Цель: способствовать развитию интереса к изучению и использованию в речи устойчивых словосочетаний; формирования общекультурных ценностей на основе знакомства с красотой и многообразием русского языка;
воспитание дружеских отношений, навыков работы в команде; содействовать созданию благоприятной обстановки в коллективе третьеклассников школы.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, карточки с заданиями.
В конце мероприятия подводятся итоги, выявляется победитель.
Ход мероприятия
СЛАЙД 1. Презентация
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники, зрители, родители. Мы рады видеть вас на игре КВН, посвящённой могучему, яркому, красивому русскому языку. Сегодня мы вместе участниками окунёмся в мир фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений.
Ведущий: Эпиграфом к нашей работе станут слова Н.Г. Чернышевского.
СЛАЙД 2
“Изучать родной язык необходимо … чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.
Ведущий: Командная работа предполагает дружную работу. Мы надеемся, что команды, которые представляют свои 3 “а”, 3 “б”, 3 “в” классы покажут нам свою дружбу и знания по теме КВН.
СЛАЙД 3
Если руки опустились,
Если кругом голова,
Не горюй, не вешай носа –
Ведь под боком друг всегда!
Руку помощи протянет
И поможет верный друг.
Дружба – нет её важнее,
Без нее мы как без рук!
Для разминки я предлагаю командам найти в этом стихотворении фразеологизмы.
СЛАЙД 4
1. Конкурс “Знакомство”
Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название своей команды. 1 команда - ЗНАТОКИ, 2 команда – ГРАМОТЕИ, 3 команда - УМНИКИ
СЛАЙДЫ 5, 6
Сведения о фразеологизмах и крылатых выражениях.
Часть первая. В мире крылатых выражений
СЛАЙД 7
СЛАЙДЫ 8, 9, 10
2. Конкурс “Доскажи словечко”. Работа по слайду. Каждому из участников - 1 выражение. Проверка по слайду.
1 команда:
- Леопольд, выходи, выходи, подлый ____________? трус
- Мы с тобой одной ____________! крови
- Ребята, давайте жить _____________! дружно
- Девушка, Вы не узнаете меня? Это же я, ______________! бегемот
- Собака бывает кусачей только от жизни ______________ ! кусачей
2 команда:
- Я до следующей пятницы совершенно _______________! свободен
- Эх, жизнь моя жестянка! Да ну ее в _______________! болото
- Не хочу учиться - хочу _____________! жениться
- Ой… кажется дождь ______________! начинается
- Избушка-избушка, повернись ко мне передом, __________________! к лесу задом
3 команда:
- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, ________________? красная
- Поели - теперь можно и ________________! поспать
- Позволь, я отрублю ему ________________! голову
- Ген, а давай, я возьму чемоданы, а ты ________________!понесёшь (возьмёшь) меня
- А в попугаях-то я гораздо _______________! Длиннее
3. Конкурс “Из песни слов не выкинешь”
СЛАЙД 11
Каждой команде предлагается определить, какая фраза из песни стала крылатой. (В приложении заготовленные песни для каждой команды)
1 команда:
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовёт и ведёт,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость,
А песни довольно одной,
Что только о доме в ней пелось.
И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
2 команда:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
На разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор!
И тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну, а дружба начинается с улыбки.
А я иду, шагаю по Москве,
Но я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан и тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу.
3 команда:
Суровый бой ведет ледовая дружина,
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины, —
Трус не играет в хоккей.
Тебе судьбу мою вершить.
Тебе одной меня судить,
Команда молодости нашей,
Команда, без которой мне не жить
Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой
Часть вторая. В мире фразеологизмов
СЛАЙД 12
Дополнительный балл получает команда, угадавшая по картинке фразеологизм, его значение
4. Конкурс “Минутка час бережёт”
СЛАЙД 13
За одну минуту командам надо соединить фразеологизмы с их значением. (В приложении карточки с заданием). Проверка по слайду.
СЛАЙД 14
- Сломя голову
- Сидеть сложа руки
- Во все лопатки
- Водить за нос бездельничать
- Втирать очки
- Бить баклуши обманывать
- Во весь дух
- Вводить в заблуждение быстро
- Со всех ног
- Высунув язык
5. Конкурс “Мозаичный”
СЛАЙД 15
Из пазлов сложить картинку, выбрать из 3 предложенных вариантов фразеологизмов, наклеить на лист А4, дать объяснение.
Водой не разольёшь
Выйти сухим из воды
Как с гуся вода.
Зарубить на носу
Остаться с носом
Совать нос в чужие дела.
Считать ворон
Ходить по пятам
Как ветром сдуло.
6. Конкурс “Соотношения”
СЛАЙД 16
Командам предлагается распределить фразеологизмы в том порядке, в котором на слайде расположены картинки. (Приложение карточки с фразеологизмами)
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
Соедини фразеологизм со значением. (В приложении карточки с заданием.) Проверка по слайду.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Конкурс “Без слов понятно” СЛАЙД 18
Изобразить при помощи жестов и мимики фразеологизм.
1 команда. Вбить в голову
2 команда. Глаза разбегаются
3 команда. Душа нараспашку
Часть третья. В мире пословиц
СЛАЙД 19
8. Конкурс “Профессиональный”
СЛАЙД 20
Вставить в пословицу название профессии или занятие человека. Командам даётся одинаковое задание.
(Повар) с голода не умрёт.
(Солдат) спит, а служба идёт.
Автомат да лопата – друзья … (солдата).
У семи … (нянек) дитя без глазу.
У … (врача) лечись, а у умного учись.
Как заканчивается пословица: “Землю красит солнце, а человека…”?
А. Парикмахер.
Б. Маникюрша.
В. Гримёр.
Г. Труд.
Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?
А. Пчеловод пчеловода.
Б. Охотник охотника.
В. Рыбак рыбака.
Г. Астроном астронома.
Как заканчивается русская пословица: “Один в поле ...”?
А. Не пахарь.
Б. Не воин.
В. Не футболист.
Г. Не агроном.
Как работают лентяи?
А. Подняв воротник.
Б. Расшнуровав ботинки.
В. Спустя рукава.
Г. Расстегнув пуговицы.
Подведение итогов, награждение победителей.