мультимедийной) версии и версии для показа через DY-систему. Визуальная информация: графика, анимация – расширяют возможность подачи теоретического материала: схем, таблиц, алгоритмов. Это облегчает восприятие и запоминание орфографических правил. Рисунки, видеоэффекты, рифмованные правила оживляют учебный материал, необходимый для запоминания, помогают логично структурировать сложные теоретические понятия, облегчают тем самым их запоминание. Курс “Интенсивное обучение навыкам грамотного письма по системе Т.Я. Фроловой. Часть I. Орфография” состоит из 5 частей: 1) сочетание звуков; 2) корни; 3) Ь - Ъ знаки; 4) О - Ё после шипящих; 5) приставки. В них входит, как учебный материал, изученный в младшей школе и предназначенный для повторения, так и новый материал, изучающийся в 5 классе.
Каждая учебная тема имеет несколько разделов: “Запомни”; “Повтори”; “Спиши и вставь буквы”; “Проверь себя”. К орфографическим темам предлагаются рисунки, таблицы, алгоритмы и рифмованные правила из вышеперечисленных пособий Т.Я.Фроловой, а так же упражнения для проверки и самопроверки усвоения изученного материала, позволяющие задействовать различные виды памяти, мышления и речевой деятельности. Предложенные таблицы, схемы, алгоритмы можно использовать не только в процессе объяснения нового материала, но и в период закрепления и усвоения новых знаний, также при повторении отдельных тем. Рифмованные правила позволяют сделать работу интересной, включить в процесс осмысления не только зрительную, но и механическую, и ассоциативную память учащихся, развивать коммуникативную компетентность. Упражнения для проверки и самопроверки дают возможность проконтролировать степень усвоения темы учениками, также их можно использовать для контрольного опроса.
В разделе “Рекомендации” к каждой теме даны пояснения, вопросы, краткий план работы с предложенными слайдами, что окажет учителю помощь при подготовке к урокам.
К комплексу прилагается система уроков по теме “Правописание приставок” как пример использования методического пособия в учебном процессе.
III
Данные компьютерные пособия мы используем на уроках русского языка с 2007 года. Анализ этой работы позволяет сделать вывод, что использование компьютерных презентаций на уроке активизирует интерес учащихся к предмету, помогает лучше разобраться в учебном материале, улучшает процесс запоминания, делает учебный процесс более насыщенным, ярким и наглядным. Даёт учителю возможность привнести в школьный урок элемент новизны, вовлечь учащихся в активный процесс получения знаний. Преподаватель может строить урок в соответствии с современными требованиями интенсификации и компьютеризации учебного процесса, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Так же освобождает учителя от ряда утомительных функций. Например, бесконечных записей на доске, подготовки наглядности, таблиц, схем, карточек, дидактического материала. Облегчает работу по отработке умений и навыков учащихся, проверку знаний.
__________________
[1] 1) Т.Я Фролова. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Ч.1, Симферополь, 2004.Т.Я Фролова. 2) Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2004. 3). Т.Я Фролова. Русский язык в рисунках и схемах, 2004.
Достоинства компьютерного пособия:
- материал представлен как система ярких опорных образов, с чёткой структурой алгоритмов, не перенасыщенных текстом, что улучшает качество запоминания нового материала;
- повышает продуктивность работы учителя на уроке, сокращает время на объяснение нового материала, освобождая его для отработки навыков грамотного письма;
- улучшает качество запоминания нового материала;
- использование презентаций возможно на любом этапе урока с различными целями: объяснение нового материала, повторение, закрепление и т.п.;
- материал сохраняется в памяти компьютера, всегда готов к воспроизведению, даёт возможность, используя проекционную аппаратуру, показывать его на большом экране, на интерактивной доске;
- использование презентаций возможно на любом этапе урока с различными целями: объяснение нового материала, повторение, закрепление и т.п.
Конечно, нельзя сказать, что результаты работы учителя повысятся только благодаря использованию этого электронного пособия и методики обучения русской орфографии на основе обобщённо-сопоставительных правил. Но, несомненно, что учащиеся активнее работают на уроке, лучше запоминают учебный материал, проявляют большую заинтересованность. Использование данного электронного пособия обеспечивает стойкую мотивацию учащихся к обучению, повышает продуктивность работы учителя на уроке. Информационные технологии в единстве с инновационными методиками преподавания создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.
Данная работа отвечают требованиям современной школы и программы изучения русской орфографии. Компьютерные методические пособия будут интересны не только для преподавателей языка, работающих в школах с русским языком обучения, но и для учителей национальных школ, в которых изучается русский язык. Их можно использовать независимо от того, учебник какого автора используется. Количество часов для каждой темы учитель может выбирать по собственному усмотрению в соответствии с Программой Министерства образования.
В заключении хочется отметить, что компьютерный курс “Интенсивное обучение навыкам грамотного письма по системе Т.Я. Фроловой. Часть I. Орфография” был отмечен на Областном конкурсе учителей русского языка, литературы и зарубежной литературы им. Т.Я. Буяновер в 2007 году. А так же стал победителем IV областной педагогической ярмарки в номинации “Лучшая методическая разработка в отрасли информационных технологий” в 2008 году. Кафедра русского языка Днепропетровского Областного института последипломной подготовки учителей предложила пособие учителям русского языка области для практического применения. Опыт работы с пособиями обобщён, и материал представлен на конкурсе “Учитель года-2013” в номинации “Русский язык”, заняв соответственно 2 место на городском и 3 место на областном уровне.