Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.
Задачи:
- формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;
- совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;
- воспитывать позитивное отношение к труду.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.
- Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её “Упустишь минутку – потеряешь час”.
- Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!
2. Речевая разминка (чтение скороговорки)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…
3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)
- О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)
- Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворений С.Есенина.
2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.
- Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”
Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!
- А какой Новый год без сказки?
- И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.
(Дети читают название сказки, которое записано на доске)
Русская народная сказка “Два Мороза”.
4. Чтение текста учителем.
- Понравилась ли сказка?
- Какой момент сказки самый интересный?
- Почему это сказка, а не рассказ?
5. Словарная работа.
- В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.
КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
КУПЕЦ – богатый человек, владелец лавки или магазина.
КРЕСТЬЯНИН - живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.
ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.
ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.
ЁЖИТЬСЯ - сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.
- Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.
- ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА
- СВИСТ-НУ-ЛИ
- КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК
- БУ-БЕН-ЧИК
- ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ
- ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ
6. Физминутка.
Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!
7. Работа с произведением.
Чтение текста учащимися самостоятельно:
В полголоса за ведущим. (Затем по цепочке)
8. Беседа после прочтения
- Куда ехал купец? (Купец едет в город)
- А крестьянин? (В лес по дрова)
- Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)
- А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)
- Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)
- Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)
- Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?
- Для чего крестьянин бил полушубок поленом?
- Кто и почему выиграл спор? (Мороз - Синий нос)
9. Характеристика героев
- Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.
МОРОЗ СИНИЙ НОС - каков он?
(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)
МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС – (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)
КАКОВ КУПЕЦ – богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…
КРЕСТЬЯНИН – трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.
Так какая же основная мысль сказки?
(Топор лучше шубы греет)
10. Чтение сказки учащимися по “ролям”
(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)
(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)
- Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
11. Итог урока.
Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).
12. Домашнее задание
- Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.
Молодцы. Спасибо за урок.
Литература
1. Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.
2. Ресурсы Интернета.
3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985-1988.