Предварительная работа. (Приложение, рис. №1-11)
1. Создание развивающе-обучающей среды по теме “Космос”:
а) минипланетарий;
б) выставка фотографий “История развития космических достижений”;
в) создание библиотеки для детей “Нам это интересно”.
2. Чтение научно-фантастического произведения Н.Носова “Незнайка и его друзья” и “Незнайка на Луне”.
3. Занятия по проекту “Космос” в разделах (центрах) “Ребёнок и окружающий мир”, “Математика”, “Конструирование”, “Ручной труд”.
4. Оформление в группе уголка “Космос и космонавты”.
5. Изготовление поделок из бросового материала, лепка, рисование, аппликация по теме “Космос”.
6. Домашний просмотр мультфильмов о Незнайке.
7. Домашнее задание для детей и родителей “Неведомый космический мир” (стихи, поделки, рисунки).
Программное содержание
1. Дать новые, уточнить и закрепить уже имеющиеся научные знания детей о космическом пространстве.
Уточнить знания о спутнике Земли - Луне и добавить новую информацию: размере, движении и температуре.
2. Заинтересовать детей фантастической литературой Н. Носова, пробудить желание рассуждать и делать умозаключения.
3. Развивать фонематический слух и ритм речи c помощью весёлой логоритмики:
а) различение звонких и глухих звуков П-Б и Д-Т.
4. Грамота и письмо.
5. Уточнить и закрепить математические знания:
а) знание геометрических фигур и конструирование из них по образцу;
б) знание цифр от 1 до 10;
в) состав числа из меньших чисел;
г) решение и запись примеров;
д) деление целого на части.
6. Развивать и закреплять навыки ручного труда.
7. Воспитывать любознательность, дружелюбие, внимательное отношение друг к другу.
Методические приёмы:
- организационный момент, беседа, вопросы к детям, объяснение,
- рассказ воспитателя, использование наглядного материала, физминутка, муз.момент, итоговое поощрение.
Словарная работа:
- закрепить уже знакомые слова: иллюминатор, люк, скафандр, отсек, излучение, метеориты, температура, движение, вращение;
- познакомить на слух с новыми словами: масса, сила тяжести;
- ввести энциклопедические названия созвездий: “Весы”, “Дракон”, “Дельфин”, “Павлин”, “Часы”.
Материал к занятию.
1. Демонстрационный:
а) плакат с изображением Луны;
б) макеты космических кораблей;
в) доска с изображением Луны на чёрном фоне;
г) плоскостная ракета, для наглядности полёта и прилунения;
д) “кодовый замок” и набор цифр;
е) ширма с изображением космодрома;
ё) ширма с изображением отсека управления ракетой;
ж) схема символов, обозначающих звуки;
з) музыкальный диск.
2. Раздаточный материал:
а) конверты с геометрическими фигурами;
б) кружки из оранжевой бумаги - “космическая пицца”;
в) ободок из картона;
г) круг из бумаги с начерченным внутренним кругом;
д) ножницы;
е) двусторонний скотч.
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети встают в круг.
Воспитатель.
Что за чудо-чудеса
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель.
Все вы ребята знаете весёлых человечков из Цветочного города. Помните, как дружно они жили: лепили, рисовали, заботились друг о друге. И был у них один малыш по имени Незнайка. Незнайкой его называли потому, что он не хотел учиться, но думал, что всё умеет и так. Но на самом деле он ничего не умел.
Вопрос. Кто помнит имя автора, который написал занимательные истории про Незнайку?
Ответ. Это Николай Носов.
Вопрос. К какому жанру можно отнести это литературное произведение: стихотворение, сказка, рассказ, фантастика?
Ответ. Сказка. Фантастика.
Воспитатель.
А сейчас я расскажу вам, что приключилось однажды с Незнайкой.
Профессор Знайка изобрёл ракету для полёта на Луну и уже готовился к полёту, чтобы передать лунатикам семена гигантских растений для получения хорошего урожая овощей и фруктов. Было решено не брать в полёт Незнайку и его друга Пончика. Но Незнайка не послушался и решил лететь без разрешения и заманил с собою Пончика. На космодроме они увидели три ракеты (рис. 16), а новая была вот такая (рис. 17).
Воспитатель показывает новую ракету и прикрепляет к магнитной доске. А вы ребята сможете построить такую же? Возьмите из конвертов геометрические фигуры и постройте. (рис. 18)
Самостоятельная работа детей. Одобрение воспитателя.
Воспитатель. И вот Незнайка идёт к ракете. Поднимается по трапу, хочет зайти внутрь, но не тут-то было, люк заперт с помощью кодового замка. И стал Незнайка не думая (т.к. думать он не любил) нажимать кнопки, но люк не открывался. А позже он всё-таки догадался, что надо сделать. А вы, дети, догадались? (рис. 19)
Давайте попробуем вместе подумать.
Над люком красовалась цифра “10” и было написано “из двух меньших” и он догадался, что нужно делать. А вы догадались? Правильно, код замка состоит из двух цифр, которые надо нажать по очереди, но чтобы их сумма равнялась “10”.
Какие цифры нажимал Незнайка?
1+9=10 и 9+1=10;
2+8=10 и 8+2=10;
3+7=10 и 7+3=10
4+6=10 и 6+4=10;
5+5=10.
Когда он нажал последние цифры, люк открылся.
Молодцы!
