Лабораторная работа "Выяснение условия равновесия рычага"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (241 кБ)


Цель урока: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Задачи:

  • Обучающие: создание условий для выяснения учащимися условия равновесия рычага, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.
  • Развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
  • Воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

  • Личностных:
    • Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
    • Формировать целостную картину мира.
    • Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
    • Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
  • Метапредметных:
    • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
    • Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
    • Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
    • Формировать умение работать с ЭОР.
  • Предметных:
    • Понимать смысл понятий плечо силы, момент силы, физической величины силы, их единиц измерения.
    • Уметь описывать и объяснять физические явления на основе условия равновесия рычага.
    • Представлять результаты измерений силы, плеча силы помощью таблиц.
    • Делать выводы на основе экспериментальных данных.
    • Приводить примеры практического применения рычага.
    • Решать задачи на применение условия равновесия рычага, момента силы.
    • Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.

Тип урока: лабораторная работа.

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: 

  • мультимедиа проектор;
  • экран; (или интерактивная доска);
  • компьютер; рычаг на штативе;
  • набор грузов;
  • линейка;
  • динамометр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1. Организационный момент Презентация на доске (слайд 2) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи Слушают 1 мин.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному выполнению заданий Презентация на доске (слайд 3)  Знакомит с принципами организации урока, определяет ОР, организовывает выполнение заданий Слушают, берут приборы для работы 1 мин
3. Актуализация опорных знаний  Презентация на доске (слайд 4) Проводит фронтальный опрос
Проводит проверку по карточкам с разноуровневыми заданиями
Слушают, отвечают на вопросы
Слушают, заполняют карточки, проводят взаимоконтроль.
7 мин.
4. Выполнение лабораторной работы Презентация на доске (слайды  6, 7, 9, 10, 12, 14), учебник по физике, физические приборы, тетрадь. Помогает выполнить лабораторную работу на основе компьютерных слайдов.
 Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения.
Просматривают слайды, отвечают на вопросы взаимоконтроля, записывают конспект в тетрадь, заполняют таблицу, выполняют эксперименты. 20 мин
5. физкультминутка  Презентация на доске (слайд 8) Показывает упражнения. Выполняют упражнения. 1 мин
6. Применение ЗУН при решении задач.  Презентация на доске (слайд 11), учебник по физике, тетрадь. Определяет ОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формул в тетради  просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь 7 мин
7. Подведение итогов урока, рефлексия  

 Презентация на доске (слайды 13,15)

Организует совместное обсуждение выводов работы. Выставляет оценки. Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, формулируют выводы. 2 мин
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Презентация на доске (слайд 5)
Домашняя лабораторная работапо учебнику
Озвучивает домашнее задание:
закончить оформление лабораторной работы (выполнить дополнительное задание)
Записывают задания в дневники 1 мин

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. Характеристика класса В классе 15 человек: 9 мальчиков, 6 девочек.

Базовый уровень усвоения материала – 10 человек.
Повышенный уровень усвоения материала – 5 человек.

Уровень интеллектуальных способностей:

  • ниже среднего – 4
  • средний – 8
  • выше среднего – 3

Учебная мотивация: 15 человек, 100%

2. Цель, учебные задачи. 1. Триединая цель:

1.1  обучающая: создать условия для выяснения учащимися условия равновесия рычага.
1.2  развивающая: расширить естественнонаучную   систему взглядов на процессы, происходящие в природе. 
1.3  воспитывающая: формировать на данном учебном материале умственное, нравственное, эстетическое, общечеловеческое мировоззрение, развитие самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитать коммуникативную культуру, умения оценивать себя и своих товарищей.

2. Задачи:

2.1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
2.1.1. Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
2.1.2. Продолжить развитие речи учащихся, зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, наблюдательности, зрительного восприятия,  умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
2.1.3. Формировать целостную картину мира.
2.1.4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
2.1.5. Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности.
2.2. Учебные задачи, направленные на достижение матапредметных результатов обучения.
2.2.1. Познавательные: развивать познавательную активность, продолжить работу по формированию умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
2.2.2. Коммуникативные: продолжить работу по формированию умения работать в парах, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2.2.3. Регулятивные: продолжить работу по формированию умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
2.3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
2.3.1. Продолжить формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыка применения формул на практике. Понимать смысл понятий плечо силы, момент силы, физической величины силы,  их единиц измерения.
2.3.2. Уметь описывать и объяснять физические явления на основе условия равновесия рычага.
2.3.3. Представлять результаты измерений силы, плеча силы с помощью таблиц.
2.3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных.
2.3.5. Приводить примеры практического применения рычага.
2.3.6. Решать задачи на применение условия равновесия рычага, момента силы.
2.3.7. Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии.
2.3.8. Проверить на опыте правило моментов.

3. Содержание, виды знаний. Мною были запланированы такие формы и виды деятельности учащихся на уроке, как : самостоятельная формулировка цели урока, опрос (работа с карточками), взаимоконтроль, поиск информации в учебнике, списывание, выполнение практических заданий, исследование, решение задач, письмо, ответы на вопросы. Такая деятельность учащихся полностью соответствует целям и задачам урока.

Развивающее содержание направлено на формирование УУД.

1. Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

2. Актуализация знаний с опорой на материал, подготовленный дома – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

2.1. формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат;
2.2. формирование умения планировать работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
2.3. формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

3. Целеполагание – формирование умения ставить. принимать цель, и учебные задачи; планировать свою работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

4. Работа в центрах активности – формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

4.1. формирование умений управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
4.2. формирование умений работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

5. Рефлексия –

5.1. формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;
5.2. формирование инициативности и самостоятельности;
5.3. формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ  и РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

4. Методы и приемы. Использован метод работы в парах.
Интерактивные словесные методы.
Наглядные методы (учебник, презентация на интерактивной доске).
Традиционные словесные методы: рассказ, беседа.
Метод оздоровления (физкультминутка, свежесть воздуха в классе, смена позы и деятельности).
5. Формы организации. Организована работа в парах.
6. Позиции и роли учащихся. Партнеры, мыслители, собиратели информации, ораторы, зрители, слушатели, учителя и ученики.
7. Позиции учителя. Стиль общения – демократический, эмоциональный.
Учитель – координатор деятельности, консультант.
8. Виды активности. Познавательная активность: учащиеся работают с информацией.
Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг другом, учатся договариваться, помогать друг другу.
Физическая активность: учащиеся меняют позу, поднимают руки (одну или две), говорят, слушают, заполняют таблицу, читают, делают физические упражнения под музыку.
9. Использование современных образовательных технологий. Интерактивные технологии.
Элементы технологии проектной деятельности.
10. Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора. В парах: листы взаимоконтроля, учебник, тетрадь, таблица.

Организация выбора видов деятельности (списывать из учебника или интерактивной доски), партнеров (при работе в парах), средств.

11. Индивидуализация, дифференциация. Разноуровневые карточки (каждый уровень своего цвета), учет интересов и возможностей учащихся при организации пар.
12. Итоги урока. Рефлексия. Разбор и формулировка вывода для каждого опыта.
Систематизация результатов в таблице.
Самоанализ деятельности.

Приложение 1