Игра-конкурс «От чувства к чувству». 3-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 3


Чувства людей гораздо интереснее их мыслей”.
(Оскар Уайльд)

Игра-конкурс “От чувства к чувствупредставляет собой увлекательное путешествие в мир эмоций и предназначена для учащихся третьих классов.

Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Выготский Л.С. был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития. Вводя в отечественную психологию понятие “социальная ситуация развития”, он отмечал особую значимость феномена ключевого переживания, который по своему содержанию относится к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием, по Л.С.Выготскому, стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии ребенка.

Исследования Закаблук А.Г. показывают, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события , непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха, большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам. Исследования также показывают, что свои и чужие эмоции ими слабо осознаются и понимаются, а мимика других часто воспринимается неверно. Исключения составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления.

Эмоциональная сфера является одной из важных составляющих в развитии младших школьников. Понимание своих эмоций и чувств, умение “читать” эмоциональное состояние другого человека и управление своими эмоциями – важное условие для гармоничного, эффективного взаимодействия и становления личности человека. Распознавание и передача эмоций – процесс сложный и требует от детей определенных знаний и определенного уровня развития. В начальной школе на занятиях по психологии, младшие школьники знакомятся с основными эмоциями, учатся распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам и управлять своими чувствами. Заключительным итогом занятий является система психологических игр (“От чувства к чувству”, “В городе замороженных чувств”, “Обратная сторона чувств”), в ходе которых обобщаются основные знания и умения детей. Игры дают ощущение полноты и завершенности, которое остается по окончании изучения мира эмоций. Игра-конкурс “От чувства к чувству” является первой в данной системе.

Цель игры: обобщение основных знаний и личного эмоционального опыта детей.

Обучающая задача игры: выработка коммуникативных качеств.

Развивающие задачи игры:

  • развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях;
  • развивать групповую сплоченность, взаимодействие, навыки позитивного социального поведения;
  • развитие ресурсов личности.

Воспитательные задачи игры:

  • укреплять чувство единства, умение действовать согласованно;
  • укреплять умение прислушиваться к чужому мнению и разрешать разногласия мирным путем.

Игра “От чувства к чувству” состоит из четырех взаимосвязанных частей и имеет четкую структуру.

В структуру игры входит подготовка, ритуал приветствия и входа в игру, настрой на путешествие, основная часть (конкурсы, двигательные разминки), завершение игры, выход из игры, рефлексия игры.

Ритуал приветствия, завершающая часть путешествия и прощание проводится стоя в кругу. Форма круга создает ощущение целостности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимодействие.

Игра предполагает массу неожиданностей, которые используются как материал для совместной деятельности всех участников игры. В ходе игры дети накапливают определенные моменты проживания чувств. Совместное обсуждение конкурсных заданий, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности детей. В игре включается коллективное сопереживание, что позволяет получить яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Игра носит характер мягкого соревнования.

Условия проведения. Класс делится на 2-3 группы в зависимости от численности. Количество человек в группе — 6-7. Продолжительность игры — 1,5 часа.

Необходимое оснащение:

  • мягкая музыкальная игрушка “Солнышко”;
  • туннель;
  • бланки для конкурсов (приложение №1);
  • интерактивная доска;
  • демонстрационные слайды (город Чувств с фонтаном, корабль, Горы Страха, подводная пещера Обиды, водопад Злости, остров Веселья, остров Радости);
  • рисунок дерева на листе ватмана;
  • вырезанные из картона “кочки” и листики для дерева;
  • ленточки для игры “кочки”;
  • фломастеры, ручки;
  • жетоны разного цвета;
  • фуражки для капитанов команд, морские воротники для членов команд.

Игра включает в себя подготовительный этап. На занятиях по психологии дети делают рисунок чувства, который они представляют в процессе игры и подбирают к нему цитату.

ХОД ИГРЫ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. РИТУАЛ ПРИВЕТСВИЯ И ВХОД В ИГРУ.

Цель: создать особую атмосферу, обеспечить комфортное вхождение в игру для каждого ее участника.

Встаем в круг. Ведущий игры: “Я рада вас видеть, давайте поздороваемся друг с другом кивком головы. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие и превратимся в жителей Города Чувств. У меня есть “волшебное солнышко”. Если до него дотрагивается добрый человек, оно начинает петь и передает ему часть волшебной силы. Давайте дружно протянем к нему руки и превратимся в жителей Города Чувств”.