Воспитатель. Они попали в ракету и люк захлопнулся. Пончик испугался, решил остаться на Земле, хотел открыть люк, но ошибочно нажал не ту кнопку. Ракету затрясло. Это начали включаться двигатели и она полетела. Было очень страшно, но Незнайка быстро взял себя в руки и стал утешать друга, ведь он знал, что эту ракету изобрели и построили очень умные и ответственные люди-малышки: Знайка, Шпунтик и Винтик. Как там было интересно! Незнайка ходил по отсекам и восхищался: “Этот отсек для управления ракетой, самый интересный. Здесь компьютеры, звёздные карты, множество лампочек и кнопочек. (рис. 15) Этот отсек - душ, а это спальня, а это комната отдыха. Незнайка и Пончик пошли в комнату отдыха и стали отгадывать космические загадки. Было очень весело.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По английски - “астронавт”
А по русски… (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная всё на свете,
На орбите, как назло появилось… (НЛО)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты… (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора
Это чёрная… (Дыра)
Загадки закончились, и тут попался друзьям кроссворд, но справиться с ним было очень трудно. Давайте поможем мы этим бедолагам!
По вертикали:
1. Самая ближайшая к Земле звезда. (Солнце)
2. Как называется “Красная планета”. (Марс)
По горизонтали:
1. Естественный спутник Земли. (Луна)
2. Самая ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий)
Дети отгадывают кроссворд. Всё это делается на магнитной доске. (рис. 14)
Пристроился Незнайка к иллюминатору и стал смотреть в космос. И что же он там увидел?
И мы сейчас выйдем на ковёр и постараемся увидеть то, что увидел Незнайка.
Физминутка — разминка.
В тёмной, вечной тьме могучей Руки вверх, в
стороны вниз
Только руку протяни, потянулись руки вверх
Ты ухватишься за звёзды: руки в кулачки сжимать
Рядом кажутся они. Руки перед глазами
Можно взять перо Павлина ноги вместе, руки
вверх, покачать
Тронуть стрелки на Часах наклон вниз, руки
машут тик-так
Покататься на Дельфине, присесть, руки вперёд
Покачаться на Весах. Ноги на ширине плеч,
Руки в стороны, покачаться
В тёмной, вечной тьме могучей, руки вниз,
поднять голову вверх
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, подтянулись вверх,
руки вверх
Там созвездия висят руками берём созвездия.
Воспитатель.
Незнайка и Пончик очень проголодались, достали из холодильника космическую пиццу и решили разделить её пополам, чтобы на два дня хватило, а как это сделать правильно не знают. Ребята, помогите пожалуйста друзьям!
Дети берут оранжевые круги, делят круг на две части, способом складывания, разрезают ножницами по линии сгиба.
Как называется одна долька - половинка или 1/2 я часть. Молодцы, ребята!
И вдруг, двигатели стали тише гудеть. Незнайка глянул в иллюминаторы и понял, что скоро прилунение. Компьютер объявил, что посадка через 15 минут. Заволновался Незнайка, бросился искать скафандр, нашёл, но он был без шлема. А ведь на Луне без шлема нельзя. Шлем – часть скафандра.
Ребята, почему на поверхность Луны нельзя выходить без скафандра?
Ответы детей:
- опасное излучение от Солнца;
- нет воздуха;
- бомбардировка метеоритами и микрометеоритами.
Правильно ребята!
А теперь я расскажу вам о том, что вы ещё не знаете о Луне!
1. Когда Луна не освещена солнцем там очень холодно -170 градусов или очень жарко +130 градусов, когда она освещена.
2. Луна вращается очень медленно и повёрнута к нам всегда одной и той же стороной, так что с Земли мы видим только одну её сторону, а другую не видим. И всегда хотим знать, а что там?
3. По своей природе Луна схожа с Землёй, но её масса в 81 раз меньше земной. Сила притяжения на луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Если вы на Земле весите 24 килограмма, то на Луне будете только 4 кг.
А теперь поможем Незнайке сделать шлем.
Сам он с этим не справится.
У детей на столе лежат: круг из бумаги с нарисованным внутренним кругом поменьше, ножницы, ободок из мягкого картона. Дети вырезают внутренний круг, а получившийся обруч прикрепляют к ободку с помощью двойного скотча. (рис. 13) Дети надевают сделанные шлемы, встают около своего стола и надевают предполагаемый скафандр.
Психогимнастика. (Воспитатель показывает движения).
- Надеваем скафандр: сначала всовываем одну ногу, потом другую.
- Одну руку, потом другую.
- Застёгиваем длинную молнию.
- Надеваем тяжёлые лунные сапоги.
- Застёгиваем на них кнопки.
- Прикручиваем к скафандру шлем.
- Спускаемся по трапу на Луну. Заиграла музыка.
Дети одетые в скафандры выходят на поверхность Луны (на ковёр) и видят Незнайку. (Он идёт и поёт свою только что сочинённую песенку)
ты-ды, ты-ды - Я нашёл твои следы.
те-де, теде - Ну конечно на Луне.
ту-ду, ту-ду – Я в скафандрике иду.
ти-ди, ти- ди – Друг скорее приходи.
В такт музыки выходят дети и поют вместе с Незнайкой:
пу- бу, пу-бу - Сидит шапочка на лбу
па-ба,па-ба - Слезла шапочка со лба
пе-бем, пе-бем - То не шапочка, а шлем
пы - бы, пы-бы - В шляпе выросли грибы.
Незнайка, можно на грибы посмотреть?
Да нет здесь никаких грибов.
Почему ты поёшь “грибы”?
Незнайка: потому что так получается рифма.
Пока Незнайка гулял по Луне и сочинял стихи, на другой ракете прилетели его друзья и привезли разных фруктов. (рис. 12). Они не стали ругать Незнайку, а очень обрадовались, что он и Пончик живы и угостили всех спелыми, сочными и сладкими плодами. На этом одна история кончается, а другая начнётся в следующий раз.