Класс 1 Четверть 3 Урок 8
Цель: Познакомить с тембрами музыкальных инструментов.
Задачи:
- Научиться отличать на слух звучание инструментов.
- Развивать музыкальные творческие способности учащихся.
Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, диск 1 класс, текст песни.
Музыкальный материал:
1. “Клоуны” Д. Кабалевский
2. “Волынка” И. С. Бах
3. “Кукушка” Дакен
4. “У каждого свой музыкальный инструмент”
Ход урока
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1
. Речевая разминка:Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Здесь коза грызет кору
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Прилетели комары
Рок-рок-рок, рок-рок-рок
Начинается урок.
Сейчас я предлагаю вам правильно сесть, спинка прямая, руки на коленях, делаем глубокий вдох и выдох. И приготовились слушать музыкальное произведение, после чего я вам задам вопросы, на которые вы постараетесь мне ответить.
(Слушание “Клоуны” диск 1 класс № 55)
СЛАЙД 2 - А какая это музыка по характеру? (озорная, шутливая, живая, задорная, радостная, быстрая, спокойная, медленная, грустная) – дети выбирают правильные ответы.
- А какой инструмент ее исполняет? (фортепиано, пианино)
- Покажите пальчиками, как играют на пианино.
- Хорошо, Да, мы уже много раз слышали музыку, которую исполняют на фортепиано. Голос фортепиано легко запомнить, он отличается от всех голосов других инструментов.
2. Работа по теме.
СЛАЙД 3
А сегодня добрая волшебница – МУЗА подготовила для вас рассказ о фортепиано. Мы узнаем, что это за инструмент, откуда он к нам пришел, почему так называется.Хорошо известные вам инструменты пианино и рояль имеют общее название - фортепиано.
Пианино и рояль
С виду спутаешь едва ль
Только знай – у них давно
Есть название одно.
Не забудь.
Фортепиано -
Произносится оно.
- Кто знает, почему оно называется именно фортепиано?
СЛАЙД 4
Имя у фортепиано не простое, состоит оно из двух итальянских слов: фотре- громко и пиано- тихо. По- русски можно было его назвать “громкотихо”- Как еще называется фортепиано? (рояль)
СЛАЙД 5
Рояль - другое название фортепиано, рояль в переводе значит “королевский”. Появился рояль на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. Рояль – это концертный инструмент, его место на сцене, в концертных залах.- Кто знает как называется младший брат рояля? (пианино)
СЛАЙД 6
Младший брат рояля называется пианино.- Как вы думаете, как образуется звук в пианино?
СЛАЙД 7
Удивительная картина представится сейчас нашим глазам. Мы сейчас увидим что находится внутри пианино. Деревянные молоточки ведут какую- то игру с металлическими струнами. Их очень много- и молоточков и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно. И от этих ударов струны рокочут, плачут, поют, смеются, ликуют, печалятся.ФИЗМИНУТКА
Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных инструментов.
В черно-белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас...
Послушайте произведение И.С. Баха и скажите на каком инструменте играли?
(Слушание “Волынка” диск 1 класс № 49)
После прослушивание и ответов показать портрет композитора и изображение волынки. СЛАЙД 8
А теперь послушайте произведение французского композитора Луи Клода Дакена. И скажите голосу какой птицы вторит фортепиано?
(Слушание “Кукушка” диск 1 класс №50)
После прослушивание и ответов показать портрет композитора и изображение волынки. СЛАЙД 9
3. Работа над песней “У каждого свой музыкальный инструмент”
- Итак, ребята, что же нужно сделать для того, чтобы услышать музыку? Да, ее нужно исполнить.
Уже в давние времена человек изобрел музыкальные инструменты: барабан, дудочки. На музыкальных инструментах играют музыканты: в их исполнении мы слушаем различные музыкальные произведения. Также много сложено песен про музыкальные инструменты. Давайте сегодня познакомимся с одной из них. Это эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент” в исполнении детского хора.
(Слушание “У каждого свой музыкальный инструмент” диск 1 класс № 46)
- О каких музыкальных инструментах здесь шла речь? (волынка, дудка, рожок). Да, существует множество музыкальных инструментов, и мы продолжим с ними знакомится во 2 и 3 классе. А сейчас поиграем в игру “Музыкальное эхо”. Я пою вам первую строчку из этой песни, а вы повторяете точно так же.
4. Подведение итогов.
Итак, ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?
- Общее название им какое?
- Кто придумал фортепиано?
Молодцы, спасибо за работу на уроке. Дома нарисуйте музыкальный инструмент.
Песня “У каждого свой музыкальный инструмент”
Взял волынку наш сосед
Он играет с малых лет
Он играет ти-ли-ли
Звуки тают ти-ли-лиСаша с Аллой дудку брал
Танцы всякие играл
Тили-ли ли тили ли ли
Польку, вальсы и кадриль.Слышит песню весь лужок
Это Эку взял рожок
Все друзья сошлись в кружок
Ти ри ри риль играй дружок.Все танцуем, все поем
Все играем, кто на чем
Все играем, все поем
Тили ли ли ли кто на чем.