Конференция "Русский естествоиспытатель В.И. Вернадский". 9–11-е классы

Разделы: Химия, Биология, География, Внеклассная работа, Экология


Цель: создать условия для актуализации и расширения знаний о жизни и деятельности великого русского естествоиспытателя В.И. Вернадского.

Задачи.

Образовательная: углубить у учащихся представления о В.И. Вернадском, как об ученом-естествоиспытателе.

Развивающая: способствовать формированию навыков поиска информации, умению выделять и формулировать главную мысль, выявлять причинно-следственные связи и закономерности, развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса, патриотизма у учащихся, формировать умение работать в группе.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока (занятия): комбинированный.

Форма занятия: конференция.

Оборудование: жетоны, сладкие призы или фрукты для награждения команд при подведении итогов игры.

Средства обучения: портрет В.И. Вернадского, мультимедийный проектор и экран, ноутбук, на доске план конференции,

эпиграф

“Работай как можно больше,
Потребляй на себя как можно меньше,
На чужие нужды смотри, как на свои”. В. И. Вернадский

План конференции.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Доклады учащихся с презентациями.

  • Биография В.И. Вернадского.
  • Учение В.И. Вернадского о биосфере.
  • Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

3. Интерактивная игра-викторина “Жизнь и деятельность В.И. Вернадского”.

4. Подведение итогов работы, выводы.

Вступительное слово ведущего.

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского естествоиспытателя В.И. Вернадского, жизненным девизом которого были слова:

“Работай как можно больше,
Потребляй на себя как можно меньше,
На чужие нужды смотри, как на свои”. В.И. Вернадский

По мощи ума, разносторонности интересов Вернадского ставят в один ряд с Аристотелем и М.В. Ломоносовым. Его именем названа станция метро и проспект в Москве, кратер на Луне, гора на Курильских островах, учреждена золотая медаль и премия им. В.И. Вернадского. Даже у нас в г. Кирове проходит открытый региональный конкурс детских и юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

За какие заслуги такие почести? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в его биографии и научных достижениях. Для этого мы проводим мини конференцию (20 минут) и заслушаем 3 основных доклада с презентациями:

  1. Биография ученого (приложение 1 - текст, приложение 2 - презентация)
  2. Учение о биосфере (приложение 3 - текст, приложение 4 - презентация)
  3. Учение о ноосфере (приложение 5 - текст, приложение 6 - презентация)

Во второй половине занятия (20 минут) вы будете участниками интерактивной игры-викторины в презентации “Жизнь и деятельность В.И. Вернадского”.

Интерактивная игра-викторина “Жизнь и деятельность В.И.Вернадского”. (Приложение 7)

Работая в группах по 4 человека, учащимся необходимо быстро ответить на выбранный вопрос викторины по презентации. За правильные ответы команды набирают жетоны. По максимальному количеству жетонов определим самую эрудированную команду.

Вывод. В.И. Вернадский – выдающийся русский естествоиспытатель, создатель учения о биосфере и ноосфере, основатель новой науки – биогеохимии.

Подведение итогов работы. Похвалить выступающих за интересные доклады, награждение команд и подведение итогов викторины.

Использованная литература.

Сивоглазов В.А., Агафонова И.Б. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под. ред. акад. РАЕН, проф. В.В. Захарова. М.: Дрофа, 2011. – 381.

http://www.vernadsky.ru/vernadsky/biography/

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met20/node35.html

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/noosfera-vernadskogo.html