Интеллектуально-познавательныя игровая программа для детей с родителями «Не такой уж он простой, валенок!»

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Подготовительный этап (Приложение 1)

Организационный блок

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: краткосрочный

Цель: формирование и развитие у детей поисково-исследовательских компетенций и творческих способностей, воспитание уважения к русской культуре, стимулирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с историей валенной обуви и ее производством;
  • привлечь родителей к общественной жизни детей;
  • способствовать развитию творческой активности учащихся и родителей;
  • способствовать здоровому образу жизни детей и их родителей;
  • развивать наблюдательность, эстетический вкус на основе преемственности культурных традиций, интеллектуальные способности

Подготовительный этап: музыкальное оформление, видеоролик (о производстве валенок), оформление стенда, приборы и материалы для практических занятий (бумага белая и цветная, карандаши, краски и кисточки, клей, ножницы).

Организационный блок

Предполагает формулирование темы, целей, и плана занятия.

Участники – учащиеся объединения “Наследия” с родителями.

Вид – комбинированный.

По количеству учащихся – групповой.

По месту в учебном плане – текущий (декабрь - январь).

По содержанию – межпредметный.

Межпредметные связи: история, краеведение, рисование, технология, русский язык, литература.

Форма обучения: виртуальная экскурсия, беседа, конкурс, викторина.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

  • историю валенок Боровского района и России;
  • лечебные свойства валенок;
  • отличительные особенности кустарного и массового процессов производства валенок.

Учащиеся должны уметь:

  • нарисовать основу валенка по шаблону (1 уровень сложности);
  • самостоятельно нарисовать валенок (2 уровень сложности);
  • самостоятельно украсить валенок (в технике карандаш, акварель или аппликация);
  • подобрать сочетание цвета в соответствии с цветовым кругом;
  • ответить на поставленные вопросы (контроль знаний).

Методическое обеспечение:

1. Технические средства обучения:

- мультимедийная установка;

- экран;

- ноутбук;

- магнитофон.

2. Наглядные пособия:

- видеоролик;

- стенд с фотографиями,

- выставка валенок.

3. Раздаточный материал:

- бумага белая и цветная;

- карандаши (М, 2М), цветные карандаши;

- краски, кисточки;

- ножницы, клей.

Хронологическая карта занятия

№ п/п Этапы занятия Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность ученика
1. Организационный момент 1 - Проверка готовности;

- оглашение темы программы, правилами реализации

- Проверяют готовность;

- внимательно слушают педагога.

2. Информационная часть программы 40 -Включает песню

“Валенки, валенки....”;

- стихотворение “Валенки” А.Гаврюшкина;

- историческая справка;

- демонстрация док. Фильма о кустарном и массовом производстве валенок.

Внимательно слушают, смотрят, участвуют в программе (читают стихи, исследовательскую работу)
3 Интеллектуальный поединок. 5 - Читает загадки, задает вопросы;

- отслеживает ответы;

- Вспоминают и называют пословицы;

- отгадывают загадки;

- отвечают на вопросы;

4 Творческий поединок. 15 - раздает бумагу, краски, карандаши, ножницы, клей - рисуют валенки;

- украшают рисунком, аппликацией и т.д.

5. Кроссворд 7 - Задает вопросы;

- следит за ответами, вносит коррективы.

Работают самостоятельно: обсуждают вопросы, дают ответы.
6. Подведение итогов 7 - Проверяет качество работы;

- выставляет баллы в оценочном листе.

Защищают свою работу, демонстрируя навыки на выполненном самостоятельно образце.
7. Рефлексия 3 Помогает учащимся обобщить полученную информацию, проанализировать ошибки, причины затруднений и успехов, степень достижения целей. Обобщают полученную информацию, анализируют ошибки, причины затруднений и успехов, оценивают степень достижения поставленных целей (самооценка результатов).
8. Подведение итогов занятия, награждение. 12 Обосновывает и награждает победителей Слушают
ИТОГО 90  

Информационный блок

Сценарий занятия:

Звучит песня “Валенки, да валенки...” в исполнении группы “Белый день”.

