Цели: закрепить счётные умения в пределах 9, представление о составе чисел от 2-9, умение решать задачи, геометрические представления, умение читать, анализировать, сравнивать, делать выводы, логически мыслить, умение работать в коллективе. Воспитывать интерес к учёбе.
Оборудование: интерактивная доска, весы чашечные, предметы для взвешивания.
Раздаточный материал: полоски для сравнения по длине, два листа с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и целей занятия
– Ребята, у нас сегодня много гостей. И урок у нас необычный. Наше занятие называется "Путешествие в страну Знаний".
– Мы совершим путешествие на этом сказочном
поезде. Наши гости увидят, чему вы научились за
этот год, как вы умеете считать, читать,
рассуждать.
– Говорят, что «Математика – царица всех наук».
Математика – очень важная наука. Без нее не
обходится ни один человек независимо от возраста
и профессии.
– Послушайте стихотворение «Гимн
математике»
(3 ребёнка читают наизусть)
Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну Математику на этом волшебном поезде. Путешествуя к этой стране, мы повторим всё, что уже знаем: будем считать, решать задачи, сравнивать. А вот и карта путешествия.Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука –
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!(В.Шефнер)
– Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны прицепить вагончики по порядку.
2. Игра «Составить поезд»
– С нами будут путешествовать сказочные герои. Они уже получили билеты. Но занять места не могут. Каждый билет – это пример, ответ которого и будет номером вагона. Давайте им поможем.
(К каждого ребёнка картинка со сказочным героем, на обратной стороне пример. Ребята решают примеры, выходят к доске и "усаживают " сказочного героя в нужный вагон в соответствии с ответом примера.)
Поезд отправляется на станцию «Считайкино» (под звук поезда)
3. Станция «Считайкино»
– Станция, на которую мы приехали, называется «Считайкино». Нас встречает Кот Леопольд. Он приготовил задание.
Посчитать:
1 … 20 20 … 1 1 3 5… 2 4 6 …
20 18 16 … 19 17 15…..
– Кто хочет посчитать по 5, по 10 до 100?
– Молодцы! Поезд отправляется.
4. Станция «Задачкино»
– А это станция «Задачкино». Нас встречают
Буратино и Мальвина. В школе Мальвины Буратино
решал сказочные задачи.
Но он часто ошибался. Мальвина просит вас помочь
ему. А я приглашаю к доске помощников
Мальвины. Они прочитают задачи, а вам нужно будет
показать ответ карточкой.
(5-6 детей читают наизусть стихи-задачи)
– Молодцы! Наш поезд отправляется.
5. Станция «Лесная»
– Станция, на которую мы приехали, называется «Лесная». Сказочный лес очень большой. Нас встречает Зайка.
Физкультурная пауза
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Нужно зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок,
Нужно зайке поскакать.
Зайку волк испугал,
Зайка прыг – и ускакал.
– Давайте поможем убежать Зайке, чтобы Волк его не догнал. Возьмите листочки на партах. Покажите путь зайчика карандашом.
(3 ребёнка у интерактивной доски)
Зайчику вы помогли. Он выскочил из норки на
другой полянке и увидел, как ёжик собирает грибы.
Ёжик складывал грибы по размеру: меньшие в одну
корзину, средние в другую, большие в третью.
Наш зайка наш был большой шалунишка. Он решил
подшутить над ёжиком и перепутал все его грибы.
Ёжик в недоумении. Он уже забыл, как укладывал
грибы. Давайте ему поможем.
– Помогите ёжику собрать грибы в корзинки. А корзины необычные – математические. На каждом грибочке записан пример, который нужно решить и положить грибок в нужную корзину.
В I корзину – грибочки с ответом 6.
Во II корзину – грибочки с ответом 7.
В III корзину – грибочки с ответом 8.
– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ёжик
вам благодарен. Зайчик-шалунишка приглашает в
гости. А вот в этом домике он живёт. Нас встречает
зайчиха-мама. Она хорошая хозяйка, испекла
пирожки и приглашает нас к чаю. Но вот беда:
оторвалась тесёмка от её любимого фартука. Что же
делать? А вот её шкатулка с ленточками и
тесёмками. Давайте её поможем выбрать подходящую
по цвету, размеру.
