Программа по предмету «Слушание музыки, третий год обучения»

Разделы: Музыка


Данная рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по дисциплине “Слушание музыки” для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

  • Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
  • Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
  • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
  • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
  • Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;
  • Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
  • Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
  • Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
  • Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

формы работы: беседа с учащимися, слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”); объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

методы работы: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Отличительные особенности программы:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, для детей в возрасте с 6-7 лет.

В соответствии с учебным планом, на предмет “Слушание музыки” отводится 36 часов в год, из расчета - 1 час в неделю.

Принцип построения программы – тематический.

Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

Предмет “Слушание музыки” является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).
  • Урок-сказка (может иметь различные формы: и собственно “сказка” - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).
  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).

Открытые уроки с присутствием родителей.

  • Урок-путешествие в прошлое, настоящее и будущее.
  • Урок-состязание.
  • Урок-игра на закрепление пройденного материала.
  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.

Примерные условия реализации данной программы:

наличие учебных групп (не менее 3 человек); наличие фоно - и аудиотеки; осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; соблюдение межпредметных связей; активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет “Слушание музыки” ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс “Слушание музыки” даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.

По окончании первого года обучения обучающийся должен определять общий характер и образный строй произведения; выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов.

В программах 2-го и 3-го годов обучения первая четверть отводится для повторения пройденного материала, но в то же время вводятся новые музыкальные понятия и примеры.

Опыт показывает, что невозможно знакомить учащихся с музыкальными произведениями, не говоря о форме. Поэтому весь третий год посвящён теме “Музыкальные формы” (начиная с периода и заканчивая сонатной). При изучении музыкальных форм полезно привлекать учащихся к исполнению на уроке пьес по специальности с последующим анализом, что позволяет детям оценить практическое значение теоретических знаний. Известно, какое большое значение для восприятия музыки имеет зрительное впечатление от живого исполнения и как оно помогает сосредоточиться на слушании музыки. Поэтому мы используем всякую возможность пригласить на урок преподавателей и учащихся разных отделений для иллюстрации музыкальных примеров.

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Механизм оценки: фронтальный опрос; беглый текущий опрос; музыкальная викторина; систематическая проверка домашнего задания; самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; контрольные уроки в конце каждой четверти.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ темы Наименование темы кол-во часов
1-я четверть
1 Повторение:  
1) Программная музыка 3
2) Музыка в театре. 5
Контрольный урок (см. “Приложение” № 1) 1
2-я четверть
2 Строение мелодии. 1
Музыкальные формы:  
Период. Одночастная форма. 1
Куплетная форма. 1
Простая 2-х частная форма 1
Простая 3-х частная форма 2
Вариации. 2
  Контрольный урок. 1
3-я четверть
3 6) Рондо. 2
7) Канон. 1
8) Циклические формы:

а) сюита

б) сонатно-симфонический цикл

4
9) Сонатная форма. 2
Контрольный урок. 1
4-я четверть
4 Повторение пройденных музыкальных форм. 6
Контрольный урок. 1
Музыкальная викторина на определение музыкальных форм.

(см. “Приложение” № 2).

1
  Итого 36 часов

Краткое содержание курса

1-я четверть

Тема 1. Повторение

Урок 1-3. Программная музыка. Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми музыкальными произведениями.

Музыкальные примеры:

1. П. Чайковский. “Времена года” (фрагменты).

2. М. Мусоргский. “Картинки с выставки” (фрагменты).

3. К. Сен-Санс. “Карнавал животных” (фрагменты).

Урок 4-8. Музыка в театре. Закрепление пройденного материала, знакомство с новыми произведениями.

Музыкальные примеры:

1. Н. Римский-Корсаков. Опера “Сказка о царе Салтане” (фрагменты).

2. Н. Римский-Корсаков. Опера “Садко”:

Песня Варяжского гостя (4 к.).

Песня Индийского гостя (4 к.).

Песня Садко с хором “Высота” (4 к.).

3. М. Глинка. Опера “Руслан и Людмила” (фрагменты).

4. П. Чайковский. Балет “Щелкунчик” (фрагменты).

5. С. Прокофьев. Балет “Золушка” (фрагменты).

Урок 9. Контрольный урок. Приложение 1.

2-я четверть

Тема 2. Строение мелодии

Урок 10. Строение мелодии. Членение на мотивы и фразы.

Музыкальные примеры:

1. Ф. Лещинская. “Мы отважные туристы”.

2. “Я на горку шла”, русская народная песня.

3. “Пойду ль я, выйду ль я”, русская народная песня.

4. Р. Пятц. “Кап, кап”.

5. Д. Львов-Компанеец. “День рождения”.

6. “Белка пела и плясала”, словенская народная песня.

7. “Где ты был, мой баран?” венгерская народная песня 21.

Тема 3. Музыкальные формы

Урок 11. Понятие музыкальной формы. Построение и цезура. Изложение и развитие. Период, его структура. Одночастная форма. Понятие музыкальной темы.

Музыкальные примеры:

1. Ф. Шопен. Прелюдия A dur.

2. И. Бах. Прелюдия C dur (1 т. ХТК).

3. Д. Кабалевский. “Маленькая полька”, ор. 39 № 2.

4. Русская народная песня “Выйду ль я на реченьку”.

5. Ж. Арман. “Пьеса”.

7. Г. Галынин. “Чижик”.

8. Д. Левидова. “Песня”22.