“Валенки” (чтец 1)

Купила валенки подруга,
Ходить зимой в них – благодать!
Вокруг зима и воет вьюга,
А ей бы только погулять...

Девчата все к нему гурьбою –
Сурова зимушка-зима.
Связать судьбу с его судьбою,
Мечта у девушек была.

Мороз давно уже трескучий
Моей подруге нипочём:
Судьба ей подарила случай,
И встречу с местным с силачом.

Но он любил мою подругу
Уже давно, который год!
С тех самых пор, когда сквозь вьюгу
Услышал, как она поёт...

Валял тот валенки в деревне,
И это дело так любил,
Что навык редкий, навык древний,
В прекрасный бизнес превратил.

Подруга в своей песне пела
Про >валенки, что он валял.
Забыл силач тогда про дело
Лишь молча слушал, да вздыхал...
Гаврюшкин Александр Евгеньевич

Говорят: “Валенки – это Россия, а Россия – это валенки”.

Но это утверждение спорно. Дело в том, что древние Русичи валенок не валяли: нет о них полслова ни в русской мифологии, ни в народных сказках. Не валенки носили герои былин, а лапти из лыка. Зимой под них поддевались шерстяные, вязаные чулки из шерсти собак и других домашних животных (4).

Традиция “валяния” валенок пришла на русскую землю от Татар. Изначально, они заворачивали ноги в шкуры животных. Со временем древние кочевники додумались до более удобного варианта: катанная из шерсти овец обувь, оказалась подходящей для передвижения, спасала от лютых морозов и исцеляла многие недуги (4).

Так появились на Руси валенки. Первое упоминание о войлочной обуви можно встретить в исторических летописях времен “Слова о полку Игореве”. Вначале древние умельцы изготавливали войлок для сборки походных шатров. Отходы производства использовались для изготовления войлочных сапог без голенищ – КОТЫ. Позже появились – ЧУНИ, КЕНЬГИ (4,7).

В XVIII веке ремесленники Семеновского уезда Нижегородской губернии изобрели валенки с высоким голенищем, которые по способу производства называли катанками. Они были без швов и стали официально считаться русской национальной обувью (7).

Презентация “Шерсть и ее свойства” (текст Презентации в Приложении 2).

Самые хорошие из них получались, если были “скатаны” из шерсти овец и собак. Шерсть имеет в своей структуре чешуйки, которые при скатывании сцепляются и образуют нетканое покрытие, из которого формируют валенок. Это сложное производство, оно требует большой силы и сноровки, поэтому им занимались мужчины, а женщины выполняли более легкую работу: подготавливали шерсть. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет, где вы сможете сравнить кустарное производство валенок с массовым производством (показ видеосюжета “Кукморские валенки”).

Валенная обувь обладает лечебными свойствами, так как изготавливают их из чистой шерсти. Она согреет при переохлаждении, обеспечивает лучшую циркуляцию крови. Особо рекомендуют носить валенки при заболеваниях опорно-двигательной системы, при любых воспалениях.

Надо отметить, что катанки ценил, не только простой народ, их жаловали Петр 1 и Екатерина Великая, она не расставалась с валенками даже на балах. Для нее мастеровые изготавливали особую эластичную войлочную обувь – ЧЕСАНКИ.

Впоследствии ношение валяной обуви считалось привилегией состоятельных господ, так как они были очень дорогие. Наши предки носили валенки по большим праздникам. Работать в них, было не принято. Только жители Сибири не считали валенки роскошью. Они носили их и в праздники, и в будни, сохраняя свое здоровье.

Но есть в валяной обуви недостаток: она быстро намокает, поэтому на валенки надевают калоши из резины (1).

Валенки (чтец 2)

Старенькие валенки
Лежали на завалинке.
В огороде бегал внук
Валенки увидел вдруг.

- Прадед твой, отважно дрался
Бил врага, не тушевался.
Воевал он, всю войну,
Грудью защитил страну.

Ваня дедушку спросил:
-Эту обувь кто носил?
- Это валенки отца,
Сталинградского бойца.

Наш народ, с твоим прадедом
Принесли стране ПОБЕДУ!
Коль наступит ваш черед
Защитите вы народ?

