Цель урока: создать условия для правильной расстановки жизненных ориентиров как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Задачи:
Личностные:
- развивать этические чувства как результата морального поведения;
- знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные:
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации;
Предметные:
- знакомство с жизненными ориентирами, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, картинка корабля формата А1, карточки для группового задания, шариковые ручки, тетради, презентация.
Формы и виды деятельности: беседа, тест, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы (на доске картинка корабля формата А1 – Рисунок 1). Слайд №1Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на прекрасном корабле, название которому “Жизнь”. А вот с каким багажом отправится наше судно – решать вам. Для этого вам предстоит определить маршрут корабля и его основные ориентиры, т.е. “Правила вашей жизни”. Желаю вам удачи, в добрый путь!
2. Работа с эпиграфом (на борт корабля прикрепить эпиграф). Слайд №2
“Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора. Мы можем таскать эту глыбу за собой, так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты.” Ричард Бах
Беседа
- Ребята, как вы поняли смысл высказывания?
- О какой глыбе идёт речь?
- Какое творение красоты дано создать человеку?
Беседа
Мы живём в обществе. Нас окружают люди, с которыми мы связаны учёбой, работой, общими интересами. Каждый человек индивидуален. У каждого существуют свои правила жизни, свои принципы и свои идеалы.
Сегодня мы поговорим о правилах вашей жизни. Давайте сначала попробуем определиться, насколько приятно с вами общаться.
Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.
3. Тест “Приятно ли с вами общаться?” Слайд №3
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Если вы ответили “да” на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы и “нет” на 4, 5, 6, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем. Слайд №4
- 1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
- 4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
- 9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сиене?
4. Информационный блок (Рисунок 2). Слайд №5
Авраам Линкольн –
16-й Президент США (1861 - 1865 г.г.)
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.
Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал, и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умён, но и дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу своей страны. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.
Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.
5. Коллективная работа (Приложение 1 – качества личности вырезаются в виде отдельных карточек). Слайд №6
Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записаны ответы на отдельных карточках)
(отобранные качества помещаются на парус корабля)
- умение слушать
- доброта
- эгоизм
- лицемерие
- взаимопонимание
- милосердие
- самопожертвование
- умение любить
- хвастовство
- честность
- порядочность
- целеустремлённость
6. Просмотр слайдов в Презентации “Притча о стакане молока”. Слайды с №7 по № 14 (меняются автоматически).
- Ребята, в жизни человека случаются такие ситуации, в которых человек должен сделать выбор, руководствуясь своими внутренними убеждениями, своими жизненными принципами. Вашему вниманию предлагается притча о стакане молока. Посмотрите, пожалуйста, и ответьте, какое впечатление оставила притча, какие качества личности проявили герои этого сюжета?
Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит... молока!И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет... И доктором он стал.
И жизнь его все дальше потихоньку шла.Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!Он жизнь ей спас, все силы приложив.
Живет и побеждает доброта!...
Квитанцию к оплате принесли.
- Всю жизнь платить! — подумала она.И, взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал:
“Оплачено стаканом молока!”
Беседа. Ответы на поставленные вопросы.
7. Работа в группах. Составление правил твоей жизни (Приложение 1 – правила твоей жизни вырезаются в виде отдельных карточек). Слайд №15
Наш корабль почти готов отправиться в дальний путь, осталось поднять последний парус. Для этого надо определить правила, по которым вы планируете строить свою жизнь. Работать мы будем в группах, можно советоваться, аргументировано доказывать свой выбор. Перед вами набор правил жизни, выберите те, которые подходят вам, и объясните выбор.
- Для достижения своей цели все средства хороши.
- Проявление жалости – это удел слабых.
- Добиваясь своей цели, помни, что не должны страдать интересы других людей.
- Не отвечай обидой на обиду. Прощение – путь к процветанию твоей души.
- Если тебя обидели, наказание обидчика – это твой долг.
- Будь всегда честен, правда всё равно рано или поздно всплывёт.
- Кто проявляет жалость к окружающим, тот сам знает, что такое боль.
- Проявляй любовь к окружающим, но всегда помни о себе.
- Люби, не прося ничего взамен.
- Если нужно для достижения цели солгать, солги.
- Не делай другому того, чего не желаешь себе.
(выбранные правила помещаются на последний парус корабля)
8. Рефлексия (звучит музыка ). Слайд №16
Вот и подошло к концу наше путешествие, наш корабль готов к дальнему плаванию. Давайте посмотрим, какие ориентиры вы выбрали для вашей жизни (прочитывают надписи на парусах). Смотрите, ребята, какой основательный и надёжный получился у нас корабль. Помните, что ваша жизнь – это и есть большой корабль, а вы на этом корабле – капитан. Насколько удачным будет ваше плавание, зависит от того, насколько правильно вы расставите жизненные ориентиры. Желаю вам попутного ветра, смелых идей, целеустремлённости и удачи! В добрый путь!
Примечание. В Презентации к уроку слайды с 7 по 14 меняются автоматически!
Источники:
- http://www.inpearls.ru/author/652/2
- http://dar-slova.ru/testi/test-priyatno-li-s-vami-obshhatsya
- http://www.openclass.ru/node/266709
- http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/105_oplacheno_stakanom_moloka.html
- http://www.audiopoisk.com/track/vol_fgang-amadei-mocart/mp3/muzika-angelov/
- http://www.audiopoisk.com/track/frank-sinatra/mp3/my-way/
- Картинки www.yandex.ru