Далее: “В Город Чувств можно попасть через туннель”. Ведущий развязывает туннель, дети пролезают через него и рассаживаются по своим местам.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ “В ГОРОДЕ ЧУВСТВ”.

Ведущий: “Итак, в одном уютном городе жили-были Чувства. Они были разные, но жили все вместе, дружно и весело. Чувства ходили друг к другу в гости, дарили подарки, занимались своими делами, учились; иногда ссорились, но всегда мирились. Дело в том, что в этом городе была достопримечательность: Фонтан Радости. К нему приходили все обиженные, раздраженные жители и настроение их сразу менялось. Фонтан Радости создавал в городе атмосферу любви и принятия. Жители города очень любили играть, и однажды они разбились на две команды и решили посоревноваться. Давайте с ними познакомимся.”

Каждый ребенок представляет свой рисунок Чувства и зачитывает к нему цитату. Рисунки вывешиваются на доске по желанию детей.

Конкурс 1. Знатоки чувств.

Цель: активизация эмоционального словаря детей

На бланке команды пишут список чувств. На подготовку 3 минуты. Затем поочередно называют чувства, которые может переживать человек. За каждое неповторяющееся чувство команда получает жетон.

Конкурс 2. Узнай чувство.

Цель: активизировать и развивать умение выражать и распознавать чувства.

Каждая команда получает по 2 карточки с названием чувства (приложение №1) . Задача детей изобразить чувство как можно точнее при помощи мимики, движений, позы. Команда соперник должна угадать загаданное чувство. За правильный ответ команда получает жетон. На подготовку дается 5 минут.

Конкурс 3. “Эмоциональные ситуации”.

Цель: активизировать и развивать умение распознавать чувства.

Каждой команде дается по три карточки, на которых написаны ситуации (приложение №1). Нужно распознать и написать чувства, которые испытывают животные. На подготовку 5 минут. За правильное распознавание чувства команды получают жетоны.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ “ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВОДОЙ ДЛЯ ФОНТАНА РАДОСТИ”

Ведущий: “Жили себе жители в городе очень спокойно и дружелюбно. Но вдруг случилась страшная беда — пересох Фонтан Радости. И жизнь сразу стала серой, а жители загрустили. На Совете города решили, что так больше продолжаться не может. Надо снарядить корабль и отправить его в другой конец океана на Остров Радости, чтобы привезти оттуда волшебной воды для восстановления фонтана. Это Совет города поручил, ребята, нам. Плавание будет трудным и опасным, но мы должны преодолеть все трудности. Давайте начнем готовиться к путешествию”.

Подготовка к путешествию.

Команды встают в две шеренги лицом друг к другу.

Кричалка.

Цель: снятие напряжения, разрядка, формирование позитивной атмосферы.

В честь каждой команды прокричим “Ура!” Сначала тихонько-тихонько, затем громче, еще громче, громко и подпрыгнем, вытянув руки. Затем тише-тише-тише.

Игра “Болото”

Цель: выработка навыка коллективного решения задач и бережного отношения друг к другу.

“Кочки” располагаются на расстоянии шага друг от друга. Ноги в паре связаны. Наступая на “кочки” дойти до конца болота. Относимся друг к другу бережно.

По окончании игры дети рассаживаются по своим местам. Дается команда: “Отплываем!” Звучит музыка, и под нее дети раскачиваются .

Ведущий: “Внимание!!! Впереди какие-то горы!” Звучит музыка Страха. Дети по музыке догадываются, что попали в Горы Страха.

Ведущий: “Чтобы нам отсюда выбраться, нужно справиться с заданиями и победить страх”.

Конкурс пугалок

Цель: выявление основных страхов детей

Командам нужно написать то, чего можно бояться. Время работы 3 минуты. Затем команды по очереди обмениваются мнениями. За каждую мысль дается жетон. Всего по 7 мыслей.

Конкурс “Справляемся со страхом”

Цель: активизировать воображение, стимулировать ресурсы детей. Детям необходимо записать, каким способом можно справляться со страхами. Время подготовки 5 минут. Затем команды поочередно обмениваются мнениями. Всего по 7 мыслей. За каждую мысль команды получают по жетону.