На внучок, возьми, примерь,
Хоть пока не твой размер.
Ваня валенки надел,
Как-то сразу повзрослел.

Отстоите ли Россию?
Хватит вам на подвиг силы?
Сталью сверкнули
У внука глаза!

Деда, я как твой отец,
Буду тоже молодец!
О прадедушке моем,
Расскажи, потом споем.

Мы не отступим
Ни шагу назад!
Хватит сил нам устоять
И Россию отстоять.

Фронтовые валенки
Грелись на завалинке.
Ну а Ваня вместе с дедом
Громко пели "ДЕНЬ ПОБЕДЫ."

Абдульмахмуд Рахимов

- Да, действительно валенки помогали нашим войскам в годы Великой Отечественной войны. Они согревали солдат в лютые русские морозы. Все артели нашей страны, которые валяли валенки, свою продукцию отправляли на фронт. Работали и днем и ночью (1).

В настоящее время валенки вновь входят в моду. Их можно встретить не только на рынке, но и в магазине. Их украшают аппликацией, вышивкой, гобеленом, бисером, кружевом. Тема войлочных изделий увлекает многих мастеров и Кутюрье. Они создают коллекции одежды.

В г. Москве есть музей “Русские валенки”. Он не большой, но в нем собраны экспонаты, отражающие всю историю валенок, некоторые из них вы можете увидеть на первом стенде.

В нашем Боровском районе, тоже валяли валенки (2, 3). Это было сложное кустарное производство. На нем работали семьями. Секреты мастерства передавались из рода в род. На втором стенде вы видите схему производства боровских валенок в шерстобитном цехе (краеведческая работа Полины И.).

Контроль знаний.

Группа делится на две команды по 6-8 человек.

Задание 1. Интеллектуальный поединок.

Вы сегодня узнали о зимней обуви. Как она называется? (валенки)

Какие песни, стихи, загадки вы знаете о валенках? (в приложении)

Задание 2. Творческий поединок.

Сейчас мы предлагаем вам украсить валенки.

(материалы: бумага белая и цветная, карандаши и краски, клей, ножницы)

Команда детей украшает валенки в технике аппликация, акварель.

Команда родителей украшает валенки вышивкой.

Задание 3. Кроссворд (контроль знаний)

  1. Какое сырье использовали для изготовления валенок? (шерсть)
  2. Видео-вопрос: О какой сказке идет речь? (“Морозко”)
  3. Непромокаемые (обычно резиновые) чехлы для обуви (калоши)
  4. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром – в школу,
    Днём – домой. (Валенки)

  5. Сказочный герой, который приходит в гости к детям в новый год (Снегурочка)
  6. В какой деревне в Боровском районе валяли валенки в каждом доме? (в д. Петрово)
  7. Что в структуре волосяного покрова используется для валяния валенок? (Чешуйки)
  8. На какой машине формируется сырье для заготовки валенка? (Чесальная)
  9. Шерсть каких животных использовали для изготовления валенок? (овечья)
  10. Какой сказочный герой чаще всех использовал валенки в обиходе? (дед, Емеля, бабка)
  11. Кто из правителей на Руси был в валенках на балу? (Екатерина Великая)
  12. Чем украшают валенки в настоящее время? (мех, кружево, аппликация, бисер, гобелен, вышивка).

Подведение итогов. Награждение (Приложение 1, Приложение 3).

Список литературы.

  1. А.Вержечинская “Валенки, валенки, не подшиты, стареньки” Газета “Лесная газета”, от 10 апреля 2004
  2. В.И.Осипов. Боровск: страницы истории. Историко-краеведческий сборник №1. 1999
  3. В.И.Осипов. Боровск: страницы истории. Историко-краеведческий сборник №3. 2001
  4. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.: Легпромиздат, 1997

Источники:

  1. Ариефьев Иван Иванович, д. Петрово, 2004 г.
  2. Музей “Русские валенки” г. Москва, 2004 г.
  3. Музей “Русские валенки” г. Москва, 2012 г.
  4. Ратников Евгений Тихонович, д. Петрово, 2004 г.
  5. DVD “Кукморские валенки”.