Охрана природы - одна из важнейших проблем современности, от правильного и своевременного решения которой зависят здоровье и благосостояние людей.
Какие же существуют формы воспитательной работы со школьниками, которые помогут педагогам в пропаганде экологических знаний, бережного отношения к природе? Ребятам можно предложить, например, написать сочинения на темы: “Удивительный мир природы”, “Бессловесные друзья”, “Что такое Красная книга?”, “Мы сохраним тебя, планета” или провести с ними конкурсы фотоохотников, художников-пейзажистов, мастеров поделок из природного материала, цветоводов.
Возьмем конкурс рисунков. Хорошо, если ему предшествует определенная подготовка — экскурсия и наблюдения в природе. Можно провести этот конкурс под музыку. Ребята будут рисовать то, что, как им кажется, выражает музыка (определенное состояние природы, какие-то образы).
Интересно проходит конкурс знатоков биологии. В нем — несколько туров, каждый из которых организует одна из групп-участниц. Для каждого тура отводится 10—20 мин. Конкурс состоит из таких этапов:
1. Состязание знатоков тайн природы.
Командиру группы заранее дается задание отыскать в художественной или научно-популярной литературе описание какой-либо неразгаданной тайны природы и выдвинуть свою гипотезу относительно ее разгадки.
2. Состязание знатоков Краской книги.
Группа — организатор этого конкурса дает ребятам задание рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе фауны (флоры), попавшем в Красную книгу.
3. Состязание знатоков голосов природы.
Во время конкурса ребята 2—3 раза прослушивают музыку с голосами животных, птиц, насекомых. Все группы — участницы состязания пишут на заранее заготовленных листах свои предположения, чей голос они слышали, в том порядке, в каком звучала запись. Листы сдаются жюри, которое оценивает ответы.
4. Состязание эрудитов.
Каждая группа ребят заранее получает задание найти в художественной и научно-популярной литературе лучшее, на их взгляд, описание времени года или явления природы (грозы, шторма и т. д.). Можно предложить ребятам подобрать несколько загадок, пословиц о том или ином явлении природы, вспомнить народные приметы, предсказывающие погоду. Итоги каждого состязания подводит та группа, которая его готовит.
Полезно провести с ребятами конкурс фантастических проектов по охране окружающей среды. Школьники разбиваются на несколько групп. Каждая готовит свой проект. Хорошо, если у ребят будет возможность обратиться к научно-популярной литературе. Старшеклассники могут избрать, например, такие темы: “Планета Земля через 1000 лет” “Как уберечь природу от промышленных загрязнений”.
Можно провести с ребятами такие конкурсы: на лучшее озеленение класса, самую красивую цветочную клумбу на пришкольном участке, самую оригинальную конструкцию скворечника и кормушки для птиц, на лучшего сборщика лекарственных трав, семян цветов. С учениками VII—X классов можно провести конкурсы зеленых и
голубых патрулей, ботаников и зоологов. Каждому участнику выдается карточка, в которой судьи оценивают ответы. Наивысшая оценка —100 баллов.
Конкурс зеленых патрулей.
1-й этап. Наивысшая оценка — 25 баллов.
Назвать три вида деревьев или кустарников, используемых для озеленения населенных пунктов, дать их биологическую характеристику, указать, какие условия необходимы для жизни этих растений.
2-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Определить признаки голодания деревьев и кустарников. Объяснить, чем оно вызвано, какие меры можно применять. Назвать минеральные удобрения, которые следует внести, сроки и способы их внесения.
3-й этап. Наивысшая оценка — 20 баллов.
Назвать два вида насекомых-вредителей и насекомых-энтомофагов, встречающихся на растениях, используемых для озеленения. Указать способы биологической борьбы с насекомыми-вредителями.
4-й этап. Наивысшая оценка — 25 баллов.
Рассказать о двух способах вегетативного размножения многолетних растений. Как проводить посадку саженцев, черенков, посев семян?
5-й этап. Наивысшая оценка — 5 баллов.
Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?
6-й этап. Наивысшая оценка — 5 баллов.
Назвать два вида исчезающих растений, занесенных в Красную книгу СССР, три вида редких, охраняемых в своем крае растений.
7-й этап. Наивысшая оценка — 5 баллов.
Рассказать о документах по охране памятников природы, заповедных территорий, лесов
Конкурс голубых патрулей.
1-й этап. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Назвать обитателей морских и пресноводных водоемов, промысловых рыб, хищных рыб, рыб-санитаров.
2-й этап. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Дать характеристику приборов для исследования водоемов, рассказать, как они используются.
3-й этап. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Назвать два вида водных растений, дать их биологическую характеристику, указать, где они растут (в море, озере, реке, пруду).
4-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Определить четыре вида деревьев или кустарников, используемых для облесения берегов водоемов указать их биологические особенности, способ посадки.
5-й этап. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Перечислить способы спасения рыбной молоди. Указать, в каких случаях какой способ применяется.
6-й этап. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Назвать орудия лова, разрешенные для рыболовов-любителей, а также запрещенные орудия. Объяснить, почему каждое из них запрещено, какой вред приносит.
7-й этап. Наивысшая оценка — 5 баллов.
Назвать три вида растений и два вида рыб — индикаторов чистоты водоемов.