Ведущий: “Ура! Страх мы победили! Плывем дальше!” Звучит музыка. Дети раскачиваются под музыку. Музыка меняется. Ведущий говорит: “Нас,кажется, затягивает на дно!!!” Дети встают, кладут руки на плечи друг другу и качаются. Потом берутся за руки и садятся на корточки. Мы на дне океана в пещере Обиды.

Выходит обиженный житель. “Меня обидели. Меня обидели. Меня никто не любит. Меня обидели. Как обидно! А вам бывает обидно?”

Ведущий: “Ребята, что нужно делать в первую очередь, чтобы справиться с обидой?” (Рассказать о ней) Давайте поможем обиженному жителю и выберемся из пещеры Обиды”.

Конкурс “Как помочь обиженному жителю?”

Цель: активизировать знания детей об обидах.

Команды собирают мысли, отвечая на вопрос: как справиться с обидой? (ситуация приведена в бланке в приложении №1). Время работы 5 минут. Затем команды обмениваются мыслями. За каждую мысль получают жетон. Всего по 7 мыслей.

“Обиженный житель” благодарит ребят за помощь и говорит, что чувствует себя свободным от обиды. Корабль поднимается со дна океана и плывет дальше.

По курсу Остров Веселья. Дети встают и под веселую музыку танцуют. Остров Веселья позади, звучит злая музыка. Корабль останавливается.

Выходит .Злость:Я злая, я очень злая! Сейчас я вас всех перессорю, все сейчас будут драться, дразнить друг друга. Я очень, очень злая”.

Конкурс “Как остановить Злость?”

Цель: активизировать знания детей о том, как можно справиться с злостью.

Дети получают ситуацию (приложение№1). Время работы 5 минут. Затем команды обмениваются мнениями. Всего по 7 мнений. За каждое мнение выдается жетон.

Злость отпускает корабль, и мы плывем дальше. Впереди остров Радости. Кричим: “Ура!!!!! Мы добрались!”

Ведущий: “Ребята, все не так просто. Ко мне подошел житель острова Радости и сказал, что нам не могут дать воду для Фонтана Радости, пока не выполним их задание. Согласны выполнить задание? Тогда на листочках от дерева, напишите свое качество или несколько качеств, которые помогают вам справляться с трудностями и такими сложными чувствами, как Злость, Обида и Страх”.

Цель задания: развитие навыка самоанализа, принятия своих достоинств.

Ребята пишут качества, подходят к дереву и наклеивают на него листочки.

Ведущий: “Спасибо за работу, ребята. Дерево имеет много листьев, и каждый листочек необходим дереву. А без листьев дерево скучное, одинокое. Листья и дерево нужны друг другу. Также и мы. Все мы разные, у каждого есть свои особенности, свой характер. Но каждый хорош по-своему. И каждый из нас нужен друг другу”.

Ведущий: “Ребята, житель города дал нам чашу с водой для Фонтана Радости. Давайте встанем в круг, закроем глаза, каждый подержит ее в руках и с закрытыми глазами передаст другому.” Чаша проходит весь круг.

Цель: укрепление доверительных отношений между детьми, сплочение ребят. По окончании все рассаживаются по своим местам.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ЧАСТЬ.

Подводятся итоги. Каждая команда кричит “Ура!” в честь другой команды.

Ведущий: “На память об игре каждый из вас получает медаль!” Дети торжественно получают именные медали с надписью “Чувствовед”.

Ведущий: “Ну что ж.... пора собираться в обратный путь, в наш Город Чувств. А чтобы наш фонтан снова не пересох, жители Острова Радости подарили нам притчу. Послушаем ее?” (приложение №2)

А теперь отправляемся домой”. Звучит музыка, и корабль возвращается обратно.

Ведущий: “Наше путешествие закончено. Спасибо вам за работу и участие в игре. Пора возвращаться в школу, в нас класс. Туннель открыт, возвращаемся обратно”. Дети пролезают через туннель, встают в круг, берутся за руки и говорят друг другу “СПАСИБО!”

Рефлексия игры проводится на следующем уроке психологии. Дети отвечают на вопросы анкеты. Игра оставляет эмоциональный отклик и долго обсуждается детьми.

Приложением к разработке является фото-презентация игры — конкурса “От чувства к чувству”.

Литература.

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: “Эксмо”. 2004.
  3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерпия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М., изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  4. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьником своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. ... канд. наук. Л., 1986
  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.