– Как правильно сравнивать предметы по длине?
(наложением)
Работа в группах
(Дети выбирают полоску подходящую по размеру, цвету и форме)
Зайчиха вас благодарит и приглашает в дом.
– Как угощала Зайчиха своих гостей? Придумайте
задачи по рисункам и схемам.
(Схемы и рисунки на интерактивной доске)
– Переверните лист с заданием.
Гости поблагодарили за угощение и обещали ещё
раз к зайчихе заехать.
Наш поезд отправляется на следующую лесную
полянку.
Это станция 9!
– Посмотрим, как ехали наши гости? (Видеофильм)
На этой станции надо заселить домик.
– Вспомним состав числа 9 (Дети "заселяют"
домик, вспоминают состав числа 9).
Здесь на поляне произошла такая история. Мишка
решил узнать, сколько он весит. Сел на одну чашу
весов, а на другую сначала сели 5 белочек, потом 3
лисички, потом один тигр.
– Ребята, чему равна масса мишки в белочках? (5)
– А в лисичках? (3)
– А в тиграх? (1)
– Потом взвеситься на этих весах решила бабочка.
Её уравновесили 7 муравьёв.
– Надо же! – удивился Мишка.
– Бабочка тяжелее меня, ведь 7 > 5, больше 3 и 1.
– Прав ли он?
Вывод: сравнивать две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками. Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в измеряемой величине.
– Какую мерку люди используют для измерения
массы чаще всего? (1 кг)
Бывают и другие мерки.
Перерыв (15 мин.)
– Мы объехали большую поляну и снова подъехали
к домику зайчихи.
Зайчиха очень любит готовить каши. Поэтому
запасла на зиму пшённую и гречневую крупу. ЕЙ
надо знать, хватит ли на зиму запасов? Поэтому она
решила всё взвесить. Но забыла, как пользоваться
весами. Давайте ей поможем.
Поработаем в парах
– Перед вами весы с чашками.
– Если чашка весов опустилась. Что это значит? (Предмет
тяжелее)
– Если поднялась? (Легче)
– Как уравновесить? (Чашки должны быть на одном
уровне, а стрелка весов должна совпасть с красной
чертой).
1. Мешочек с пшённой крупой – 100 г
2. Мешочек с гречневой крупой – 50 г
6. Станция "Читайкино"
– Какие буквы живут на этой улице? (Б и П)
Они соседи.
– Принарядите звуки [Б] и [П], тогда они смогут
выйти из своих домиков и
поприветствовать вас. (Ребята выходят к доске и
наряжают схемы в шапочки и ботиночки – согласный
звонкий и глухой)
– Что у них общего?
– Чем они отличаются?
– Эти звуки просят выполнить задание: прочитать
слоги и слова с этими буквами (на
интерактивной доске)
Работа в группах
– Составьте схемы слов: белка и петух.
Чтение по букварю Н.С.Жуковой: стр. 55-56, 74-76, 91
Поезд отправляется.
7. Заколдованный мостик
– Мы подъехали к реке. Нас встречает Лесовичок. Он заколдовал мостик. Мостик стал невидимым. Лесовичок просит нас выполнить задания. Тогда мостик вновь станет видимым, и мы сможем переправиться на другой берег.
Работа в группах
Времена года. Время суток.
– Расставьте картинки в правильной
последовательности.
Мостик стал видимым.
8. Сказочная школа
– Мы прибываем на конечную станцию – это
сказочная школа. Мы находимся пока только у
ворот.
– Хотите войти? А это класс и доска в сказочной
школе.
На доске задание: подписать картинки печатными
буквами.
(Дети выполняют задание на интерактивной доске
и на листах)
– А над доской – часы.
– Кто может определить время по часам? – Молодцы!
– Сказочная школа находится в большой Стране
Знаний. В школе мы изучим этот город подробнее,
узнаем много интересного.
– Кому было интересно на нашем занятии?
– Оцените свою работу на нашем занятии!
(Дети поднимают солнышко или тучку)
Ссылка для просмотра видео открытого занятия: http://www.youtube.com/watch?v=yZdvz7fpj0Y