8-й этап. Наивысшая оценка — 5 баллов.
Назвать три вида беспозвоночных животных, живущих в реке, озере, пруду. Их значение в природе и народном хозяйстве.
9-й этап. Наивысшая оценка — 20 баллов.
Перечислить виды рыб, живущих в водоемах России. Назвать рыб и водных животных, занесенных в Красную книгу, указать, в каких водоемах они встречаются. Рассказать об основных документах по охране рыбных запасов и водных бассейнов России.
Конкурс юных зоологов
1-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать два вида гнезд, определить, каким птицам они принадлежат, из какого материала построены, где их можно увидеть в природе.
2-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать три вида птиц, указать, где они живут (в лесу, поле, на лугу, болоте и т. д.), какую пользу приносят.
3-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать три вида насекомых-вредителей и насекомых-энтомофагов. Указать, какой вред или пользу они приносят.
4-й этап. Наивысшая оценка — 20 баллов.
Изготовить макет дуплянки, скворечника, синичника. Рассказать, для каких птиц они предназначены, где вывешиваются, на какой высоте.
5-й этап. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать редких, исчезающих животных, охраняемых государством и занесенных в Красную книгу, указать, в каких регионах они встречаются. Рассказать об основных документах по охране животных.
6-й этап. Наивысшая оценка—5 баллов.
Определить вид животного по поврежденным им листьям, веткам, коре деревьев или кустарников, растущих в лесу.
Конкурс юных исследователей природы
Перечислим этапы.
1-й этап — “Русский лес”. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Назвать дерево или кустарник, рассказать о его биологических особенностях, хозяйственном значении.
2-й этап — “Лес как среда обитания животных”. Наивысшая оценка — 20 баллов.
Назвать двух птиц, двух животных, обитающих в сосновых, еловых и лиственных лесах.
3-й этап. “Местные признаки”. Наивысшая оценка — 20 баллов.
Рассказать, как определить предстоящую погоду по поведению животных, состоянию растений. Назвать животных-синоптиков, растения-барометры. Определить стороны горизонта по местным признакам (пням, дереву, муравейнику).
4-й этап — “Зеленая аптека”. Наивысшая оценка — 10 баллов.
Назвать два лекарственных растения, рассказать об их биологических особенностях, применении в медицине.
5-й этап — “Осторожно! Мы ядовиты!”. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать ядовитые грибы, ягоды, растения.
6-й этап — “По следам Робинзона”. Наивысшая оценка — 15 баллов.
Назвать дикорастущие растения, которые можно употреблять в пищу.
7-й этап — “Меткий глаз”. Наивысшая оценка — 10 баллов
Рассказать, как определить высоту и диаметр дерева, ширину реки.
Расскажем о некоторых играх на экологические темы, которые можно провести с ребятами.
Игра “Зимний сад” проходит в помещении, где имеется большое количество разных комнатных растений. На столах разложены листья, черенки растений, засушенные цветы, травы, веточки, желуди, шишки, цветная бумага, пластилин. Ведущий рассказывает ребятам о родине комнатных растений, какую пользу они приносят человеку, как за ними ухаживать. Затем ребята делятся на команды, подходят к большой ромашке из бумаги, отрывают у нее лепесток, на котором написаны вопросы и задания.
- 1-е задание. Назовите комнатные растения. Что вы знаете о них? Почему монстеру называют плаксой, барометром? Составьте букет из засушенных цветов.
- 2-е задание. Как размножать комнатные растения? Из каких растений можно сделать зеленую “занавеску”? Приготовьте поделки из природного материала.
- 3-е задание. Как ухаживать за растениями в летнее время? Плоды каких комнатных растений съедобны? Составьте букет из засушенных цветов.
- 4-е задание. Как ухаживать за комнатными растениями в зимнее время? Как подкармливать комнатные растения? Приготовьте поделки из природного материала.
Игра “Мир животных” проводится в три этапа.
l-й этап. Команды отвечают на вопросы: Какие животные зимой спят?
- Какие животные зимой ведут активную жизнь?
- У каких зверей и почему зимой изменяется окраска?
- Куда птицы улетают осенью?
- Какие птицы остаются у нас зимовать?
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Куда осенью исчезают насекомые?
- Почему натуралисты называют снег “белой книгой”?
2-й этап. Команды получают набор разных семян и рассказывают, каких птиц можно ими кормить.
3-й этап. Команды делают из бумаги птичью кормушку. Они подходят к своему столику, где лежат несколько выкроек птичьих кормушек, бумага, ножницы, клей, иголки с нитками. Ребята должны как можно скорее и лучше сделать птичьи кормушки. Чтобы провести игру “Художники”, нужны репродукции картин, на которых изображена осень в лесу, в саду, на огороде, рисунки с изображением овощей, фруктов, цветов, грибов, белая и цветная бумага, карандаши, мелки, фломастеры. Ведущий рассказывает ребятам об осени, ее красках, щедрых дарах, показывает репродукции картин. Ребята вспоминают стихи, пословицы и загадки об осени. После этого каждой команде дается задание: на большом листе бумаги с помощью мелков и фломастеров сделать коллективный рисунок на тему: “Осень в гости к нам пришла”.