Урок 12. Куплетная форма.

1. Ф. Шуберт. “Форель”.

2. Ф. Шуберт. “В путь” из вокального цикла “Прекрасная мельничиха”.

3. Ф. Шуберт. “Шарманщик” из вокального цикла “Зимний путь”.

4. Д. Кабалевский. “Наш край”.

5. М. Глинка. “Жаворонок”.

6. А. Островский. “Пусть всегда будет солнце”.

7. В. Соловьев-Седой. “Подмосковные вечера”.

8. Д. Кабалевский. “Мельник, мальчик и осел”.

9. М. Глинка. Опера “Иван Сусанин”. Свадебный хор (3 д.).

Урок 13. Простая 2-х частная форма. Её разновидности.

Музыкальные примеры:

1. Л. Бетховен. “Сурок”.

2. М. Глинка. “Полька” d moll.

3. Ф. Мендельсон. “Песни без слов” для фортепиано № 12, 16, 37, 44.

4. А. Лядов. “Бирюльки” № 11.

5. Ф. Шуберт. “Экосез” ор. 18.

6. “Полли чаем угощает”, английская народная песня.

7. “Что за гусь”, чешская народная песня.

8. “Матушка моя”, польская народная песня.

9. “Бульба”, белорусский народный танец 23.

Урок 14-15. Простая 3-х частная форма. Её разновидности.

Музыкальные примеры:

1. Чешская народная песня “Аннушка”.

2. Н. Римский-Корсаков. Опера “Снегурочка”. Ария Снегурочки из пролога “С подружками по ягоды ходить”.

3. П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков” из “Детского альбома”.

4. П. Чайковский. “Полька” из “Детского альбома”.

5. П. Чайковский. “Старинная французская песенка” из “Детского альбома”.

6. А. Гречанников. “Мазурка”.

7. И. Бах. “Волынка”.

8. Э.Григ. Вальс e moll.

9. П. Чайковский. Хор “Девицы-красавицы” из оперы “Евгений Онегин”.

10. А. Бородин. Хор “Улетай на крыльях ветра” из оперы “Князь Игорь”.

11. М. Глинка. Вторая песня Баяна из оперы “Руслан и Людмила”.

12. П. Чайковский. “Мазурка” из “Детского альбома”.

13. П. Чайковский. “Сладкая греза” из “Детского альбома”.

Урок 16-17. Вариации.

Музыкальные примеры:

1. И. Беркович. Вариации на русскую народную песню.

2. Д. Кабалевский. Легкие вариации на тему русской народной песни.

3. М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни “Среди долины ровныя”.

4. В. Моцарт. Соната A dur, ч. 1.

5. М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы “Хованщина”.

6. М. Глинка. “Персидский хор” их 3 д. оперы “Руслан и Людмила”.

7. М. Глинка. Симфоническая фантазия “Камаринская”.

8. Д. Шостакович. Симфония № 7, ч 1. Эпизод нашествия.

9. Й. Гайдн. Симфония № 103, Es dur, ч.2 (вариации на 2 темы).

10. Д. Кабалевский. Ор. 51. Легкие вариации на тему словацкой народной песни.

11. С. Майкапар. Ор. 8 № 14. Вариации на русскую тему.

Урок 18. Контрольный урок. Повторение пройденного. Определение музыкальных форм в музыкальных примерах.

3-я четверть

Урок 19-20. Рондо.

Музыкальные примеры:

1. Й. Гайдн. Соната D dur (финал).

2. В. Моцарт. Ария Фигаро “Мальчик резвый...” из оперы “Свадьба Фигаро”.

3. М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы “Руслан и Людмила”.

4. С. Прокофьев. Марш из оперы “Любовь к трем апельсинам”.

5. А. Бородин. Романс “Спящая княжна”.

Урок 21. Понятие полифонии. Имитация. Канон.

Музыкальные примеры:

1. М. Глинка. Квартет “Какое чудное мгновение” из 1 д. оперы “Руслан и Людмила”.

2. П. Чайковский. Дуэт Ленского и Онегина “Враги” из оперы “Евгений Онегин”.

3. И. Бах. Двухголосные инвенции C dur, F dur.

Урок 22-25. Циклические формы и жанры. Старинная сюита, характеристика танцев. Сонатно-симфонический цикл, характеристика частей.

Музыкальные примеры:

1. Э. Григ. Сюита “Пер Гюнт”.

1 ч. “Утро”.

2 ч. “Смерть Озе”.

3 ч. “Танец Анитры”.

4 ч. “В пещере горного короля”.

2. И. Бах. Французская сюита № 5.

3. Й. Гайдн. Соната e moll, 1-3 чч. (фрагменты).

Урок 26-27. Сонатная форма. Общая схема. Характеристика основных разделов экспозиции.

Музыкальные примеры:

1. Й. Гайдн. Соната D dur, 1 ч.

2. Й. Гайдн. Соната e moll, 1 ч.

3. В. Моцарт. Симфония № 40 g moll, 1 ч.

4. Й. Гайдн. Симфония № 103 Es dur, 1 ч.

Урок 28. Контрольный урок.

4-я четверть

Тема 4. Повторение

Урок 29-34. Повторение всех пройденных музыкальных форм.

Урок 35. Контрольный урок. Приложение 2.

Урок 36. Музыкальная викторина по теме “Музыкальные формы” урок.