Тип урока: урок открытия нового знания.
Ведущая технология проведения урока: технология проблемного диалога.
Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 2. - М.: Баласс, 2011.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. - М.: Баласс, 2011.
Технические средства обучения: по возможностям школы. Необходимый минимум-компьютер и принтер для изготовления карточек, может пригодиться проектор или интерактивная доска.
Цель и задачи урока: расширить возможности учеников в плане грамотного владения русским языком через знакомство (теоретическое и практическое) с новой для них орфограммой - “Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода”.
Продолжить учить ребят наблюдать за явлениями родного языка, самостоятельно анализировать их и делать выводы. Учить решать учебные проблемы, пользуясь для этого имеющимися знаниями, материалами упражнений и помощью одноклассников и учителя. Пользуясь материалами урока, организовать продуктивное сотрудничество учеников, учить их договариваться, спорить, уступать друг другу и распределять обязанности.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности.
Упражнение “Что общего?”
- Я произнесу несколько слов. Найдите сходство в их звучании.
Флаг, вторник, стройка. (Звук [к]).
Лизать, зонт, береза. (Звук [з]).
Ананас, слон, ноги. (Звук [н]).
Ясный, опасно, мама. (Звук [а]).
- Вспомните названные звуки. Составьте из них слово. У кого получилось - шепните мне на ушко. (Знак).
- Что это может быть за знак? (Возможно, мягкий знак).
- Наш сегодняшний урок будет связан с мягким знаком.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- По данным транскрипциям запишите слова. Обозначьте и назовите орфограммы. У вас 2 минуты.
[м' э л'] [б р а т'] [с у д' й' а] [н о ч'] [б р о ш]
- Давайте проверим.
Мель, брать, ночь (или ноч), брошь (или брош). (В первом слове орфограмма “Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного”, подчёркиваем букву ь одной чертой. Во втором слове орфограмма “Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного”, подчёркиваем букву ь одной чертой. В третьем слове разделительный мягкий знак, пишется между корнем, оканчивающимся на согласный, и буквами е, ё, ю, я, и. Обозначаем... В четвёртом и пятом словах...?).
- В написании каких слов у вас разногласия? (В написании слов ночь и брошь).
- В чём состоят эти разногласия? (Кто-то думает, что мягкий знак на конце нужен, а кто-то считает, что нет).
- Поднимите руку те, кто не написал мягкий знак. Кто написал?
- Что скажете? (У нас затруднение).
- В чём его причина? (Мы не знаем, как пишутся эти слова. Наверное, это какая-то новая орфограмма).
- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название параграфа. (“Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных”).
- Какие будут вопросы? (Это новая орфограмма? Когда мягкий знак после шипящих пишется, а когда нет? И др.) Давайте искать ответы!
3. Решение проблемы.
- Как всегда начнём с того, что уже знаем.
- Какие вы знаете шипящие звуки? Назовите их буквы.
- Получается, что будем изучать вот эти случаи написания.
- Почему эти случаи постановки мягкого знака трудны и их изучают отдельно? (Дети высказываются).
- После букв ч и щ мягкий знак не нужен, т. к.… (они обозначают всегда мягкие звуки), а после букв ш и ж его ставить нет смысла, т. к.… (эти буквы нужны для обозначения непарных твёрдых звуков).
- Значит, ь там с другой целью. С какой? Это я вам и предлагаю выяснить.
- Поработайте в бригадах по плану (каждой бригаде-карточка). У вас 5 минут.
1) Разделите слова на группы - с мягким знаком после шипящих и без него.
Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, нож, плач.
2) Назовите общий признак слов каждой группы.
3) Сделайте вывод. Когда мягкий знак в конце существительных после шипящих пишется, а когда не пишется?
- Время вышло. Расскажите друг другу, к какому выводу вы пришли. 3 минуты. (Обсуждение детского “открытия” проходит в формате “Посыльный от бригады” - каждая группа направляет в соседнюю группу одного человека, которому та рассказывает всё, что удалось понять, работая по плану. Все группы работают одновременно, таким образом все имеют возможность высказаться и в то же время выслушать мнение других, сравнив со своим. К тому же задавать вопросы и давать комментарии “посыльному” разрешается).
- Теперь посыльные вернутся в свои бригады и расскажут, что услышали. 1 минута.
- Итак, каково же назначение буквы ь в словах такого типа? (Группы высказываются для всех очень коротко).
- Как вы предлагаете обозначить орфограмму?
- Как выяснить, правы ли вы?
- Сравните свои выводы с выводами в учебнике - стр. 5.
В конце слова после букв шипящих в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.
Ночь (ж. р.), тишь (ж. р.), камыш (м. р.), луч (м. р.).
- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву ь в конце существительных после букв шипящих?
- Что скажете? (Мы всё “открыли” верно).
- Значит, затруднение преодолено. Теперь можно вернуться к словам начала урока и выполнить трудное задание правильно. (В словах ночь и брошь на конце нужно писать ь, т. к....).
4. Первичное закрепление. Упражнение 174 на стр. 6 учебника. Работайте в парах.
Упражнение 174. Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков при письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода.
Дичь, сельдь, раздолье, польза, стулья, топь, ширь, чушь, полночь, соловьи, дрожь.
Самопроверка по образцу.
- Какие у вас вопросы? Что вызвало затруднение, осталось не понятным?
5. Самостоятельная работа.
- Подготовьте словарный диктант для одноклассников на новую орфограмму: от 5 до 10 слов на новое правило + 1 слово на другую орфограмму с ь.
6. Рефлексия.
- Назовите тему урока. Какие вопросы задали себе в его начале? Какую цель перед собой ставили?
- Что узнали? Чему научились?
- Чем особенно довольны в конце урока? Какие остались затруднения?
- Проведите самооценку своей работы в дневнике.
- Дома придумайте удобную схему для запоминания нового случая написания ь. Выполните в дидактическом материале на стр. 44, упр.81. Завтра я продиктую ваши слова.