Цели:
- закрепить умения выполнять письменное умножение, сложение и вычитание многозначных чисел, умение решать задачи изученного вида, закрепить навык устного счёта;
- развивать математическую речь, логическое мышление;
- воспитывать умение рационально планировать семейный бюджет.
Оборудование:
- рабочая тетрадь,
- карточки-задания для работы в паре,
- карточки с таблицами,
- карточки-распечатки квитанции.
1. Орг.момент
Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих учеников,
Я всегда учить готов!
Марк Львовский
2. Цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим действия с многозначными числами: умножение, сложение, вычитание; решим задачи изученного вида. Будем развивать математическую речь, навыки устного счёта.
3. Устный счёт
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Валентин Берестов
Решите логическую задачу.
В нашей семье 2 дочери, 2 матери и отец. Сколько человек в семье? (4 человека)
Расшифруйте слово. Каждому числу соответствует буква алфавита.
31 | 12 | 16 | 15 | 16 | 14 | 10 | 12 | 1 |
Значение выражения |
Буква | |
4 x 5 - 19 | ||
12 x 4 : 4 | ||
(51 – 49) x 7 | ||
(36 + 64) : 10 | ||
56 : 7 +7 | ||
32 : 4 x 2 | ||
32 x 1 - 1 |
Учитель. Какое слово получилось? (Экономика) На уроке математики соприкоснёмся с экономикой.
Вспомним, что такое “экономика”? Вы уже знаете, что слово “экономика” происходит от двух греческих слов “экос” и “номос”. Можем трактовать “экономику” и как ведение домашнего хозяйства.
Сегодня на уроке будем рассчитывать коммунальные платежи для семьи, так как есть траты, которые необходимо планировать. Какие это траты?
Дети. Оплата телефона, интернета, электроэнергия, расход воды и др.
Учитель. Телефон стоит 330 руб., 370 руб. - интернет. Сколько денег потрачено на связь?
4. Анализ и решение задач
Учитель Чтобы рассчитать расходы за электроэнергию, необходимо снять текущие показания счетчика и обратиться к предыдущим. Эти данные я внесла в таблицу.
Текущее показание |
Предыдущее показание |
Расход кВт | Тариф | Сумма к оплате |
22481 кВТч | 22273 кВтч |
Учитель. Как рассчитать расход электроэнергии?
Дети. Вычесть из текущего показания предыдущее.
Запишем в тетради число, классная работа , задача №1.
Запишите выражение с помощью которого рассчитаем расход электроэнергии.
Учитель. Какое выражение записали?
Дети. 22481 – 22273 = 208 кВтч
Учитель. Тариф – это плата за 1 кВт. Сейчас он равен 3 р. 15 к . Внесите это данное в таблицу. Сколько потратили мы? Как узнать, сколько заплатим за 208 кВт? Запишите второе действие.
Дети. 3р. 15 к. x 208 =655р. 20 к.
Учитель. Ответили мы на вопрос задачи? Запишите ответ.
Учитель Как в вашей семье экономят электроэнергию? (Ответы детей)
Прочитаем советы о том, как сэкономить электроэнергию.
(Подготовленный обучающийся читает карточку)
1. Выключать те электроприборы, которые в данный момент не используются.
2. Покупать энергосберегающие лампочки.
3. Стараться писать и читать при естественном свете.
4. Установить в квартире 3-х тарифный счетчик, устройство, позволяющее рассчитывать электроэнергию по разным тарифам.
Учитель Как вы экономите воду в квартире?
Дети Выключать воду при чистке зубов, намыливать посуду, а затем - смывать и т.д.
Учитель Еще можно установить счетчики на горячую и холодную воду. Расход воды выражается в кб. м.
Заполним таблицу расчетов.
Кол-во | Тариф | Сумма к оплате | |
Горячая вода | 8 кб. м | 126 руб. | |
Холодная вода | 4 кб. м | 28 руб. |
Сколько заплатим за горячую воду? За холодную? Запишите решение и ответ.
Дети. Решение:
126 x 8 = 1008 руб.
28 x 4 = 112 руб.
Ответ: за горячую воду заплатили 1008 руб., за холодную - 112 руб.
Учитель. Какие еще вопросы можно поставить к данной задаче?
Дети. Сколько всего потратили на оплату воды? На сколько больше заплатили за горячую воду, чем за холодную?
Учитель. Сравним с показаниями за ноябрь.
Кол-во | Тариф | Сумма к оплате | |
Горячая вода | 6 кб. м | 126 руб. | |
Холодная вода | 3 кб. м | 28 руб. |
Не производя вычислений скажите, в каком месяце потратили денег больше? Почему? Рассчитайте, сколько заплатили за воду в ноябре?
Дети. Решение:
126 x 6 = 756 руб
28 x 3 = 84 руб.
Ответ: за горячую воду заплатили 756 руб, за холодную - 84 руб.
5. Физкультминутка
6. Рассмотрите копии квитанций. Из чего еще состоит плата за квартиру?
Пригодятся ли вам сведения, полученные на сегодняшнем уроке?
7. Оценки
8. Дом.задание.
9. Итог урока. Рефлексия
Учитель. Ребята, чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Кроме знаний по математике мы говорили о нашем доме.Человек неотделим от природы. Должен экономно расходовать природные богатства и планировать собственные траты.